“Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста


Какой широчайший диапазон боговидения! От “нижнего” его уровня, более понятного и, быть может, поначалу более полезного (как “млеко”, “нетвердая пища” неофитов — Евр 5: 12; 1 Кор 3: 2) для большинства из нас, остающихся и по просвещении верою все теми же “духовными зырянами”, которым недостаточно только “напоми­нательного указания” на Святую Троицу посредством Ее образа, но которым нужно еще и “показать”, “рассказать” Ее, основываясь на мистическом опыте Церкви (типа исихастских прозрений преподобного Симеона Нового Богослова) , — иначе говоря, от такого катафатического (в известной мере — дидактического) уровня — и до “высшего” уровня апофатического, “символического богословия” в духе Псевдо-Ареопагита и того же Симеона (“твердая пища”, свойственная “совершенным” — Евр 5: 14) . И все это объединено в одной иконе, самой возможностью своего существования, как несравненным свидетельством об опыте миров иных, указывающей нам на истинный Источник Жизни.

Об этом весьма точно сказал о. Павел Флоренский: “Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог»” 71. Это умозаключение абсолютно верно передает самую суть феномена рублевской иконы, хотя, конечно же, “доказательство” преподобного Андрея — отнюдь не философское, а благодатно-опытное, укорененное в самой богопросвещенной жизни Православной Церкви.

Завершая эти заметки, предмет которых представляет поистине бескрайнее поле для самого различного рода исследований, остается лишь выразить надежду на то, что все сказанное здесь достаточно ясно подтверждает, насколько вдумчиво и осознанно относился преподобный Андрей к Священному Преданию Церкви и насколько убедительно-зримо сумел он передать в богословии своей “Троицы” самые глубинные пласты православного догмата о Едином Триипостасном Божестве.

Всем иноческим и творческим своим подвигом следуя заветам преподобного Сергия о благодатном устроении человеческой личности по образу Живоначальной Троицы, всей душой своей приникая к этому Источнику нашего бытия, преподобный Андрей смог показать нам, на какие высоты боговидения может быть возведен художник, очищенный и просветленный Божественной Истиной и Красотой.

1 “Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855 ( Цит. по: Лазарев В. Н. )

2 Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия Троице-Сергиева лавра. Сергиев, 1919, сс. 19–20. 3 См. Малков Ю. Г.

Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии Советское искусствознание. 1977 2. М., 1978, сс. 93–94. Он же. Апофатизм и развитие восточно-христианского символизма Вопросы искусствознания. 2–3 94. М., 1994, сс. 94–114 (особенно сс. 96–98) .

4 См. примеры таких композиций IV–V вв. : Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981. Илл. 1, 3.

5 См. примеры композиций V–VI вв. : Там же. Илл. 2, 4. 6 Цит. по: Прот. В. Бороздинов. Икона “Пресвятая Троица” преподобного Андрея Рублева ЖМП. 1990, № 6, с. 68.

7 Сочинения святого Иустина Философа Памятники древней христианской письменности. Т. 3. М., 1862, сс. 103–105, 233–239 и особенно 240–249, 357–362. 8 Цит. по: Малицкий Н. К. К истории композиции ветхозаветной Троицы Se­minarium Kondakovianum II. Прага, 1928, сс. 37–38.

Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии; Он же. Апофатизм и развитие восточно-христианского символизма; Бычков В. В. Образ как категория византийской эстетики Византийский временник. Т. 34. М., 1973. 15 Цит. по: Архиепископ Сергий (Голубцов) . Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева Богословские труды. Сб. 22. М., 1981, с. 22. 16 Воспр. : Вздорнов Г. И.

18 Воспр. соответственно: Dalton O. M. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911, p. 650, t. 412; Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 12; Там же. Илл. 13; Николаева Т. В.

Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983, № 84; Чубинашвили Г. Н. Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948. Табл. 121 и 86; Амиранашвили Ш. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. Тбилиси, 1957. Табл. 41, 42. 19 Воспр. : Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 14; Он же. Новооткрытая икона “Троицы” из Троице-Сергиевой лавры и “Троица” Андрея Рублева Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. Илл. на с. 121. В данном случае “клавы” архангелов-вестников не следует смешивать с “клавом”, обычно присутствующим на одежде Бога Сына как символ одновременно Его посланничества в мир и Его царственного достоинства (именно в таком качестве “клав” и присутствует на хитоне центрального ангела в рублевской “Троице”) . 20 Цит. по: Калайдович К. Памятники российской словесности XII века. М., 1821, с. 5.

21 Воспр. соответственно: Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Илл. 16, 17, 21, 22 (пластины) ; Там же. Илл. 40, 41 (панагии) ; Розанова Н. В. Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970. Табл. 28; Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 37. 22 Воспр. Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 15.

Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, сс. 145–185.

24 Например: серебряная панагия кон.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сожжение аввакума феодора лазаря епифания миниатюра лицевой рукописи мастерская каликиных кон xix нач гим щук 690 | евангелист лука пишущий икону богородицы миниатюра лекционария кон xiv нач sinait 233 fol 86v | книжники фарисеи искушают иисуса христа миниатюра четвероевангелия царя иоанна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 233 | святители василий великий григорий нисский григорий богослов миниатюра гомилий свт григория богослова 880–886 paris 510 fol 71v | беседа князей изяслава ярославича всеволода ярославича действиях против половцев наем воинов приказу изяслава миниатюра радзивиловской летописи кон бан 34.5.30 116 верх |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера