Интерпретация темы апокалипсиса в кинематографе XX-XXI вв.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Интерпретация темы апокалипсиса в кинематографе XX-XXI вв. 25. 05. 2018 2006 Заостренность на апокалиптической тематике характерна для западного общественно-религиозного дискурса, начиная с XIX столетия, когда протестантские проповедники, лишенные связи с толковательной традицией неразделенной Церкви, предсказывали дату конца света, исходя из буквального понимания последней книги Священного Писания — Апокалипсис. Данная статья посвящена раскрытию апокалиптических мотивов в кинематографе.

Размышление о раскрытии и интерпретации апокалиптической тематики в кинематографе весьма актуально, если учесть, что обсуждение этой темы происходит в рамках экологической проблематики, причем понятие «экология» трактуется более расширено, нежели это было принято ранее, учитывая как культурный, так духовный и образовательный аспект, вполне органично входящие в это понятие. Апокалиптическая тематика напрямую связана с проблемами экологии в силу того, что одним из классических сценарных решений является экологическая катастрофа, приводящая к гибели всей, планеты, человечества или большей его части.

Привлечение кинематографического материала в данном случае особенно актуально в силу того значения, которое современное кино имеет в массовой культуре и какое воздействие оно оказывает на общественное сознание. Более того, современное кино как таковое в значительной мере является выразителем общественных чаяний и настроений. Оно отвечает запросам общества, одновременно формируя его сознание и миросозерцание.

Образ апокалипсиса в кинематографе XX-XXI столетий — это один наиболее сильных и выразительных образов и вместе с тем одна из наипопулярнейших его тем. Начиная с середины XX века и кончая нынешним временем, на апокалиптическую тематику было снято более 50 фильмов и сериалов. Фактически по одному в год. При рассмотрении этой проблематики необходимо учитывать, что киноиндустрия — не только один из лидеров в развлекательной сфере, но и мощнейший фактор формирования общественного сознания, поскольку кинематографический образ представляет собой многомерное и многоплановое явление, охватывающее почти все восприятие человека и почти все его чувства. По этой причине он есть не что иное, как сильнейшее выразительное средство, в зрительном образе охватывающее собой все виды искусства.

Если раньше апокалиптические настроения формировали в основном проповедники (вспомним лидеров старообрядчества, экзальтированных американских пасторов и проповедников различных сект) , то теперь именно киноиндустрия определяет и формирует если не апокалиптическую настроенность, то хотя бы интерес к этой тематике.

И это особенно важно, если говорить об этой проблематике применительно к русской действительности, поскольку образ как таковой всегда имел особенную функциональность в контексте русской духовной культуры. Достаточно вспомнить факты из отечественной истории. В первую очередь это встреча князя Владимира с православием, представшим перед его посольством в величественном и царственном образе церкви св. Софии в Константинополе. Ее архитектура, на тот момент неповторимая, мозаики, убранство, торжественность служение, отправляемого в ней при участии императора ромеев — все это стало как бы квинтэссенцией православия. Можно вспомнить и беседу князя Владимира с византийским монахом-философом, показавшим князю образ Страшного суда. Недаром именно образ (архитектурный, иконописный) станет ключевым моментом в развитии русской культуры до XVIII в. То же можно сказать о восприятии Петром I Западной Европы, которая также предстанет перед ним как образ сильной (экономика, армия) , эстетичной (искусство) , развитой (наука) и завлекательной (мотивы утонченной чувственности в разных сферах искусства) цивилизации. В силу того, что образ имеет особенную функциональность в нашей культуре, раскрытие именно кинематографического прочтения апокалипсиса имеет особенную актуальность.

Понятие «апокалипсис» представляет собой одну из составляющих понимания завершения человеческой истории в рамках христианской традиции. То есть это один из аспектов такого объемного понятия, как «последние времена». Христианство говорит о «последних временах» в контексте перехода от времени к вечности, именно в этом смысле понимается завершение человеческой истории. При этом нужно обязательно учитывать, что христианское понимание последних времен не ограничивается завершением истории человечества. Оно включает в себя всю человеческую историю от основания Церкви в момент схождения Святого Духа на Апостолов до завершения человеческой истории. Весь этот период воспринимается как завершающий этап домостроительства спасения человека и обновления мира, после которого явится новое «небо и новая земля».

Апокалипсис в узком смысле — это откровение о последних днях человечества и, в виду вышесказанного, не исчерпывает всей проблематики, связанной с понятием «последние времена» в христианской традиции. В контексте современной культуры, формируемой преимущественно в рамках англосаксонского мира, апокалиптика становится самодовлеющей темой и концентрируется исключительно на таком понятии, как «Конец Света», а причины этого кроются в религиозной жизни, духовной атмосфере Северной Америки, породившей и до сих пор порождающей проповедников апокалиптической направленности, то есть берущихся не только рассуждать на эту тему, но и предсказывать Конец Света.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

святой король владислав сербский | дата создания | король речи посполитой сигизмунд iii гравюра 1594 ргб | миграция дана гражданская война вениамином руфь 14-12 рождества христова | святой стефан милютин король сербский брат его драгутин мать елена |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Интерпретация темы апокалипсиса в кинематографе XX-XXI вв.
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера