Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете. Речь первая : ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Макаров Дмитрий Игоревич, Черноглазов Д. А. , Беневич Г. И. Митрополит Никейский Феофан III – один из интереснейших и сложнейших по глубине и возвышенности мысли богословов Палеологовского православного возрождения. Интерес к его творчеству в последнее время наблюдается во многих странах. Пять слов о Свете Фаворском, созданные в начале второго патриаршества св. Филофея Коккина, представляют собой центральное произведение святителя. Вниманию читателей предлагается перевод Первого из Пяти слов, выполненный по критическому изданию Г. С. Захаропулоса.

Феофан III, митрополит Никейский (ок. 1315 – 1381) – один из интереснейших и сложнейших по глубине и возвышенности мысли богословов Палеологовского православного возрождения, интерес к творчеству которого в последнее время наблюдается в Греции (И. Полемис, Х. Триандафилопулос, П. Тулис и др.) , США ( М. Плестед, К. Кэппес ) , Великобритании (Н. Рассел) , Италии ( А. Риго, А. Фиригос ) , Болгарии (С. Марков) и других странах.

Пять слов о Свете Фаворском (ок. 1369 – 1376) [1] созданы в начале второго патриаршества св. Филофея Коккина (ок. 1300 – 1378) , более того, вскоре после Константинопольского поместного собора весны 1368 г., на котором была осуждена протомистская ересь Прохора Кидониса (но не сам Аквинат, как аргументирует, в частности, Х. Триандафилопулос [2]) и, что главное, был канонизирован св. Григорий Палама. Как показано И. Полемисом, Н. Расселом и другими учеными, именно ересь братьев Прохора и Димитрия Кидонисов и явилась, в первую очередь, тем идейным фоном, который послужил основой для написания Пяти слов.

Представляя собой центральное произведение Феофана Никейского, этот памятник отличается богатством логической аргументации, апелляцией к золотым вершинам святоотеческого Предания (особенно к творениям св. Максима Исповедника [3] – см. в комментариях) , многосторонностью затрагиваемых в нем вопросов философской антропологии и аскетики, сотериологии и сопутствующих догматических и философских проблем. Предлагаем вниманию читателя перевод Первого из Пяти слов, выполненный по критическому изданию Г. С. Захаропулоса. Перевод выполнен Д. И. Макаровым в 2003 – 2004 гг., отредактирован Д. А. Черноглазовым и Г. И. Беневичем в 2014 г. и еще раз сверен переводчиком. Переводчики и редакторы хотели бы поблагодарить Д. А. Поспелова, который стоял у истоков данного проекта.

Д. И. Макаров, Д. А. Черноглазов, Г. И. Беневич Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего Света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем-то заданный со злым намерением и из праздного любопытства) , и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же речь пойдет о Божественном причастиии божественном приобщении [4]. 1. Разрешение какого бы то ни было вопроса бывает часто затруднительным и трудносхватываемым [5], ибо познавательная сила души, затмеваемая неведением, словно неким облаком (νέφος) или завесой (προκάλυμμα) [6], едва ли позволяющим без труда найти путь к истине, беспорядочно блуждает, словно слепец – до тех пор, пока ей не случится либо встретить какого-нибудь поводыря [7], который смог бы без труда доставить ее к искомому, либо, продвигаясь будто бы наощупь во многом поту и трудах, [самой] обрести истину посредством тех или иных логических приемов [8]. Когда же искомые вещи являются чем-то превышеестественным, так что превосходят всякое слово и разумение, то, соответственно, и постижение оных в любом случае будет сопряжено с определенными трудностями (а в какой мере – никто не в силах и предположить) . Но то же самое мог бы утверждать и всякий, кто вообще всматривается в природу испытуемых им явлений и, соответственно, выстраивает исследование оных сообразно с их отличием друг от друга. Ибо все предметы дольнего мира, постигаемые рассудком и чувством [9], или в материи созерцаемые посредством некоторого теоретического знания, или сами по себе, отдельно, по примышлению; иными словами, все естественные предметы, подлежащие научному познанию – пусть бы [некоторые из них] и были чем-то высшим и совершенно неподвластным чувству, требуя мышления, обученного мудростью и упражнением – все предметы такого рода изыскивают первоосновы собственного восприятия именно из чувства, ибо рассудку [10] более к ним неоткуда подступиться [11]. Чувство же, будучи не в состоянии воспринимать истину, всякий раз отчетливо и неуклонно, уходит в сторону, являя собой некое символическое и младенческое подобие ведения, а заодно и основание всякой воспринимающей способности и первую ступень восхождения в познании, поднимаясь на каковую с земли, бессловесное естество [человеческое] силится сочетаться с разумным.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

аргостолион столица кефалинии гравюра grasset saint-sauveur voyage historique litteraire pittoresque dans les isles possessions ci-devant venitiennes levant paris 1798 | церковь вмч георгия мон-ре джурджеви ступови близ нови-пазара кон 60-х xii 1170/71 | король епископы духовенство толедо миниатюра codex conciliorum albeldensis seu vigilanus 976 escorial i.2 fol 344 | церковь честь воздвижения креста господня 1848 фотография 2004 | schlegel von |

Источник текста


Постоянная ссылка: Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете. Речь первая : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера