Лик и лицо

  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста
Теперь существен­но подчеркнуть, что принцип универсального отражения худож­ники барокко рассматривали богодухновенным, «устроенным пре­мудростью божества»: этот принцип позволял передать тайну небесного отпечатка в земном творении. «Не только Сам Господь Бог, — писал Симон Ушаков в своем эстетическом трактате " Сло­во к люботщательному иконного писания " , — является создателем изображений, но и все существующее [в природе], что мы видим, обладает тайной и предивной силой этого искусства. Всякая вещь, которая стоит перед зеркалом, получает свое отражение в нем, благодаря дивному его устройству премудростью божества... Точ­но так же подобные [отражения] разных вещей [можем видеть] в воде, на мраморе и на иных хорошо отполированных предметах, в которых образы рисуются мгновенно и без приложения какого-либо труда. Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? » ( ИЭ, т. 1, с. 45 7 ) . Другими словами, символу зер­кала сообщался сакральный смысл. Отраженное в «зеркале» ико­ны человеческое лицо несло отпечаток небесного и земного од­новременно: святость и обожение познавались по аналогии не только с небесным, но и земным.

Между тем, осуществляя память культуры, символы могли трансформироваться и меняться под воздействием общей культур­ной ориентации. Так, век Просвещения требовал «естественно­сти». «Весь дух культуры XVIII в. был ориентирован не только на разум, но и на здравый смысл, bon sens, с позиций которого сим­волика и ритуалистика предшествующих эпох ассоциировалась с предрассудками и той " темнотой " , которую призвано сменить Просвещение» ( Барсуков и др., 1987, с. 8 9 ) , В связи со всем этим лики на иконах официальной церкви стали «набирать» в XVIII в. черты «естественности», в них усилился психологизм, появилась более точная физиогномика человеческого лица. Человек как бы терял свою символизацию, характерную для эпохи барокко: его включали в разумный и «естественный» природный порядок.

Если барокко и романтизм декларировали символизм и распо­добление с жизнью (в них доминировала метафора) , то эпоха XIX в. — эпоха реализма — декларировала жизнеподобие. В новообрядческих иконах все чаще лики святых стали писать масляной краской. Чтобы достичь эффекта «световидности» лика, мастера ба­рокко применяли смешанную технику масляно-темперной живопи­си с многочисленными лессировками, которую они заимствовали у голландских живописцев. Масляная церковная живопись XIX — начала XX в. несла на себе уже отпечаток «века реализма»: лики святых стали напоминать человеческие лица на светских картинах. Источник: О. Ю. Тарасов. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - АО издательская группа «Прогресс», «Традиция», 1995.
  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь преображения господня спасе-на-днепре | ирмологий нижне-воскресенского иргизского честь воскресения христова мон-ря 2-я пол кон xviii оркир зональной научной б-ки саратовского гос ун-та 2843 125 об.–126 | церковь богоявления господня красном-на-волге | николаевск-на-амуре панорама зап часть города амур фотография кон xix гим | трезвоны певч рукопись верхне-спасо-преображенского мон-ря нач xix оркир зональной научной б-ки саратовского гос ун-та 2846 116 об.–117 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Лик и лицо
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера