Издательский проект Патриаршего центра древнерусской богослужебной ...

  001  002   003
В начало текстаВ конец текста


Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, имеющий благословение на издательскую деятельность, ориентированную на церковную традицию дореформенного периода и Общество свт. Иова, одной из главных задач которого является содействие возрождению древнерусского богослужебного пения, уже имеют опыт совместных изданий учебных пособий и сборников по знаменному пению. Это «Возвашник»4, изданный в 2010-м году и «Панихидник»5, изданный в 2013-м году. Однако указанные выше издания охватывают только отдельные пласты знаменного пения. В настоящее время необходим тщательно разработанный методический материал по изучению древнерусского богослужебного пения, который был бы пригоден как для учебных заведений, так и для самостоятельной работы. В частности, на данном этапе более всего необходим материал начального уровня сложности, для организации ознакомительного, вводного курса, учитывая в том числе потребности неподготовленных певцов и детей.

Патриарший центр вносит свою посильную лепту в дело возрождения древнерусского богослужебного пения и при участии Общества свт. Иова начинает осуществлять разработку упомянутых выше учебных материалов, которую предполагается воплотить в серию изданий под общим названием «Пение по древнерусским знаменам». В настоящее время к выходу в свет подготовлен первый выпуск под названием «Начальные уроки», в виде книги двухцветной печати, с приложением сопутствующей аудиозаписи. Поскольку издание предполагается как серия, то, возможно, потребуется как коллегиальная работа, так и работа разных авторов над разными выпусками. Мы надеемся на сотрудничество со специалистами и приглашаем желающих принять участие в разработке методического материала.

Первый выпуск издания «Пение по древнерусским знаменам» под названием «Начальные уроки» состоит из четырех частей. Первая часть — 15 уроков, на которых постепенно вводятся 25 знаков алфавита знаменной нотации. Уроки состоят из 103 упражнений, специально разработанных на основе языка знаменного роспева, включающие также образцы обихода и столпового роспева. Знаки крюковой нотации предлагаются для их освоения в виде функций, при помощи которых фиксируется распев, на основе напева, который в свою очередь преподается на занятиях от учителя или при помощи аудиозаписи. Кроме того, древнерусские знамена приводятся в сопоставлении со своими прототипами из византийской нотации. Перед первой частью пособия помещена вводная статья, содержащая краткие сведения по истории древнерусского богослужебного пения и о его судьбах.

Вторая часть — краткая теория распева и нотации. Здесь вводится необходимая для начального уровня терминологическая база и сведения о принципах распева богослужебного текста. В частности, в концепции учебного пособия различаются понятия напева, роспева и распева. Напев — это некое устное предание, роспев — конкретная мелодическая система ( напр., столповой роспев ) , а распев — это собственно распев богослужебного текста, т. е. распределение элементов напева на слогораспевы. В теорию распева и нотации вводятся также абстрактные понятия, основанные на древнерусской теории богослужебного пения. Так, литургическое пение (т. е. распев) отличается от литургического чтения мерным протягиванием слогов богослужебного текста. Слоги делятся на краткие и долгие. Одна из простейший функций знамен — фиксация продолжительности слога (т. е. слогового времени) . Внутри слога могут быть голосовые движения, называемые «гласоступаниями», на которые также указывает знамя, помимо слогового времени.

Кроме изложенных теоретических сведений вторая часть содержит краткие мелодические характеристики восьми гласов и певческих ладов, на которых строится знаменное осмогласие, на примере фрагментов малого распева и столпового роспева. Вторая часть дополнена всевозможными таблицами, которые могут быть использованы в качестве наглядного материала по запоминанию и классификации древнерусских знамен.

Третья часть — хрестоматия, т. е. сборник песнопений, примеры богослужебного пения из годового круга. Это песнопения начального уровня сложности, которые могут быть освоены в рамках вводного курса по изучению знаменного пения. Песнопения подобраны таким образом, чтобы ознакомить обучаемого с разными формами богослужебного пения в традиции знаменного роспева. Приведем некоторые из них: 1 («говорка») мерный речитатив (; 2) тропарь «говоркой» или чтением, «конец на глас»; 3 (строки ектений и литургических диалогов; 4) из обиходного осмогласия: избранные стихи псалма с припевом «на глас» («Бог Господь», «Аллилуйя», «Свят Господь Бог») ; 5 (из обиходного осмогласия: образцы малого распева стихир; 6) стихословие псалма — распев избранных стихов с припевом или припевами; 7 (песни) гимны ( обихода вечерни, утрени и Литургии; 8 ) образец самогласного распева, на примере ирмоса.

Характерная особенность первой и третьей частей — песнопения или их фрагменты могут быть изложены в нескольких распевах в рамках одного напева, в зависимости от варианта литургического текста и принципов распева. Так, песнь «Святыя славы», песнь Богородицы излагаются в трех распевах: в древнем «наонном», также в «наречном» с дореформенным текстом и наконец в «наречном» с пореформенным текстом, а «Достойно есть» малого распева — в пяти распевах: с дореформенным текстом, с пореформенным текстом, с греческим текстом, «поморская напевка», древний распев.
  001  002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

лицо кулизма большая первой евангельской стихиры большого распева тайнозамкненная запись гим епарх 184 229 кон нач xvi развод дробным знаменем гим син певч 135 272 кон xvii | знаменной нотации | карастоянов iii съезде любителей знаменного пения москве фотография 2005 | ключ знаменной | киевского распева |

Источник текста


Постоянная ссылка: Издательский проект Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции: Пение по древнерусским знаменам : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера