Теория аккомодации в экзегезе Феодора Мопсуестийского : Портал ...

  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
В первом случае апостол Иоанн, описывая событие изгнания продающих из храма, кратко отмечает: При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность о доме Твоем снедает Меня ( Ин. 2, 17 ) . Краткость выражения не может послужить поводом к тому, чтобы подвергать сомнению собственный смысл текста. Ученики, сопоставив текст Писания с происходящим, поняли, что пророк говорил об Иисусе. Поэтому евангелист приводит цитату из Псалтири не к слову, потому что она в тот момент по причине подобия случайно пришла в голову ученикам, а потому что свидетельство Ветхого Завета укрепляло в них веру в Господа как истинного Мессию. Так и в другой раз, когда Христос торжественно входил в Иерусалим, ученики… вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему ( Ин. 12, 15; Зах. 9, 9 ) , и еще раз убедились, что Иисус — истинный Мессия.

Во втором случае апостол Иоанн не приводит полностью пророчество, а лишь указывает на него: После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: Жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его ( Ин. 19, 28— 29 ) . Здесь евангелист подчеркивает, что все, что претерпел Спаситель, совершилось так, как предвозвещало Писание. Следовательно, пророчество, которое вполне отражает события новозаветной реальности, необходимо признать истинным. Подобным образом рассуждает святитель Кирилл Александрийский: «Но Богодухновенному Писанию отнюдь невозможно было сказать ложь, как бы от лица Спасителя нашего говорящего о них: И дали в пищу Мне желчь и, когда Я жаждал, напоили Меня уксусом ( Пс. 68, 22 ) » [26]. Кроме этого, апостолы Петр и Павел цитируют слова Псалма ( Пс. 68, 23; 26 ) , считая их мессианским пророчеством ( Деян. 1, 20; Рим. 11, 9 ) . Однако свидетельства евангелиста и апостолов не убеждают Феодорапризнать Псалом мессианским. Он считает, что это пророчество относится ко времени Маккавеев [27]. Мопсуестийский епископ не объясняет подробно, на основании чего он отверг свидетельства Нового Завета. Вероятно, ему показалось, что мессианский смысл противоречит логической последовательности мысли Псалма. Пророк говорит о безумии и о грехах: Боже, Ты знаешь безумие мое и грехи мои от Тебя не скрыты (6) , — что никоим образом не может относиться к лицу Мессии.

В толковании на 21 Псалом, слова которого произнес на Кресте Сам Господь, и который несколько раз цитируют евангелисты, он ясно указывает на несоответствие мессианского смысла некоторым выражениям Псалма, что разрушает логическую связь внутри текста. «Далеко от спасения моего слова грехопадений моих ( Пс. 21, 2 ) . Те, кто этот Псалом относят к лицу Господа, обличаются особенно тем, что даже малая часть этого места не совпадает с тем, что случилось на самом деле. Ибо как можно понимать то, что Господь сказал это о себе: далеко от спасения моего? Однако известно, что во время своих страданий Он, будучи повешен на крест, сказал: Боже, Боже Мой вонми Мне (1) ( Мф. 27, 46 ) . Сказанное же никоим образом не указывает, что этот Псалом необходимо отнести к Нему. Итак, следовательно, Он воспользовался этим свидетельством, поскольку сказанное выше пророком не исполнилось тогда на деле» [28]. Толкователь видит противоречие между событиями мессианского времени и буквальным смыслом пророческого текста. По его мнению, псалмопевец говорит о том, что терпит страдания за свои грехи: Далеко от спасения моего слова грехопадений моих ( Пс. 21, 2 ) , чего никак нельзя сказать о Спасителе, Который не имел греха. Отнести к Господу выборочно только часть пророчества нельзя, потому как Псалом — единое, логически законченное произведение [29]. Псалом должен иметь одну тему, которая определяется на основании аколуфии. Мессианский смысл в рассматриваемых случаях, с точки зрения Мопсуестийского епископа, разрушает целостность смысла и логическую последовательность мысли автора, что служит явным признаком ложного толкования. «Не желающие размыслить об этом, — пишет он, — стараются все пророчества отнести к Господу Христу; так что и то, что сказано о народе (иудейском) , понимают подобным образом, и предоставляют иудеям повод смеяться, когда указывают на пророчества, по контексту Писания не относящиеся ко Господу Христу» [30]. Феодор считает более объективным очевидный смысл пророческого текста. Для него большее значение имеет видимый контекст, чем свидетельство Евангелия [31]. Возгласом Боже, Боже Мой вонми Мне… ( Мф. 27, 46; Мк. 15, 34 ) Спаситель выражает свои страдания точно так же, как это мог сделать и наверняка делал любой другой праведник [32]. То же самое он пишет в толковании слов: в руки Твои предаю дух Мой ( Пс. 30, 6; Лк. 23, 46 ) [33]. Буквальное совпадение слов Псалма с событиями распятия: пронзили руки Мои и ноги Мои (17) (Мф. 27, 35; Мк. 15, 24; Лк 24, 49; Ин.
  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

инаугурация ирл правителя миниатюра соч описание ирландии гиральда кембрийского кон xii нач xiii lond brit lib royal viii | апостолы иасон сосипатр мученики керкира дева иные ними пострадавшие саторний иакисхол фавстиан ианнуарий марсалий евфрасий маммий мурин зинон евсевий неон виталий | пророки давид моисей икона пророческого ряда апостолов петра павла кожевниках новгород сер xvi нгомз | праотец авраам пророки моисей царь давид пророки иеремия исаия роспись святых кирилла мефодия праге 1947–1955 мастер инокиня иоанна рейтлингер рейтлинге | германа тимофеева |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Теория аккомодации в экзегезе Феодора Мопсуестийского : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера