Митрополит Иларион: Заповеди блаженства являются той лествицей, что ...

  001   002   003  004   005
В начало текстаВ конец текста
А одним из проявления милосердия в человеке является сердце милующее, о котором говорят нам святые Отцы, в частности, преподобный Исаак Сирин. По его словам, сердце милующее – это возгорение сердца человека о всякой твари, когда он не может без слез видеть любой вред, причиняемый тому или иному человеку или тварному существу.

Милосердие – это не просто способность делать добро и оказывать милость. Милосердие – это внутреннее расположение сердца, доброе и милостивое по отношению к каждому человеку вне зависимости от того, как этот человек к тебе относится.

Господь говорит нам в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8) . Мы все знаем, что Бог невидим, Он невидим по своей природе. И даже в пасхальную ночь мы слышим слова о недоступности Бога и что только через Иисуса Христа – воплотившееся Слово Божие – мы можем приблизиться к Богу. «Бога не видел никто никогда» – эти слова сказаны апостолом Иоанном Богословом в самом начале его Евангелия. Но к ним добавлены и другие, не менее важные слова: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1. 18) , то есть Он явил нам Бога, открыл нам лик Божий, который до этого времени был сокрыт от человечества. Мы узнаём Бога через Иисуса Христа, через Его Единородного Сына. И о Самом Боге мы узнаём через то, что Сам Господь Иисус Христос сказал нам о Своем Отце.

Евангельские слова «чистые сердцем Бога узрят» (см. Мф. 5. 8) тоже не следует воспринимать как нечто относящееся исключительно к посмертному бытию. Конечно, здесь нам открывается не в полной мере, а, как говорит апостол Павел, как бы через тусклое стекло, гадательно ( см. 1 Кор. 13: 12 ) то, что мы увидим после своей кончины.

Мы верим и надеемся, что если проведем достойно земную жизнь, то после смерти обязательно встретимся с Господом лицом к лицу. Но мы должны знать, что обетование Божие относится и к этой земной жизни, и хотя Бог невидим по Своей природе, но Он дает нам возможность видеть Его в лике Своего Божественного Сына. И не только видеть, но и приобщаться к Нему духовно и телесно через Таинство Святого Причащения.

Бог не остается внешним по отношению к нам, как это было в Ветхом Завете, когда, опять же, только особые избранники Божии удостаивались лицезреть Бога, а все остальные должны были находиться вдалеке и только слышали громы, отзвуки и отблески того Откровения, которое им давалось. Теперь мы все являемся теми избранниками, которым даны и Божественные обетования, и Божественные заповеди. Но в нашей жизни невозможно сбыться этим обетованиям, пока не будут соблюдены заповеди – здесь все взаимосвязано. Обетования проистекают из заповедей. Вот почему Господь к каждому из нас обращает эти слова. Их трудно воспринять и нелегко исполнить, но без их исполнения, без воплощения их в жизнь невозможно увидеть Бога, ибо только чистые сердцем могут узреть Его.

Кто, по слову Божию, наречется сынами Божьими? Те, которых Господь называет миротворцами (см. Мф. 5. 9) , то есть людей, способных приносить мир в человеческое сообщество. Если мы задумаемся о своей жизни, о наших взаимоотношениях с ближними в семье, на работе, то заметим, как часто мы несем людям совсем не мир, а конфликты, раздражение, вносим разделение, сеем вражду.

Господь призывает нас быть миротворцами, и это относится, прежде всего, к нашей повседневной жизни, – как мы общаемся с другими людьми, что мы им даем и что приносим. Но для того, чтобы приносить людям мир, нужно этот мир иметь в своей душе, а для этого необходимо примириться с Богом. Для того, чтобы примириться с Богом, нужно приносить покаяние за свои грехи и просить у Господа прощения.

Наш внутренний мир передается другим людям. Очень многим людям может передаться тот внутренний мир, который стяжал внутри себя христианин. Вспомним замечательные слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы знаем, что святые, подобные ему, умели передавать этот внутренний мир тысячам людей.

Но источником мира является Господь; мы, благодаря своим усилиям, подвигам или духовным упражнениям, не можем достичь внутреннего мира, ибо он нам даруется свыше. И удивительно то, что в исполнении заповедей блаженств человеку помогает Сам Бог. От человека требуется не столько способность исполнять эти заповеди, сколько готовность встать на этот путь, желание предаться в руки Божии, чтобы Господь помогал ему на этом пути.

И, наконец, Господь говорит нам: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (см. Мф. 5. 10) .
  001   002   003  004   005
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

блаженства евангельские изложении церковнославянском русском языках | заповеди блаженства | священномученик сергий мечёв | священномученик корнилий сотник исповедник | священномученик корнилий сотник |
Постоянная ссылка: Митрополит Иларион: Заповеди блаженства являются той лествицей, что возводит нас к Царству Небесному | Русская Православная Церковь
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера