Расцвет богословской науки связан с успехами Санкт-Петербургских ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Журнал Московской Патриархии Интервью с ректором СПбДА епископом Гатчинским Амвросием — Ваше Преосвященство, в этом году исполняется 200 лет Санкт-Петербургским духовным школам. Какие вехи в истории школ вы считаете наиболее значимыми и почему? — Санкт-Петербургская православная духовная академия была выделена в качестве высшего учебного заведения из Александро-Невской академии в результате реформы 1808–1809 годов. Однако потребовалось целых 60 лет, чтобы найти тот оптимальный вариант учебной и научной организации академии, который и привел затем к расцвету богословской науки в конце XIX — начале XX века. Устав 1869 года стал одним из важнейших этапов в жизни высшей школы.

Он задавал строгий регламент пополнения преподавательского состава академии. Экстраординарным профессором мог стать только выпускник, защитивший научную работу первого уровня — магистерскую диссертацию. Успешная защита работы второго уровня — докторской диссертации — давала шанс стать ординарным профессором и пользоваться дополнительными льготами и привилегиями.

В этот же период начинают бурно развиваться академический журнал «Христианское чтение» и журнал «Церковный вестник», имевший публицистическую направленность. Благодаря введению четко разработанной системы гонораров за статьи и публикации профессура и студенчество получили дополнительный стимул для проведения научно-исследовательской работы и доведения ее результатов до приемлемого к публикации в журнале академического уровня. Серия статей иногда ложилась в основу магистерской или докторской работы.

Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви.

Важный этап в жизни академии связан с возобновлением ее деятельности в 1946 году под руководством митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) .

Кроме того, что возрождаемая школа должна стать преемницей дореволюционной, что обеспечивалось за счет приглашения профессоров, получивших образование в прежней славной академии, представляет интерес общая позиция митрополита относительно характера возрождаемой академии, выраженная им в речи на ее открытие. Он стремился к тому, чтобы новая школа «не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру святых отцов и подвижников Церкви».

Особая эпоха в жизни академии связана с деятельностью митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, 80-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году. В момент, когда он пришел на Ленинградскую кафедру (в 1963 году) , под давлением атеистического пресса государства жизнь духовных школ приходила в упадок — сократилось число учащихся, наметился застой и даже смятение среди преподавателей. Начали ходить разговоры о предстоящем закрытии академии. Митрополит, со свойственной ему энергией, принялся спасать ситуацию.

Желая быть ближе к духовным школам, он поселился в здании академии и стал тщательно вникать во все вопросы ее жизни. Основным принципом, положенным им в деятельность духовных школ, стала замена шаблонного подхода творческой инициативой, а также коллегиальное обсуждение спорных вопросов. Владыка стал лично присутствовать на заседаниях Совета, посещать лекции и семинары, просматривать учебные планы и даже классные журналы.

Он всячески поощрял и даже настаивал на обновлении лекционного материала, хотел, чтобы преподаватели следили за новинками богословской литературы, знали хотя бы один из иностранных языков. Активно участвовал митрополит и в обсуждении научных богословских вопросов, был инициатором целого ряда новых для нашей академии научных направлений. Регулярными стали приезды в академию известных на весь мир деятелей, в том числе и выдающихся ученых. При этом владыка Никодим подчеркивал, что наука должна быть близкой к жизни, поскольку последняя «удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений».

Наивысшей точки развития академия достигла 30 лет назад, в период ректорства нынешнего Святейшего Патриарха, а тогда — архиепископа Выборгского Кирилла. Свидетельством огромного внутреннего потенциала академии стало открытие Регентского отделения — учебного заведения, готовящего руководителей церковных хоров, дающего не только богословское, но и церковно-практическое, и музыкальное образование. Значимым было и то, что учиться на Регентском отделении получили возможность девушки — задумка, которую вынашивал еще митрополит Григорий (Чуков) , но осуществить которую оказалось по силам только нынешнему Святейшему Патриарху Кириллу.

Сегодня Санкт-Петербургская академия стремится строить свой учебный и научный процесс, ориентируясь на перечисленные выше исторические вехи, кладя в основу своей деятельности приведенные выше подходы и принципы, руководствуясь идеями указанных замечательных церковных иерархов. — Как сегодня вы видите роль СПбДАиС в системе богословского образования Русской Православной Церкви? Какие особенности СПбДАиС можно отметить? — Санкт-Петербургская академия является одной из двух православных духовных академий, находящихся на территории Российской Федерации. При академии действуют также семинария, регентское и иконописное отделения.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

григория чукова | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | фрагменты песнопений записи столповым демеством певческий сборник xvi ргб 113 240 394 | евлогитарии тропари непорочных иоакима салабасиса митр визийского фрагмент певческого сборника письма архим кирилла пелагонийского 1789 athen bibl nat sepulcri 810 fol 143 | свт григорий чудотворец роспись кафоликона мон-ря прп григория афоне 1768-1779 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Расцвет богословской науки связан с успехами Санкт-Петербургских Духовных Школ | Православие и мир
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера