Каким стало русское искусство иконописи в XXI веке : Портал ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Каким стало русское искусство иконописи в XXI веке 11 января 2016 г.

В Москве, в галерее " Царская башня " с 11 декабря по 19 января проходит выставка " Современные иконописцы " - первая подобная экспозиция в XXI веке. После Крещения Руси в X веке иконопись начала стремительно развиваться. Появился ряд уникальных школ, каждая из которых имеет свои особенности: новгородская, киевская, псковская, владимиро-суздальская, московская и т. д. На Руси, а затем и в Российской империи работали великие и выдающиеся мастера: Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Симон Ушаков, Федор Зубов. Исторические события XX века поставили иконопись в России на грань исчезновения. Но искусство выжило: в течение 20 лет после прекращения идеологического давления на Церковь иконопись в России постепенно возрождалась, а в последнее десятилетие начала развиваться.

О том, как происходили эти процессы, в интервью порталу +Царьград+ рассказала Ирина Языкова - один из крупнейших специалистов по современной иконописи, искусствовед, куратор выставки " Современные иконописцы " . - Ирина Константиновна, здесь, на выставке, представлены работы мастеров из самых разных уголков России. Можно ли говорить о том, что это новое возрождение " региональных " школ, как раньше мы знали новгородскую, киевскую, владимирскую школы? - Нет, нельзя сказать, что имеет место возвращение к " региональным " школам, потому что, собственно, не очень понятно, к чему возвращаться. Большинство этих школ полностью исчезло еще до советского времени, поскольку синодальный период в церковной живописи внес очень много разрушений в традиционный художественный строй. Мы знаем новгородскую, псковскую, московскую живопись больше по классическим памятникам древнерусского искусства. Оружейная палата XVII века уже немного унифицировала и репродуцировала совершенно иной стиль. В cинодальный период, когда пришла академическая живопись, нормы и правила стала диктовать Академия художеств. Так что древние традиции ушли уже тогда. Оставались они, конечно, у старообрядцев или в отдельных артелях, но это были уже не старые школы, а новые традиции, наработанные уже в новое время. Затем советское время - новый этап разрушения.

Так что церковное искусство пережило несколько крупных сломов разного рода. И хорошо, что в советский период сохранился тонкий ручеек традиции. Например, через Марию Николаевну Соколову, которая реставрировала Троице-Сергиеву Лавру и в это время организовала там иконописный кружок. Впоследствии из него выросла школа иконописи при Троице-Сергиевой Лавре, в Московской духовной академии.

Поэтому если речь идет о традиции, то можно говорить не о традициях древних, а о традициях уже достаточно нового времени. Сама Мария Николаевна училась у замечательных реставраторов, которые заново " открывали " и осмысляли икону в начале ХХ века. Этот процесс, который мог стать вторым рождением иконописи в России, оборвался после революции. Точнее, не совсем оборвался - он ушел в чисто академическое измерение. Пишущих практически не было, так что иконопись как искусство могла погибнуть вовсе.

Всплеск интереса начался в 1980-е и продолжился в 1990-е годы. Тут сказались и 1000-летие Крещения Руси, и освобождение Церкви от идеологического гнета. Так что если началось возрождение иконописи, то в ее новом прочтении - через науку, через реставраторов. Здесь нельзя говорить о традиции, поскольку традиция - это то, что передается: от учителя к ученику, от старших к младшим. А в России в тот период началась скорее " реконструкция " традиции, которую мы потеряли.

Она шла по-разному, в основном - через копирование. То есть люди брали древнюю икону и копировали ее. И этот " копийный " подход в нашей иконописи долго сохранялся. Он и сейчас сохраняется, но уже в виде самостоятельной школы. - То есть это пока такой монолитный поток? Рано говорить о новых разных направлениях в русской иконописи? - Как раз сейчас, начиная с " нулевых " , уже можно. Но пока не как о школах или стилистически крупных направлениях, а больше как об индивидуальных, авторских стилях. Как только появляется выдающийся новый иконописец, мы можем увидеть его уникальную манеру письма.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

прп елисей радонежский роспись явления божией матери прп сергию радонежскому михеевской троице-сергиевой лавре 1842 | христос пантократор роспись куполе мон-ря дечаны 1338/39-1348 | преподобные иоанникий елисей радонежские роспись прп сергия радонежского троице-сергиевой лавры 1883 | прп ефрем сирин роспись ц.прп сергия радонежского сергиев посад московской обл 2004-2005 мастер архим зинон тедор | прп иоанникий радонежский роспись явления божией матери прп сергию радонежскому троице-сергиевой лавры 1842 поновление 1871 1947 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Каким стало русское искусство иконописи в XXI веке : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера