АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ...

  001   002   003   004  005 
В начало текстаВ конец текста
Запрещение с него было снято… Теперь выясняется, что е[пископ] Виссарион вторично отпал в то же “соборище”, презрев и принесенное им покаяние, и свое обещание быть верным Церкви… Е[пископ] Виссарион совершенно безответен, и снятое было с него запрещение возвращается на его голову, сугубо со всеми его каноническими последствиями… Все входящие с ним в молитвенное и каноническое общение, по непреложному указанию священных канонов, подлежат: клирики – запрещению, а миряне – отлучению от святого причащения. Все священнодействия е[пископа] Виссариона, как запрещенного, недействительны. Совершаемое в области, ему уже не принадлежащей, навлекают на него сверх прочего и извержение из сана ( Апост[ольское] 35-е пр[авило] ) . Хиротония его викариев, как совершенная без воли первого епископа и даже прямо вопреки ее, недействительна… Архипастырское попечение о православных приходах теперь временно поручено преосвященному Алатырскому Иоакиму… Жители же г. Ульяновска и окрестностей его могут утешаться молитвенным общением с Вашим Высокопреосвященством… Вашего Высокопреосвященства о Христе брат и слуга за Патриаршего местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 13 26 июля 1927 года»[25].

В марте 1927 года в Карсуне был проведен епархиальный съезд, на котором решался вопрос о каноническом подчинении епархии и выборе епархиального архиерея. Присутствовавший на съезде епископ Иоаким (Благовидов) был категорическим противником григориан, тем не менее, большинство было за епископа Виссариона, который и был избран епархиальным архиереем. Епархия вновь переходила в юрисдикцию ВВЦС[26]. Разумеется, новое епархиальное управление во главе с епископом Виссарионом незамедлительно получают регистрацию от властей.

Но владыка Иоаким не сдается. В Ульяновске продолжает действовать городской благочиннический совет под председательством протоиерея Реморова, который не признал власти теперь уже архиепископа Виссариона. Этот совет подчинялся архиепископу Александру (Трапицыну) . Епископу Иоакиму подчинялись Алатырский уезд, Ардатовский уезд и часть Карсунского уезда.

Обеспокоенный этим, архиепископ Виссарион стал писать доносы в ГПУ и обращения в губернский административный отдел с требованием распустить благочиннический совет в Ульяновске, а также снять с должности викария епархии епископа Иоакима. ГАО и ГПУ, в свою очередь, решили в сложившийся конфликт не вмешиваться, поскольку каждый новый конфликт в Церкви был в интересах властей. Между тем, владыка Иоаким, при поддержке бывшего преподавателя Симбирской духовной семинарии Н. И. Арнольдова, обращается к властям с просьбой о своей регистрации в качестве временного управляющего Ульяновской епархией. 1 июля 1927 года из административного управления НКВД СССР в Ульяновский ГАО приходит телеграмма, в которой рекомендуется не спешить с регистрацией епископа Иоакима, который, между прочим, является епископом в Алатыри, что административно входит в состав Чувашской республики[27]. Но все равно все больше и больше приходов переходят к епископу Иоакиму из ведения архиепископа Виссариона.

16 октября 1927 года в Троицком кафедральном соборе (григорианском) состоялось благочинническое собрание духовенства и мирян. На этом собрании было принято решение о переходе девяти церквей города Ульяновска под омофор владыки Иоакима (Троицкая, Ильинская, Германовская, Христо-Рождественская, Тихвинская, Богоявленская, Больничная, Петропавловская и Всехсвятская) . Епископ Виссарион обратился в ГАО с требованием вернуть ему храмы, перешедшие к не зарегистрированному властями епископу. Однако ГАО не обращает на все эти требования никакого внимания. Тогда же епископ Иоаким становится правящим архиереем Ульяновской епархии, а на Алатырскую кафедру прибывает епископ Митрофан (Гринев) , только что вернувшийся из Соловецкого заключения[28].

Наконец в январе 1928 года владыка Иоаким получает регистрацию и прибывает в Ульяновск, согласно полученному из Московской Патриархии циркуляру за подписью митрополита Сергия: «Ввиду состоявшейся фактически легализации при мне, как заместителе Патриаршего местоблюстителя, высшего церковно-административного органа – временного Патриаршего Священного Синода, долгом почитаю уведомить Ваше Преосвященство, что Вы можете свободно прибыть в кафедральный город вверенной Вам епархии и вступить в отправление своих архипастырских обязанностей»[29].

С этого момента в Ульяновске существовало три зарегистрированных епархии – патриаршая во главе с епископом Иоакимом (Благовидовым) , григорианская во главе с архиепископом Виссарионом (Зориным) и обновленческая во главе с архиепископом Иоанном (Никольским) .

Архиепископ Виссарион обладал широкими замашками, он очень любил внешнюю помпу. Безусловно, положение на вторых ролях в епархии его не устраивало. Он стал одним из самых активных пропагандистов григорианства. В одной из своих «миссионерских» поездок по епархиям, в Барнауле, он сумел настроить паству против митрополита Сергия, называя его «тайным обновленцем в вынужденной тихоновской маске».

В феврале 1928 года ему представилась возможность переехать на Воронежскую кафедру с возведением в сан митрополита, что он и сделал, не удосужившись даже предупредить об этом епархиальное управление и паству. В этом же году он стал «блаженнейшим митрополитом» Московским и Ярославским, главой ВВЦС. Желая подчеркнуть свою значимость, он въехал в покои Святейшего Патриарха Тихона в Донском монастыре[30].

Теперь митрополит Виссарион озаботился авторитетом ВВЦС. Для этого он возводит в сан митрополита епископа Бориса (Рукина) и архиепископа Иоанникия (Соколовского) . В то же время он безуспешно пытается совратить в раскол священномученика Илариона (Троицкого) . Правда, успеха он добился в отношении Томского архиепископа Димитрия (Беликова) , уроженца Симбирска. Он был одним из виднейших иерархов своего времени, Патриарх Тихон прочил его в члены Священного Синода, а митрополит Петр (Полянский) включил его в коллегию трех. Узнавшие об отступлении владыки Димитрия епископы говорили между собой: «Не дождался старец белого клобука от митрополита Сергия и с легкостью принял его от григориан»[31].
  001   002   003   004  005 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

казанская жадовская икона божией матери xix богоявления прислониха карсунского р-на ульяновской обл | серафиму самойловичу | церковь сергия радонежского при симбирской гимназии ульяновске | церковь космы дамиана ульяновской областной больнице | церковь всех святых ульяновске |

Источник текста


Постоянная ссылка: АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ЕПАРХИИ В 1832–1989 ГОДАХ. ЧАСТЬ 6
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера