Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете. Речь первая : ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста


Но и здесь, быть может, кто-нибудь вновь усомнится и скажет, что тождественные по силе и энергии называются не только подобными друг другу, но и обладающими равной силой (ὁμοδύναμα) и равной энергией (ὁμοενεργῆ) ; тогда окажется, что и причаствующие Богу обладают с Ним равной силой и равной энергией, а значит и равной славой и равной Божественностью (если только слава и Божественность – именования [Божественной] энергии) , чего не осмелился бы утверждать ни один из благочестивых; далее, [скажет он], тождественное по энергии должно быть тождественным и по естеству (таковы гласы божественных Отцов [92]) , а потому те, кто причаствует Богу, станут и единосущными с Ним. И та бессмыслица, которая, как доказало рассуждение, вытекает из утверждения о том, будто Бог допускает причастие Себе по сущности, с такой же необходимостью будет следовать и из положения об участии в Боге по энергии.

На это мы ответим [следующее]: как прежде уже говорилось, [в тех случаях], когда [две вещи] приобщаются чему-либо, иногда обе причаствуют тому, чему приобщаются, естественным образом (так, Петр и Павел естественным образом причаствуют разумному началу, которому приобщаются) , иногда обе обладают этим причастием как привходящим извне (как, например, когда два каких-либо человека причастны одному и тому же знанию) , а иногда [две вещи] причаствуют чему-то и не одинаковым образом, но так, что одному это общее присуще по естеству, а другому – по усвоению, как в случае солнца и луны. Далее, если оба приобщаются чему-то естественным образом, то они обладают между собой в этом отношении полной неразличимостью. Поэтому и Богоначальные Лица Пребожественной Троицы, обладая естественно присущей Им общей силой и славой, и в этом отношении сохраняют между Собой полную неразличимость [93], вследствие чего и называются равносильными и равнославными. Ибо [понятия] «равносилие» и «равнославие» употребляются по отношению к тем [вещам], которые обладают одной и той же славой – либо по естеству, либо по ипостаси. Точно так же единосущными называются те [вещи], в которых одна и та же сущность пребывает неразличимо, а единым и нераздельным по лицу – то, что находится в одной и той же ипостаси. А определение «подобное» приложимо и к тем [вещам], которые обладают тождественностью друг другу в большей или меньшей степени; именно поэтому, тогда как ариане считали возможным утверждать в отношении Отца и Сына подобие вместо единосущия, божественные Отцы этого не допускали – ведьслово “подобие” не может обозначать неразличимое [тождество]. Если же то, чему сообща причаствуют две [вещи], присоединяется к ним извне, то они могут обладать между собой полной неразличимостью в этом отношении, а могут и не обладать. В самом деле, если двое людей стали причастны одному и тому же знанию, возможно либо то, что ни один из них не уступит первенства другому, либо то, что один другого превзойдет [в овладении этим знанием]. Тем же, которые, различаясь по сущности и ипостаси, приобщаются общему не равным образом, но так, что одному из них общее причаствуемое принадлежит по естеству, а другому – в результате заимствования извне, невозможно обладать полной неразличимостью в отношении того, чему они приобщаются. Во-первых, [это объясняется тем], что в тех подлежащих, где причаствуемое усматривается как присущее по естеству, оно не могло бы исчезнуть, не разрушив самого подлежащего (ибо естественное не подлежит изменению) [94], а в тех, где причаствуемое привходит [95] извне, его уничтожение не повлечет за собой уничтожения подлежащего; во-вторых же, [это вызвано тем], что в первом случае причаствуемое присуще по естеству, то есть как действие (ἐνέργεια) , вследствие чего оно этим естеством источается и передается вовне, а во втором случае – как претерпевание (πάθος) , в силу чего оно, скорее, [пассивно] пребывает в причаствующем и наполняет его собой. К тому же энергия обладает бытием в том подлежащем, которому принадлежит естественным образом; а в том случае, когда энергия привходит извне, она дарует бытие только таким же подлежащим, каково ее собственное, то есть подобным себе. Но каково бы ни было [подлежащее], то, в чем она обладает бытием, должно превосходить то, посредством чего она уделяет свое подобие другим, потому что то, в чем она обладает бытием, является целым, а то, посредством чего передается вовне, - частью (ибо передающее передает лишь часть присущего ему) . Далее, всякая энергия ниспослана Создателем сообразной и сродной тому естеству, в котором пребывает, а потому всякая сущность является в полном смысле слова сродной только своей собственной энергии.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

аргостолион столица кефалинии гравюра grasset saint-sauveur voyage historique litteraire pittoresque dans les isles possessions ci-devant venitiennes levant paris 1798 | церковь вмч георгия мон-ре джурджеви ступови близ нови-пазара кон 60-х xii 1170/71 | король епископы духовенство толедо миниатюра codex conciliorum albeldensis seu vigilanus 976 escorial i.2 fol 344 | церковь честь воздвижения креста господня 1848 фотография 2004 | schlegel von |

Источник текста


Постоянная ссылка: Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете. Речь первая : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера