> Дело дня: Помогите ребёнку <

Серебро, очищенное от земли - "Вода живая". Журнал о православном ...


В начало текстаВ конец текста
Опубликовано: 2 марта 2018 Золотой цвет в иконографии (ближе к Новому времени он появляется и в декоративном убранстве православного храма) несет символику нетварного божественного света: сияние божественной славы Христа и образ Горнего мира. Серебро же чаще ассоциировалось с человеческим целомудрием и личной святостью, с восхождением «по образу и подобию» ( Быт. 1, 26 ) к золоту святости Божией. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное», — слово Божие с серебром сравнивал еще псалмопевец Давид ( Пс. 11, 7 ) . Поэтому задолго до разделения Церквей христиане стали украшать Евангелия искусной работы окладами из этих драгоценных металлов.

В XVII веке оклады часто делали из досок, обтягивая их дорогой тканью. По углам размещали чеканные образы евангелистов, а посредине — образ Христа на престоле или Воскресение Спасителя. В XVIII веке размер оклада напрестольного Евангелия существенно увеличился, чеканное поле могло занимать всю лицевую его часть, а декор стал более сложным.

В первом разделе выставки представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д. И. Орлова, В. М. Кункина, которому в 1751 году была дана монополия на изготовление церковной утвари, И. М. Атазевича, с 1802 года возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего для Киево-Печерской лавры, И. А. Алексеева, фабрика которого известна до 1912 года, Я. С. Масленникова — одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII века. Авторы других окладов известны лишь по инициалам: «Ф. А. », «А. В. », «Е. Г. »… Многие серебряных дел мастера скрываются за скупыми чеканными и гравированными буквами, больше о них сейчас никто ничего не знает.

Довольно часто оклады хранят памятные записи на досках: например, о вкладе данной книги в церковь, или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены. На внутреннем бортике верхней доски одного из наиболее древних на выставке окладов, изготовленного неизвестным мастером в Москве, сохранилась надпись, которая позволяет его датировать: «Лето 7145 (1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год».

Второй раздел выставки включает в себя одетые в серебряные ризы иконы на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и другие. Ризы — накладные украшения на иконах — обычно покрывают всю иконную доску, лишь для лика и рук делаются специальные контурные прорези. Сверкающая риза тоже символизирует исходящий от иконы нетварный божественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою», — поется в песни Воскресного канона. Ризы можно видеть на иконах всех Поместных Церквей, но излюбленными они стали именно в русском искусстве. Особую популярность снискало благоукрашение богородичных икон. Один из самых первых дорогих окладов из золота и серебра был создан на Руси для Владимирской иконы Божией Матери по заказу князя Андрея Боголюбского.

Иначе ризы называют также окладом. Считается, что в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства. Чеканные барочные иконные ризы были наиболее пышными, со множеством деталей. А в XIX веке, с внедрением в ювелирное дело механизации, для изготовления окладов начинают применять фальцовку (от нем. falzen — «сгибать») и штамповку, которая обычно использовалась на тонких пластинах серебра. Такие оклады были наиболее дешевыми. В начале ХХ века, когда при первых попытках реставрации древней живописи при расчистке потемневшей старой олифы были неожиданно обнаружены яркие краски древнерусских икон, ситуация резко изменилась. Оклады, наряду с потемневшей олифой, стали восприниматься как помеха, скрывающая красоту и смысл образа, — и производство окладов уступило место изучению и возрождению «богословия в красках», как назвал в те годы икону изумленный её красотой профессор Евгений Трубецкой.

Большинство иконных окладов, которые можно увидеть на выставке, изготовлено неизвестными русскими мастерами в XVIII–XIX веках. Дополняет раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения священнослужителей.


В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

михаилом феодоровичем | михаиле феодоровиче | колено иудино | утварь церковная | цвет облачения |
Постоянная ссылка: Серебро, очищенное от земли - Вода живая . Журнал о православном Петербурге
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера