> Дело дня: Помогите ребёнку <

Московская православная духовная академия На правах рукописи Игумен ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
Московская православная духовная академия На правах рукописи Игумен Иосиф (Крюков) ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ СВ. ИОСИФА ОБРУЧНИКА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Специальность: Агиография АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия Сергиев Посад 2011 Работа выполнена на кафедре филологии Московской духовной академии Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Кириллин Владимир Михайлович Официальные оппоненты: Защита состоится "__" __________ ____ г. в ____ часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, малый актовый зал. С диссертацией можно ознакомиться в секретариате Ученого Совета. Автореферат разослан "__" _________ _____ г. Ученый секретарь _________________ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Имя св. Иосифа Обручника одно из первых, которое мы встречаем на страницах Священного Писания Нового Завета. Несмотря на очевидную важность его места в событиях начальных этапов евангельской истории и тот интерес, который проявили к нему авторы апокрифических книг, в патристической литературе, работах богословов последующих веков и в церковном благочестии в целом св. Иосифу уделено сравнительно мало внимания. В силу причин, о которых рассказывается в диссертации, личность св. Иосифа редко становилась предметом непосредственного внимания и в основном рассматривалась лишь в контексте толкования событий, участником или свидетелем которых он являлся, – обручения Божией Матери, благовещения, Рождества, сретения и др. Это касается как святоотеческих и богословских работ по истолкованию Св. Писания, так и иконописи и гимнографии. Насколько известно диссертанту, на сегодняшний день не существует ни одной работы по агиографии, герменевтике, богословию, гимнографии и другой дисциплине, посвященной анализу образа св. Иосифа в традиции Православной Церкви. Это тем более удивительно, если учесть, что в римско-католической среде, в противоположность Восточной Церкви, в течение всего второго тысячелетия интерес к его личности и его почитание неизменно росли – кульминацией этого процесс стало объявление в 1870 г. I Ватиканским собором св. Иосифа «Покровителем Церкви» и последующее постепенное выделение изучения вопросов, связанных со св. Иосифом, в отдельную отрасль богословия, получившую название иосифология. Работы по данной теме хотя и опираются в ее интерпретации в основном на католическую церковную традицию, в то же время предоставляют обширный обзорный и аналитический материал по творениям Св. Отцов и церковной традиции первого тысячелетия христианской истории. С другой стороны, благодаря тому что в православной среде образ св. Иосифа веками остается очень неясным, западные представления о святом, часто существенно отличающиеся от православных, оказывают влияние на трансформацию его образа в Православной Церкви, что наглядно видно на примере некоторых иконографических сюжетов, о которых также пойдет речь в работе. Помимо чисто академического интереса, который, как представляется диссертанту, имеет изучение свидетельств православного церковного Предания о святом, в личности и духовном опыте св. Иосифа могут найти ответы многие вопросы, встающие перед современным церковным обществом, такие как кризис семьи, внутрисемейные отношения, понятия брака и ответственности супругов и др. Цель исследования: на основании проведенного изучения образа св. Иосифа Обручника определить его роль и значимость в традиции Православной Церкви. Задачи исследования: Выявить состав и произвести анализ источников, послуживших фундаментом для развития дальнейших представлений о св. Иосифе – евангельских и апокрифических текстов. Дать общую характеристику историческому периоду, в который протекала жизнь св. Иосифа. Поэтапно, хронологически расположить и изучить данные о житии св. Иосифа и их толкование в святоотеческой богословской и богослужебной литературе. Произвести анализ археологических и исторических данных относительно тех мест, которые церковное предание ассоциирует со св. Иосифом, а также храмов, воздвигавшихся в его честь. Составить описание и произвести анализ богослужебных текстов, посвященных св. Иосифу. Рассмотреть существующие иконографические сюжеты, включающие изображение св. Иосифа, с целью определения его образа, наиболее традиционного для православной иконописи, а также богословских идей, которые такой образ отражает. Определить основные вехи в истории почитания св. Иосифа на Западе с целью сопоставления богословской трактовки личности святого в Римско-Католической и Православной Церквах. Реконструкция жития св. Иосифа и его исторического контекста требует начать исследование еще с дохристианского времени, а именно со второй половины I в. до Р.Х. Дальнейшее последовательное изучение этапов жизни святого и того отражения, которое они нашли в традиции Православной Церкви, включает изучение творений Cв. Отцов и современных богословов, что, таким образом, и создает хронологические рамки исследования. Географические рамки. В центре внимания работы находится развитие почитания св. Иосифа сначала в Византийской империи, а затем в странах, традиционным вероисповеданием которых является православие. Тем не менее, как следует из поставленных задач, в диссертации также будут затронуты формы почитания св. Иосифа, возникшие в западных странах Европы и в Новом Свете. Объектом изучения является Предание Православной Церкви о св.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

болгарская апокрифическая летопись |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московская православная духовная академия На правах рукописи Игумен Иосиф (Крюков) ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ СВ. ИОСИФА ОБРУЧНИКА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Специальность: Агиография АВТОРЕФЕРАТ диссертации на ...
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера