Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете. Речь первая : ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Итак, раз приобщение, по сказанному нами, представляет собой тождество нескольких различных [предметов] в тех или иных отношениях, то надлежит рассмотреть, в каких именно отношениях усматривается эта тождественность – с тем, чтобы исходя из различия по виду и роду, [которое обнаруживается] при этом тождестве, мы смогли бы обрести немаловажное подспорье в изучении взыскуемых [предметов]. Так вот, тождественность усматривается в отношении сущности, ипостаси, силы и энергии, места и времени, количества и сообразно с прочими категориями, а также по боговидной и богоподобной красоте – одним словом, сообразно со всем тем, чем различные предметы между собой различаются. Ведь сколько [факторов] вызывают инаковость друг другу одних [вещей], столько же, в свою очередь, - взаимное тождество других. Но в Боге усматриваются, с одной стороны, только сущность и ипостась, с другой же – сила и энергия; а что касается места, времени, качества и прочих категорий, то ни одна из них к Богу неприложима. Следовательно, раз мы причаствуем чему-то из присущего Богу [по естеству] и вследствие этого приобщаемся Ему (ведь как причастие, так и приобщение является тождеством) , необходимо, чтобы это наше причастие и приобщение Богу совершалось либо по сущности, либо по ипостаси, либо же по силе и энергии – поскольку, помимо названного, в Боге не мыслится ничего иного – либо по всем трем [параметрам]. Однако если мы причаствуем Богу по сущности и таким образом приобщаемся Ему, итогом будет наше тождество Богу по сущности (если только причастие и приобщение действительно являются единством и тождеством) , и мы окажемся единосущными Богу (ибо тождественное по сущности единосущно) ; если же мы причаствуем и приобщаемся Ему по ипостаси (а ипостасей – три) , итогом будет наше тождество [Богу] по ипостаси, так что мы будем едины по ипостаси с одной из трех Божественных ипостасей, наподобие плоти Бога-Слова, которая обладает тождественностью и сопряженностью с Его Божественным естеством – не по сущности (ибо в таком случае она была бы единосущной ему [57]) , но по ипостаси; поэтому оба они [то есть оба естества Господа] и образуют единую ипостась.

Итак, раз мы не можем причаствовать Богу ни по сущности, ни по ипостаси, раз нам невозможно ни стать единосущными Ему, ни стяжать единство по ипостаси, остается [одно −] причаствовать и приобщаться Ему по энергии. Но поскольку как тождественное по сущности называется единосущным, тождественное по ипостаси – единым по числу или по индивиду, а тождественное по количеству – равным, так и тождественное по качеству – подобным; сила же и энергия применительно к сущим является своего рода качеством (хотя и называется так в несобственном смысле) ; в несобственном же смысле и по отношению к Богу божественные Отцы называют Божественную энергию качеством; и поскольку, далее, божественное причастие представляет собой наше единство и тождество с Богом по энергии, то это причастие должно быть подобием [58]. Стало быть, причаствовать Богу – означает уподобляться Ему по мере возможного [59]; поэтому в результате причастия Ему мы не можем стать ни единосущными [с Богом], ни едиными с Ним по ипостаси, но в наших силах – стать подобными Ему [60]. Вот почему и божественный Максим, подкрепляя сказанное, утверждает в Пятьдесят девятой главе своих Затруднительных мест: « Причастие превышеестественных благ Божиих есть уподобление причаствующих причаствуемому, а уподобление причаствующих причаствуемому есть возможное тождество причаствующих самому этому причаствуемому по энергии ( или: действию ) , [осуществляемое] посредством уподобления » [61]. 11. Видишь, что и божественный Максим этими двумя описаниями причастности Богу недвусмысленным образом подтверждает сказанное нами? Первым – изрекши, что причастие превышеестественных благ Божиих есть уподобление причаствующих причаствуемому, а вторым – как бы разъясняя понятие уподобления и говоря, что оно является возможным тождеством, то есть не полным сходством, да и то – не по сущности и не по ипостаси, а по энергии. А поскольку, как уже было сказано, причастие представляет собой непосредственное соприкосновение, в результате которого причаствующее и причаствуемое (положим, врач и врачебное искусство) [начинают] рассматриваться как единое подлежащее, по-новому определенное качественно [62], то весьма желательно, пожалуй – для большей наглядности речи – показать, каким образом тот, кто причаствует нетварной и Божественной благодати, становится единым с ней по подлежащему, в качестве некоей оформленной материи. В самом деле, поистине мудрый и божественный Максим говорит о божественном Мелхиседеке [63], что тот от «Бога посредством Слова был рожден в Духе [64] по благодати и носит в себе неповрежденное и истинное подобие породившего Бога. Ибо всякому рождению присуще производить рождаемое тождественным рождающему, в соответствии со словами евангелиста: “ Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ” [65].
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

аргостолион столица кефалинии гравюра grasset saint-sauveur voyage historique litteraire pittoresque dans les isles possessions ci-devant venitiennes levant paris 1798 | церковь вмч георгия мон-ре джурджеви ступови близ нови-пазара кон 60-х xii 1170/71 | король епископы духовенство толедо миниатюра codex conciliorum albeldensis seu vigilanus 976 escorial i.2 fol 344 | церковь честь воздвижения креста господня 1848 фотография 2004 | schlegel von |

Источник текста


Постоянная ссылка: Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете. Речь первая : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера