Борьба советской власти с униатами и положение православных ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Борьба советской власти с униатами и положение православных монастырей на Украине Сергей Платонов 12. 03. 2018 2735 После окончания Великой Отечественной войны перед И. В. Сталиным встала острая проблема закрепления советского влияния в восточно-европейских странах. В его стратегию входило и преодоление влияния в них Римского папы, занимавшего после войны резко антикоммунистические позиции. В связи с этим выстраивалась и судьба православных монастырей в связи с уничтожением Униатской Церкви, так или иначе связанной с пронацистскими националистическими организациями.

Униатский епископ Иосиф Иосафат Коциловский благославляет добровольцев дивизии СС " Галичина " Содержание: Борьба с униатами Охлаждение государственно-церковных отношений Борьба с униатами Антикатолические планы стали созревать у И. Сталина в конце 1944 г. и впервые были опробованы на Поместном Соборе 1945 г. Уже вскоре они самым трагическим образом сказались на судьбе Униатской церкви в СССР. Однако влияние на вождя в этом вопросе оказывала не только необходимость устранения влияния Ватикана, но и пронацистская ориентация униатов, несовместимая в это время ни с общей линией государственной политики, ни с идеологией.

В декабре 1944 г. делегация украинских греко-католиков была принята в Совете по делам религиозных культов, руководство которого по согласованию с В. Молотовым и Н. Хрущевым указало, что все ее просьбы, не расходящиеся с законом, будут удовлетворены. Но после принятия от униатов взноса в фонд Красного креста и последовавшего затем их отказа от самоликвидации отношение правительства стало меняться [1]. Формально не запрещенное существование в СССР церкви, напрямую связанной с Ватиканом и пронацистскими националистическими организациями, не могло не волновать И. Сталина. Отправной точкой в конечном отсчете, безусловно, стал отказ представителей Униатской церкви прекратить поддержку Организации Украинских националистов, отряды которой к тому времени оставались в тылу советских войск. Невозможность существования как Униатской церкви в целом, так и вооруженных формирований Украинской повстанческой армии (крыло Организации Украинских националистов) в частности по сути явилась основной причиной, которая привела к ликвидации.

Внутри самой Униатской церкви разгорелась борьба между сторонниками и противниками воссоединения с Православной Церковью Решение униатского вопроса на территории Западной Украины стало основной проблемой в первые годы патриаршества Святейшего Алексия I. Патриарх отчетливо понимал, что в условиях конца войны и первых послевоенных лет тяжесть ее разрешения падет на государство, которое к тому же отдает предпочтение политико-силовым методам. И Церковь осознанно отошла на второй план, указывая государству, что речь идет и о свободе духовного, церковно-юрисдикционного выбора верующего человека, и о разрешении церковно-исторической проблемы.

Практические шаги «наступления» на католицизм в СССР по ликвидации униатства и в борьбе с Ватиканом правительство начало предпринимать с весны 1945 г., когда были рассмотрены, обсуждены и одобрены лично И. В. Сталиным, предложенные Советами по делам религиозных культов и по делам Русской Православной Церкви, инициативы. К примеру Г. Карпов, несмотря на критическое отношение к историческому опыту Русской Православной Церкви в противодействии униатству и католицизму, все же считал, что Церковь «может и должна сыграть значительную роль в борьбе против Римско-католической церкви». Правда, такое возможно исключительно при тесном взаимодействии Церкви и государства в разрешении целого ряда задач. Для привлечения Патриархии правительство пошло на значительные уступки в западных областях СССР. Решение о судьбе Греко-католической церкви, принятое в Москве, в Западной Украине трансформировалось в конкретные репрессивные и административно-запретительные меры. Причем в процессе воссоединения (фактической ликвидации государственными мерами Униатской церкви в СССР) пришлось сыграть свою роль и православным обителям.

После того как митрополит Иосиф (Слипый) отказался от сделанного ему властями предложения самоликвидировать Униатскую церковь, в течение апреля-мая 1945 г. по обвинению в «активной издательской и пособнической деятельности в период немецко-фашистской оккупации» он, правящие епископы (И. А. Чернецкий, Н. М. Бутка, Г. Л. Хомышин, И. Ю. Лятышевский) и ряд священников были арестованы. Проблема ненормальности положения, при котором в СССР существовала организация, прочно связанная с националистическими группами и прежде всего с Организацией Украинских националистов, ясно осознавалась властью.

Никаких шансов к сохранению этого положения у униатов в дальнейшем не было, поскольку на последовавшее предложение от военных структур СССР отказаться от идеологической позиции они ответили отказом.

Остальные же 900 священников выразили свое добровольное согласие о присоединении к Русской Церкви. По мнению историка О. Ю. Васильевой, «среди них были искренне желавшие этого. Но большинство — из страха перед репрессиями в условиях нарастающего политического террора в Западной Украине» [2]. Одновременно внутри самой Униатской церкви разгорелась борьба между сторонниками и противниками воссоединения с Православной Церковью. Активное давление на униатское духовенство оказывалось через местную периодическую печать.
 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

административная структура русской православной церкви | записка троцкого методах внесения раскола духовенство связи изъятием церковных ценностей марта 1922 | церковь илии пророка при артиллерийском полку 7-й гвардейской десантно-штурмовой новороссийской дивизии | корецкому имя троицы жен мон-рю | тяжесть heavy |

Источник текста


Постоянная ссылка: Борьба советской власти с униатами и положение православных монастырей на Украине
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера