МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 - Древо

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Заседание Предсоборного Присутствия. 1906 г. Православная энциклопедия, том " Русская Православная Церковь " .

Предсоборное Присутствие работало в Александро-Невской Лавре с 3 марта по 15 декабря 1906 года с перерывом с 13 июня по 1 ноября. Работа происходила в отделах и в общем собрании. Предполагалось, что все рассмотренные в отделах вопросы будут затем пропущены через общее собрание, но для этого не хватило времени. На общем собрании были полностью рассмотрены работы первого и второго отделов и лишь некоторые разработки отделов с третьего по седьмой. Результаты были обобщены в сводном докладе. Также были изданы протоколы заседаний.

Количество членов Синода предполагалось увеличить, а власть обер-прокурора - умалить. Отныне обер-прокурор не должен был присутствовать на заседаниях Синода, но лишь наблюдать за тем, чтобы синодальные указы не нарушали государственного законодательства, в котором случае ему надлежало апеллировать к государю.

Члены Присутствия признали, что отношения Церкви к государству в России определяются принадлежностью императора к Православию. Положение, выработанное на заседаниях общего собрания, предусматривало для императора право решающего голоса: новые постановления Церковь могла, как и раньше, издавать только с его разрешения, только с его разрешения могли созываться Соборы, и ему же принадлежало право одобрения кандидатуры избранного Собором патриарха. При этом со стороны государства только император мог влиять на законотворчество Церкви, и только он окончательно имел бы право утверждать церковные законы. Присутствие предлагало изменить 42-й статью Основных законов Российской империи (" Император есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры ") , на следующую:

На Собор съехалось 299 мирян. Широкое представительство мирян и настрой многих из них - особенно церковно-общественные деятелей и профессоров Петроградской духовной академии - отражали либеральные веяния революционных лет, которые затронули и церковную жизнь. Многие были увлечены идеями Февральской революции и смотрели на дело церковного строительства как на часть коренных преобразований, которые им даже в августе 1917 года виделись в радужном свете. Именно эти соборяне в первую очередь ратовали за " обновление " церковного устройства и богослужения.

27 сентября обсуждался внеочередной вопрос о составлении послания по поводу приближающихся выборов в Учредительное собрание. Одни ораторы, опасаясь, что самоустранение Церкви от политики даст свободу крайним политическим агитаторам, призывали к прямому участию Церкви в предвыборной борьбе. Другие выступали против участия Церкви в выборах, опасаясь того, что политические выступления нарушают церковный устав Собора. В итоге Собор выбрал " средний царский путь " и 4 октября обратился к всероссийской пастве с посланием:

Уже не в первый раз в нашей истории рушится храмина... государственного бытия, а Родину постигает гибельная смута... Непримиримостью партий и сословным раздором не созидается мощь государства, не врачуются раны от тяжкой войны и всегубительного раздора... Царство, раздельшееся на ся, изнеможет ( Мф. 12, 25 ) ... Пусть победит в себе наш народ обуревающий его дух нечестия и ненависти, и тогда дружным усилием легко и светло совершит он государственный труд свой. Соберутся кости сухие и облекутся плотию и оживут по велению Духа... В Родине видится оку земля святая... И поистине, не мила нам и Родина без святой веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут уврачевать ее болезни

[6]. Далее Собор лишил мандата депутата-расстригу А. В. Поповича, выбранного от мирян Туркестанской епархии как незаконного избранника. После этого Собор обратился к служителям алтаря, предостерегая их от предательств и малодушия в тот момент, когда уже начались злые гонения, когда искушение сложить с себя сан и тем самым сохранить свободу и жизнь предстояло испытать чуть ли не каждому из них.

Следующим обсуждался вопрос о преподавании Закона Божия. Министерство народного просвещения распорядилось прекратить изучение его в школе на основании постановления Временного правительства согласно закону о свободе совести. Теперь 14-летний ребенок мог без согласия родителей менять вероисповедание или вовсе объявить себя атеистом. Такое решение вызвало единодушный протест участников Собора. Расценив его как вызов православному народу, Собор принял постановление по докладу Тамбовского архиепископа священномученика

[7]. Во внеочередном порядке был заслушан доклад протоиерея Павла Соколова о церковно-приходских школах. На основании закона от 20 июля светские власти отнимали у Церкви приходские школы и передавали их в ведение Министерства просвещения. При обсуждении ни слова не было сказано в защиту правительственного произвола. С резкой отповедью правительству выступил архиепископ Тверской священномученик Серафим (Чичагов) , обвинив власти во враждебных действиях по отношению к Церкви: издавая закон, напомнил он, никто не спросил, каково мнение епископата, " который отвечает за народ пред Господом

[8]. После обсуждения в соборном постановлении записали: " Просить Временное правительство закон 20 июля 1917 г...
 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

со­бор но­во­му­че­ни­ков ис­по­вед­ни­ков церк­ви рус­ской | со­бор но­во­му­че­ни­ков ис­по­вед­ни­ков со­ло­вец­ких | со­бор всех пре­по­доб­ных ки­е­во-пе­чер­ских | бо­го­ро­ди­це-ка­зан­ском хра­ме се­ла ко­ро­бей­ни­ко­ва | стра­да­ние два­дца­ти ты­сяч му­че­ни­ков ни­ко­ми­дии со­жжен­ных |
Постоянная ссылка: МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 - Древо
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера