Источник текста

О Положении об управлении Русской Православной Церковью 1945 года / Православие.Ru


О Положении об управлении Русской Православной Церковью 1945 года Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. Проведенный в январе-феврале 1945 года в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках, Поместный Собор Русской Православной Церкви стал одним из значительнейших событий в жизни Русской Церкви. Его главным деянием было избрание Патриарха Московского и всея Руси – им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) . Кроме того, 31 января 1945 года соборяне приняли исторический документ – Положение об управлении Русской Православной Церковью, состоящее из 48 статей.

Собор был созван и проходил в сложных исторических и политических условиях: Великая Отечественная война еще не окончена, и в стране, несмотря на некоторые послабления, господствует атеистическая идеология.

Понятно, что указанное Положение было подготовлено при тщательном контроле со стороны советского правительства, вмешательстве НКВД и личном участии И. В. Сталина.

Положение об управлении Русской Православной Церковью было разработано Московской Патриархией еще осенью-зимой 1943–1944 годов.

Главный его разработчик – архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) – предложил ликвидировать прежнюю практику полной зависимости священников от исполнительных органов и приходских общин (двадцаток) , которые допускали превышение своих полномочий, вмешивались в практику совершения богослужения и треб, бесконтрольно расходовали церковные средства, отстраняли настоятеля храма от участия в деятельности исполнительных органов: «Во главе каждой приходской общины православно-верующих стоит настоятель храма, избираемый и рекомендуемый общиною или непосредственно назначаемый епархиальным архиереем из числа священников для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель храма является ответственным пред епархиальным архиереем за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужения и за точное исполнение указаний епархиального архиерея в отношении духовного управления причтом и приходской общиной» [1]. «В случае незаконных действий исполнительного органа в целом или отдельных членов его настоятель храма доносит об этом епархиальному архиерею, который, по расследовании непосредственно или чрез благочинного и по сношении с уполномоченным от Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР, предлагает общине заменить неисправных членов исполоргана новыми лицами» [2]. Предложения владыки были одобрены Священным Синодом и представлены в Совет по делам Русской Православной Церкви, который в начале 1944 года выступил с инициативой разработать проект полноценного устава [3]. Однако эта инициатива не была поддержана церковными иерархами, которые предпочли ограничиться принятием Положения об управлении Церковью. Разумеется, члены Совета по делам Русской Православной Церкви принимали непосредственное участие в подготовке проекта данного документа. 28 января 1945 года он был утвержден постановлением Совета народных комиссаров СССР.

Новые нормы церковно-приходского устройства изложены в IV отделе Положения [4]. Итак, в центре системы приходского управления находится приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В Положении предусмотрено существование четырех органов управления общиной: распорядительный орган – двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный – церковный совет, контрольный – ревизионная комиссия и настоятель храма.

В состав церковного совета входят настоятель в качестве председателя совета и избираемые собранием староста, его помощник и казначей.

Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. На его попечении –содержание, ремонт, освещение и отопление храма, снабжение его богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и др. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и епархиальное управление.

В Положении говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма.

Что касается обязанностей старосты, его помощника и казначея, они в целом соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи. На этих лиц возлагается забота о приобретении, хранении и использовании храмового имущества.

Ревизионная комиссия, согласно Положению, состоит из четырех членов прихода. В ее обязанности входит постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов.

Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем.

Настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.

Надо особо подчеркнуть: сформулированные нормативы определялись постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», которое хотя и подвергалось уточнению, редактированию и дополнению, в целом сохраняло свою силу вплоть до конца 1980-х годов. Оно законодательно закрепило мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих преимущественно в пределах молитвенного здания, и что следует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер жизни общества. По сути дела, религиозные общества превращались в некие «резервации» для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения. Одновременно деятельность религиозных организаций и по части удовлетворения чисто духовных потребностей населения была связана с множеством ограничительных и регламентирующих ее условий.

Ревизионная комиссия, согласно Положению, состояла из четырех членов прихода и постоянно наблюдала за церковным имуществом, проводила ревизии имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Во всех церквях были заведены приходо-расходные книги, а все поступающие средства вносились в Госбанк. В некоторых случаях при приеме дел настоятелями от прежних председателей церковных советов была обнаружена большая запущенность делопроизводства по церковному хозяйству. После решений Поместного Собора и принятия Положения была сведена к минимуму текучесть кадров духовенства, оно стало дисциплинированнее, уменьшилось число случаев самозванства.

Характерно, что в инструкции Совета по делам РПЦ для его уполномоченных на местах, утвержденной 5 февраля 1944 года, многие положения постановления ВЦИК 1929 года были воспроизведены почти дословно: «Деятельность религиозных общин и служителей культа должна строго ограничиваться культовыми целями… Ввиду того что религиозные общины не пользуются правами юридического лица, им воспрещается какая бы то ни было производственная, торговая, воспитательная, лечебная и иная деятельность. Религиозным общинам предоставляется право: собирать добровольные пожертвования, совершать религиозные шествия вокруг храмов, являющиеся необходимой частью богослужения, если они не нарушают уличного движения, а также производить звон внутри молитвенных зданий, совершать зарегистрированному священнику в пределах его прихода отдельные религиозные обряды и требы в домах верующих».

Кроме постановления «О религиозных объединениях» и производных от него актов, правовое положение РПЦ регулировалось еще рядом нормативных документов: распоряжениями и постановлениями СНК СССР, Президиума ВЦИК и ЦИК СССР и союзных республик, ЦК ВКП (б) , решениями съездов Советов, циркулярами и инструкциями НКВД и другими актами союзного и республиканского значения.

Очевидно, несмотря на многочисленные сложности, в годы Великой Отечественной войны положение Русской Православной Церкви укреплялось.

Безусловное значение Положения об управлении РПЦ состояло, прежде всего, в том, что оно поставило деятельность Церкви в советском государстве на правовую основу. Вместе с тем документ, на подготовку которого было отведено не вполне достаточное время, не содержал четких нормативов, регулирующих систему церковного управления, и не давал ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высших иерархов, так и служащего духовенства и мирян.

В Положении 1945 года зеркально отразились все черты советской Конституции: призрачный демократизм и чрезмерная централизация. Стоит признать, что данный документ из-за своей фрагментарности, неполноты и краткости многими воспринимался в качестве временного, который вскоре должны были заменить на постоянный устав, что произошло, однако, только спустя 33 года – в 1988 году.

Таким образом, Положение об управлении Русской Православной Церковью 1945 года являлось первым сводным документом, регулирующим религиозную жизнь в СССР, который не утратил своего историко-канонического значения.

Приход в Русской Православной Церкви XX в. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 286.

Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.

В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.

Комментарии Алексей 25 декабря 2013, 08: 00 Как то ВЫ, Юра, Сами Себе противоречите. Пишете, что Масленица не имеет языческих корней и тут же пишите про вытеснение Комоедицы. Как тут быть? юра 9 января 2012, 20: 00 Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны) . «Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица) , введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, — это один из элементов борьбы христианства с язычеством. То, что многие люди во время празднования церковной Масленицы не соблюдают строгие церковные установления и предаются пьяному разгулу, ни в коей мере не делает этот праздник языческим, т. е. относящимся к исконной древней религии славян. Масленица (масленичная неделя) — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

О Положении об управлении Русской Православной Церковью 1945 года / Православие.Ru | Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Советском Союзе (1948-1961 гг.) / Православие.Ru | Митрополит Вениамин (Федченков) о христианском отношении к власти / Православие.Ru | Јеванђеље о љубави / Православие.Ru | Рецепция определений Поместных Соборов Русской Церкви XX века / Православие.Ru |
О Положении об управлении Русской Православной ...
... четких нормативов, регулирующих систему церковного управления, и не давал ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высших иерархов, так и служащего духовенства и мирян. В Положении 1945 года зеркально отразились все черты советской Конституции: призрачный демократизм и чрезмерная централизация. Стоит признать, что данный документ из-за своей фрагментарности, неполноты и краткости многими воспринимался в качестве временного, который вскоре должны были заменить на постоянный устав, что произошло, однако, только спустя 33 года в 1988 году. Таким образом, Положение об управлении Русской Православной Церковью 1945 года являлось первым сводным документом, регулирующим религиозную жизнь в СССР, который не утратил своего историко-канонического значения. Приход в Русской Православной Церкви XX в. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 286. Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря. Комментарии Алексей 25 ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: О Положении об управлении Русской Православной Церковью 1945 года / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"