Оптина пустынь и ее время

  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064  065   066   067   068   069   070   071   072   073   074   075
В начало текстаВ конец текста


Владыка возвратился, держа въ рукахъ 1–ую сотницу св. Фаласая. «Вотъ 1–ая сотница, я ее прочиталъ, некоторое измѣнилъ, въ одномъ мѣстѣ думалъ, что догадался, переправилъ, а какъ здѣсь въ лаврѣ нашелъ греческш подлинникъ, то увидѣлъ, что я ошибся, и измѣнилъ поправку. Въ другомъ же мѣстѣ было не такъ, вѣроятно потому, что пропущено было одно слово въ подлинникъ. Вотъ, отдайте отъ меня старцамъ и спросите, угодны ли будутъ имъ мои поправки? Я озабочивался и не зналъ, какъ мнѣ имъ переслать эту сотницу, очень радъ, что могу Вамъ отдать ее! » Потомъ я спросила: «Когда старцы перепишутъ, то позвольте къ Вамъ обратно доставить? » — «Можно и въ цензуру отдать, — какъ хотите».

Великое дѣло издательства творенш св. Отцовъ началось съ выпускомъ въ свѣтъ книги «Житiе и писашя Молдавскаго старца Паиая Величковскаго». Къ матерiалу, напечатанному передъ этимъ въ «Москвитянинѣ» было прибавлено: А (предисловiе, заключающее въ себъ краткое сказаше о жизни и иноческихъ подвигахъ учениковъ старца Паиая и нѣкоторьгхъ ему современныхъ старцевъ духовной жизни, съ которыми онъ былъ въ духовномъ и единомысленномъ общеши и Б) всѣхъ извѣстньгхъ писанш старца Паиая. Это святое дѣло продолжалось и при преемникѣ старца Макарiя — старцѣ Амвросш.

Богъ, — какъ говорилъ о. Макарш, — посылалъ средства на благое дѣло черезъ добрыхъ людей, и одно за другимъ было издано большое количество книгъ.

Занятая о. Макарiя состояли въ приготовленш къ печаташю славянскихъ переводовъ (снабжеше примѣчашями малопонятныхъ мѣстъ) и переводъ нѣкоторьгхъ на русскш языкъ. Дѣятельность въ этомъ отношеши о. Макарiя была изумительна. Онъ жертвовалъ для этого дѣла своимъ краткимъ отдыхомъ, и, не отказываясь отъ своего старческаго подвига въ отношеши приходящаго народа, онъ неотступно слѣдилъ за своими помощниками изъ скитской братш. Всякое слово взвешивалось, обсуждалось и безъ благословешя старца ни одно не вписывалось въ рукопись, приготовляемую для типография. Сотрудниками старца были: о. Ювеналш, о. Леонидъ и о. Амвросш. Впослѣдствш — а. Климентъ (Зедергольмъ) магистръ греческой словесности.

Ввиду того, что издашя эти совершались на средства благотворителей, старецъ Макарш и игуменъ Моисей щедро разсылали книги во все библютеки, какъ академическая, такъ и се ми на рек ¡я, почти всЬмъ армереямъ, ректорамъ, инспекторамъ семинарш и академш, а также во все общежительные монастыри на Аеонѣ.

5. Преподобныхъ отцовъ Варсонофiя Великаго и iоанна руководство къ духовной жизни, въ ответь на вопрошаше учениковъ (по–славянски) .

8. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника толковаше на молитву «Отче нашъ» и его же слово постническое по вопросу и ответу.

Просветительная деятельность Оптиной Пустыни была значительна. Въ XIX веке ею выпущено свыше 125–ти издатй въ количестве 225. 000 экземпляровъ. Библютека, собранная о. Моисеемъ, состояла изъ 5 000 книгъ.

Письма Оптинскаго Старца Iеросхимонаха Макарiя Старецъ Макарш великш учитель смирешя. «Ибо», какъ говорить преп. Исаакъ Сирскш, «смиреше и безъ дЬлъ мнопя прегрешешя дЬлаетъ простительными, потому что безъ смирешя напрасны все дела наши, всяюя добродетели и всякое дЬлаше ( Слово 46, стр. 202, Серг. Посадъ 1893 ) . Старецъ Макарш не сказалъ ничего новаго отъ себя, но въ его учеши, какъ въ тихой водной глади, отразилось все звездное небо святоотеческаго учешя. Его духовное учете, главнымъ образомъ, запечатлелось въ сборникахъ его писемъ. Интересно отметить его личные взгляды на современность. Эти взгляды можно назвать «Оптинскими». Ихъ разделяли духовныя лица «оптинскаго духа», какъ напр. о. Антошй (Бочковъ) , такъ думали и мiрсые «оптинцы», какъ братья Киреевсие и мнопе друпе. Въ письмахъ къ монашествуюгцимъ (письмо № 165) Старецъ пишетъ: «Сердце обливается кровiю, при разсуждеши о нашемъ любезномъ отечестве Россш, нашей матушке, куда она мчится, чего игцетъ? Чего ожидаетъ? Просвегцеше возвышается, но мнимое; оно обманываетъ себя въ своей надежде; юное поколете питается не млекомъ учешя св. нашей Православной Церкви, а какимъ–то иноземнымъ мутнымъ, ядовитымъ заражается духомъ; и долго ли это продолжится? Конечно, въ судьбахъ промысла Божтя написано то, чему должно быть, но отъ насъ сокрыто по неизреченной Его премудрости. А, кажется, настаетъ то время, по предречешю отеческому: «Спасай да спасетъ свою душу! » Въ письме № 172 Старецъ говорить: «Намъ надобно, оставя европейсые обычаи, возлюбить святую Русь, и каяться о прошедшемъ увлечеши во оные, быть твердымъ въ православной вере, молиться Богу, приносить покаяше о прошедшемъ». Въ следуюгцемъ письме онъ пишетъ: «Благодетельная Европа научила насъ внетттнимъ художествамъ и наукамъ, а внутреннюю доброту отнимаетъ, и колеблетъ православную веру; деньги къ себе притягиваетъ».

Подобное неодобреше старцемъ погони за европейскими обычаями и презрешя обгцествомъ добрыхъ нравовъ прежней Св. Руси, можно не разъ встретить въ письмахъ о. Макарiя.
  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064  065   066   067   068   069   070   071   072   073   074   075
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

читать |

Источник текста


Постоянная ссылка: Оптина пустынь и ее время
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера