Источник текста

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 - Древо


Заседание Предсоборного Присутствия. 1906 г. Православная энциклопедия, том " Русская Православная Церковь " .

Предсоборное Присутствие работало в Александро-Невской Лавре с 3 марта по 15 декабря 1906 года с перерывом с 13 июня по 1 ноября. Работа происходила в отделах и в общем собрании. Предполагалось, что все рассмотренные в отделах вопросы будут затем пропущены через общее собрание, но для этого не хватило времени. На общем собрании были полностью рассмотрены работы первого и второго отделов и лишь некоторые разработки отделов с третьего по седьмой. Результаты были обобщены в сводном докладе. Также были изданы протоколы заседаний.

Количество членов Синода предполагалось увеличить, а власть обер-прокурора - умалить. Отныне обер-прокурор не должен был присутствовать на заседаниях Синода, но лишь наблюдать за тем, чтобы синодальные указы не нарушали государственного законодательства, в котором случае ему надлежало апеллировать к государю.

Члены Присутствия признали, что отношения Церкви к государству в России определяются принадлежностью императора к Православию. Положение, выработанное на заседаниях общего собрания, предусматривало для императора право решающего голоса: новые постановления Церковь могла, как и раньше, издавать только с его разрешения, только с его разрешения могли созываться Соборы, и ему же принадлежало право одобрения кандидатуры избранного Собором патриарха. При этом со стороны государства только император мог влиять на законотворчество Церкви, и только он окончательно имел бы право утверждать церковные законы. Присутствие предлагало изменить 42-й статью Основных законов Российской империи (" Император есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры ") , на следующую:

На Собор съехалось 299 мирян. Широкое представительство мирян и настрой многих из них - особенно церковно-общественные деятелей и профессоров Петроградской духовной академии - отражали либеральные веяния революционных лет, которые затронули и церковную жизнь. Многие были увлечены идеями Февральской революции и смотрели на дело церковного строительства как на часть коренных преобразований, которые им даже в августе 1917 года виделись в радужном свете. Именно эти соборяне в первую очередь ратовали за " обновление " церковного устройства и богослужения.

27 сентября обсуждался внеочередной вопрос о составлении послания по поводу приближающихся выборов в Учредительное собрание. Одни ораторы, опасаясь, что самоустранение Церкви от политики даст свободу крайним политическим агитаторам, призывали к прямому участию Церкви в предвыборной борьбе. Другие выступали против участия Церкви в выборах, опасаясь того, что политические выступления нарушают церковный устав Собора. В итоге Собор выбрал " средний царский путь " и 4 октября обратился к всероссийской пастве с посланием:

Уже не в первый раз в нашей истории рушится храмина... государственного бытия, а Родину постигает гибельная смута... Непримиримостью партий и сословным раздором не созидается мощь государства, не врачуются раны от тяжкой войны и всегубительного раздора... Царство, раздельшееся на ся, изнеможет ( Мф. 12, 25 ) ... Пусть победит в себе наш народ обуревающий его дух нечестия и ненависти, и тогда дружным усилием легко и светло совершит он государственный труд свой. Соберутся кости сухие и облекутся плотию и оживут по велению Духа... В Родине видится оку земля святая... И поистине, не мила нам и Родина без святой веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут уврачевать ее болезни

[6]. Далее Собор лишил мандата депутата-расстригу А. В. Поповича, выбранного от мирян Туркестанской епархии как незаконного избранника. После этого Собор обратился к служителям алтаря, предостерегая их от предательств и малодушия в тот момент, когда уже начались злые гонения, когда искушение сложить с себя сан и тем самым сохранить свободу и жизнь предстояло испытать чуть ли не каждому из них.

Следующим обсуждался вопрос о преподавании Закона Божия. Министерство народного просвещения распорядилось прекратить изучение его в школе на основании постановления Временного правительства согласно закону о свободе совести. Теперь 14-летний ребенок мог без согласия родителей менять вероисповедание или вовсе объявить себя атеистом. Такое решение вызвало единодушный протест участников Собора. Расценив его как вызов православному народу, Собор принял постановление по докладу Тамбовского архиепископа священномученика

[7]. Во внеочередном порядке был заслушан доклад протоиерея Павла Соколова о церковно-приходских школах. На основании закона от 20 июля светские власти отнимали у Церкви приходские школы и передавали их в ведение Министерства просвещения. При обсуждении ни слова не было сказано в защиту правительственного произвола. С резкой отповедью правительству выступил архиепископ Тверской священномученик Серафим (Чичагов) , обвинив власти во враждебных действиях по отношению к Церкви: издавая закон, напомнил он, никто не спросил, каково мнение епископата, " который отвечает за народ пред Господом

[8]. После обсуждения в соборном постановлении записали: " Просить Временное правительство закон 20 июля 1917 г... отменить в тех его частях, которые касаются передачи церковно-приходских, второклассных и церковно-учительских школ в ведомство Министерства народного просвещения... Все церковно-приходские школы и школы грамоты передать в ведение православных приходов

[9]. Для переговоров с правительством направили в Петроград делегацию во главе с архиепископом Тамбовским Кириллом. 11 октября состоялась встреча соборных делегатов с министром Антоном Карташовым, который сказал, что правительство не изменит свою позицию, потому что церковно-приходская школа - детище старого режима и не может служить новому государственному строю. Уважая гражданские свободы, власть не станет запрещать открытие церковных школ на средства приходов, но это будут единичные случаи. Также правительство может сохранить в духовном ведомстве только те школы, где уровень образования будет признан удовлетворительным. Министр выразил надежду, что соборное деяние даст ему основание отстаивать в правительстве неприкосновенность преподавания Закона Божия. В тот же день состоялась беседа делегатов с министром-председателем Александром Керенским, который объяснил, что у Церкви отбираются лишь те школьные помещения, на постройку которых затрачены казенные средства; остальные же государство берет в аренду на два года. Правительство, по его словам, не верило россказням о контрреволюционных настроениях Собора, но новый государственный строй должен быть внеконфессиональным, и поэтому закон от 20 июля отмене не подлежит.

Патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) Восстановление патриаршества 11 октября 1917 года на пленарном заседании председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан выступил с докладом, которым открывалось главное событие в деяниях Собора - восстановление патриаршества. Предсоборный Совет в своём проекте устройства высшего церковного управления не предусматривал первосвятительского возглавления Церкви и при открытии Собора лишь немногие были убежденными поборниками восстановления патриаршества. Однако, когда этот вопрос был поставлен в Отделе высшего церковного управления, то встретил широкую поддержку. Смутная обстановка в стране побуждала к спешному восстановлению первосвятительского служения. Самочинно отложившаяся часть Русской Церкви - Грузинская Православная Церковь - уже восстановила у себя сан патриарха в сентябре. В итоге Отдел высшего церковного управления, не дожидаясь завершения обсуждения всех деталей на своих внутренних заседаниях, решил предложить Собору восстановить сан патриарха, и лишь после этого перейти к дальнейшему рассмотрению законопроекта об управлении Русской Православной Церковью. 32 члена Отдела высшего церковного управления остались при особом мнении, считая, что вопрос этот преждевременно выносить на пленарное заседание. Но Собор решительным большинством голосов постановил немедленно приступить к обсуждению формулы, предложенной в докладе епископа Митрофана Астраханского. Для выступлений записалось 95 человек. Противники патриаршества, вначале многочисленные и напористые, под конец обсуждения остались в меньшинстве.

[10]. Протоиерей Александр Рождественский утверждал в своей речи, что восстановление сана первоиерарха - шаг на пути к папизму. Другие просто путали соборность с модным тогда парламентаризмом. Все эти заявления делались вопреки бесспорным историческим фактам, т. к. на деле при патриархах в Русской Церкви регулярно созывались Соборы, а именно с упразднением патриаршества Соборы прекратились. Противники патриаршества на Соборе обнаружили своё явное духовное ослепление. Как признался профессор Б. В. Титлинов, главный мотив его возражений был не духовный, а политический: Титлинов утверждал, что восстановление патриаршества может вызвать церковное разделение. Архимандрит Матфей тогда же высказал подозрение, не является ли сам разговор о возможном разделении нащупыванием почвы для учинения раскола. Позднейшая деятельность Титлинова в точности подтвердила эти подозрения.

Некоторые из выступавших предлагали компромиссные решения. Так, Николай Кузнецов полагал, что вопрос о патриаршестве Собор может решить лишь после того, как будет определено устройство Синода и его компетенция, когда будет гарантирована полнота церковной власти Поместного Собора. Член Собора Валериан Радзимовский предложил новую формулу церковного управления: высшая власть в Российской Православной Церкви " принадлежит Поместному Собору... осуществляющему свою власть чрез непрерывно действующий Священный Синод, который возглавляется первенствующим епископом Церкви в сане Патриарха, равночестного с Патриархами других православных Церквей

[11]. Эту формулу поддержал товарищ министра исповеданий Сергей Котляревский. Решительное большинство выступавших на Соборе отстаивало формулу, предложенную епископом Астраханским Митрофаном, в которой патриаршество ставилось в центр образуемой высшей церковной власти. В их выступлениях уточнялись и углублялись приведённые владыкой Митрофаном основные доводы. Одним из самых весомых аргументов была история Церкви в лике её предстоятелей, примеры которых приводили сторонники возрождения патриаршества. О важности патриаршества для русского народа вдохновеннее всех говорил архимандрит священномученик Иларион (Троицкий) :

Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле... в Успенском соборе... Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью постановит снова Московского Патриарха на его законное, неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший Патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе, будет тогда великая радость на земле и на небе

[12]. Одним из сильнейших доводов ревнителей патриаршества было напоминание о разрухе, переживаемой страной, о государственном развале и нравственном падении народа. От Церкви требовалась теперь особая духовная трезвость и мудрость, предельное сосредоточение нравственных сил, поэтому появилась настоятельная нужда в предстоятеле и вожде, который бы взял бремя ответственности за Церковь и за окормляемый ею духовно растерзанный народ. Многим тогда казалось, что восстановление патриаршества и избрание первосвятителя обеспечит победу не только в духовной сфере, но и в государстве в целом. Более трезвомыслящие члены Собора видели главную задачу в спасении Русской Православной Церкви в годину грядущих гонений. Князь Евгений Трубецкой пророчески говорил что патриарху предстоит стать защитником и хранителем Церкви; не мирским вождём, а молитвенником, ходатаем, заступником и отцом православного народа.

Постепенно большинство членов Собора убедились в необходимости восстановления патриаршества, и 28 октября протоиерей Павел Лахостский от имени 60 соборян предложил приступить к голосованию. В этот день, через два дня после большевистского переворота, Собор вынес историческое решение в виде четырёх " общих положений " о восстановлении патриаршества. После внесения изменений Редакционным отделом, 4 ноября Собор утвердил эти положения в виде следующего особого Определения: 1. В Православной Российской Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

Опираясь на исторические прецеденты, Соборный Совет предло­жил следующую процедуру избрания патриарха. При первом туре голосования со­боряне подают записки с именем предлагаемого кандидата. Если один из кандидатов получит абсолютное большинство го­лосов, он считается избранным. Если же ни один из кандидатов не по­лучит больше половины голосов, проводится повторное голосование, при котором подаются записки с именами трёх предлагаемых лиц. Получивший большинство голосов считается избранным в кандидаты. Туры голосования повторяются, пока три кандидата не получат боль­шинства голосов. Потом жребием из них избирается патриарх.

Указанных слов в соборное правило вводить нельзя: они были бы естественны в устах протестанта, но не православного... В сознании православных людей пастырь является прежде всего тайносовершителем, тайноводителем... Но и на второй ступени пастырских обязанностей проповедь не стоит. Народ более всего обращается к своему пастырю со словами: " Батюшка, помолись за нас " . Народ почитает в священнике прежде всего не оратора, а молитвенника. Вот почему ему и дорог отец Иоанн Кронштадтский... Проповедь среди пастырских обязанностей в сознании народа стоит только на третьем месте

13 ноября Собор приступил к обсуждению доклада о правовом положении Церкви в государстве. По поручению Собора профессор Сергей Булгаков составил Декларацию об отношениях Церкви и государства, которая предваряла соборное " Определение о правовом положении Церкви в госу­дарстве " . В ней требование о полном отделении Церкви от государства сравнивается с пожеланием " чтобы солнце не светило, а огонь не согревал. Церковь, по внутреннему закону своего бытия, не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами " . Констатировалось, что мысль о высоком призвании Церкви в государствен­ных делах и симфонии Церкви и государства лежала в основе правового сознания как Византии так и Руси. При этом Церковь не связывала себя с определенной формой правления и исходила всегда из того, что власть должна быть христианской. Документ гласил: : " И ныне, когда волею Провидения рушится в России царское самодержавие, а на замену его идут новые государственные формы, Православная Церковь не имеет определения об этих формах со стороны их политической целе­сообразности, но она неизменно стоит на таком понимании власти, по ко­торому всякая власть должна быть христианским служением

Во имя Божие... Собор призывает сражающихся между собою дорогих наших братьев и де­тей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани... Собор... умоляет победителей не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения дорогих всей России наших в нем святынь, разрушения и поругания которых русский народ никогда и никому не простит, Свя­щенный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу " . Затем, в воззвании изданном 17 ноября, Собор призвал к всеобщему покаянию:

Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточение, ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки, бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума... Русские пушки, поражая святыни кремлевские, ранили сердца народные, горящие верою Православною. На наших глазах совершается суд Божий над народом, утратившим святыню... К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град

[17]. Военные условия преображали сам Собор, который сумел воздержаться от поверхностных оценок и выступлений узко политичес­кого характера, сознавая относительную значимость политических явлений в сравнении с высшими религиозными и нравственными ценностями. Как писал впоследствии митрополит Евлогий:

В эти кровавые дни в Со­боре произошла большая перемена. Мелкие человеческие страсти стихли, враждебные пререкания смолкли, отчужденность изгладилась... Собор, по­началу напоминавший парламент, начал преображаться в подлинный " Цер­ковный Собор " , в органическое церковное целое, объединенное одним волеустремлением - ко благу Церкви. Дух Божий повеял над собранием, всех утешая, всех примиряя " . По воспоминаниям митрополита Евлогия, духовным апогеем Собора явилось первое после интронизации появление на Соборе патриарха Тихона: " С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все - не исключая " левых " профессоров... Когда... Патриарх вошел, все опустились на колени... В эти минуты уже не было преж­них несогласных между собой и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые ис­полнять Его веления... И некоторые из нас в этот день поняли, что в реальности значат слова: " Днесь благодать Святаго Духа нас собра...

27 января Собор утвердил воззвание " К православному народу " , призывая верующих объединиться под церковными знаменами для защиты святынь, в ответ на что в различных городах страны прошли много­людные крестные ходы, стали устраиваться особые богослужения в поддержку Патриархии, посылаться петиции в адрес правительства и т. д.

[20]. Согласно " Определению " органом, при содействии которого архи­ерей управляет епархией, является епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян на трехлетний срок. Епархиальным собраниям было положено образовывать свои постоянные исполнительные органы: епархиальный совет и епархиальный суд.

Под руководством преемственно Богопоставленных пастырей все прихожа­не, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованием " . Священной обязанностью прихода Собор провозгласил заботу о благоустроении его святыни - храма. По " Уставу " приходской причт составляли священник, диакон и псаломщик; увеличение и со­кращение причта до двух лиц предоставлялось на усмотрение епархиального архиерея, который рукополагал и назначал клириков.

Устав " предусматривал избрание прихожанами церковных старост, на которых возлагались заботы о приобретении, хранении и употреблении хра­мового имущества. Для решения дел, связанных с содержанием храма, обес­печением клириков и избранием должностных лиц прихода, предполагалось созывать не реже двух раз в году приходское собрание, постоянным испол­нительным органом которого должен был стать приходской совет, состоя­щий из клириков, церковного старосты (или его помощника) и нескольких мирян - по избранию приходского собрания. Председателем на приход­ском собрании и в приходском совете состоял настоятель храма. Утверждая единство Церкви под началом иерархии, " Устав " в то же время закрепил самостоятельность прихода, а также предусмотрел создание союзов приходов.

[22]. Уже на 1-й сессии Собор выступил против новых законов о гражданском браке и его расторжении. В принятом на 2-й сессии определении по этому вопросу заявлялось что: " Брак, освященный Церковию, не может быть расторгнут гражданскою властью. Такое расторжение Церковь не признает действительным. Совершающие расторжение церковного брака простым заявлением у светской власти повинны в поругании таинства брака

Собор подчеркнул преимущества общежительства перед особножительством и рекомендовал всем монастырям по возможности вводить у себя первое. Всем монастырским насельникам Собор предписывал нести трудовое послушание. Важнейшей заботой начальства и братии поставлялось строго уставное богослужение, " без пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаемое словом назидания " . Духовно-просветительное служение монастырей, вдобавок к богослужению, должно было выражаться в духовничестве, старчестве и проповедничестве. Брак К 3-й сессии Отдел церковного суда разработал и вынес на пленарное заседание проект " Определения о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью " . С докладами по этому проекту выступили Валериан Радзимовский и Феофан Гаврилов. К прежним четырем поводам для расторжения брака (прелюбодеяние; добрачная неспособность; ссылка с лишением прав состояния; безвестная отлучка) отдел предлагал добавить новые: уклонение от Православия; неспособность к брачному сожительству, наступившую в браке; посягательство на жизнь, здоровье и честное имя супруга; вступление в новый брак при существовании брака с истцом; неизлечимую душевную болезнь; сифилис; проказу; злонамеренное оставление супруга. Полемика по докладам приняла весьма острый характер.

Проект определения, принятый на основании предложенных докладов, пересматривался на совещании епископов, которое оставило в силе 18 статей, а 6 других возвратило в Отдел церковного суда для переработки. В окончательной редакции закрепилось положение о принципиальной нерасторжимости христианского брака. Исключения " Церковь допускает лишь по снисхождению к человеческим немощам, в заботах о спасении людей... при условии предварительного действительного распадения расторгаемого брачного союза или невозможности его осуществления

[28]. 29 мая 1918 года Украинской Православной Церкви был дарован автономный статус. На заключительном заседании Собора 20 сентября было принято определение по проекту " Положения о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине " , утверждавшее автономию Украинской Церкви, при котором постановления Всероссийских церковных Соборов и Московского патриарха должны были иметь обязательную силу для Украинской Церкви. Епископы, клирики и миряне украинских епархий привлекались к участию во Всероссийских Соборах, а митрополит Киевский по должности и один из архиереев по очереди должны были участвовать в Священном Синоде.

Другие деяния 3-й сессии На 3-й сессии продолжилась работа над составлением определений о деятельности высших органов церковного управления. В " Определении о порядке избрания Святейшего Патриарха " устанавливался порядок подобный тому, каким был избран святитель Тихон, но с более широким представительством на избирательном Соборе клириков и мирян Московской епархии, для которой патриарх является епархиальным архиереем. В случае освобождения патриаршего престола предусматривалось незамедлительное избрание местоблюстителя из членов Высшего церковного совета. Собор вынес также " Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения

3 августа был создан отдел по соединению христианских церквей, который, прежде всего, работал в русле расширения контактов с англиканами и сторокатоликами. В это время представители основных христианских конфессий нередко совместно противостояли антирелигиозным акциям советских властей: была попытка проведения православными, римо-католиками и лютеранами крестного хода в защиту преподавания Закона Божия летом 1918 года в Петрограде, делались ходатайства за репрессированных священнослужителей других конфессий, согласовывалась совместная позиция на переговорах с органами власти.

За годы гражданской войны число архиереев Русской Церкви в результате репрессий, эмиграции и естественной смерти сильно сократилось. Противовесом этому угрожающему процессу стало приведение в жизнь, несмотря на значительные препятствия, определения Собора " О викарных епископах " . В соответствии с определением были расширены полномочия и увеличено число викариев. Таким образом число епископов выросло в несколько раз и составило в 1920-е годы более 200. В условиях гонений, когда правящие архиереи подвергались арестам, управление епархиями брали на себя находящиеся временно на свободе викарии. Обеспеченная соборным решением многочисленность епископата стала одной из причин, позволивших Русской Православной Церкви сохранить апостольскую преемственность, несмотря на жесточайшие репрессии. В годы гражданской войны особое значение имели постановления Собора об активизации церковной деятельности мирян и возрождению приходов. Так как советское законодательство сводило Церковь к так называемым " пятидесяткам " , а затем и " двадцаткам " - объединениям верующих граждан (прихожан) , которым и передавались по договору в пользование все церковное имущество и здания храмов - то именно на приходские общины легла основная тяжесть борьбы за сохранение Церкви в начальный период особо ожесточённого безбожного гонения 1918 - 1920 годов. Основной причиной провала первого советского натиска на Церковь часто называют именно оживление приходской и проповеднической деятельности Церкви. С самого начала 1918 года верующий народ во множестве поднялся на защиту Церкви - стали проводиться многолюдные крестные ходы (некоторые из которых были расстреляны) , совершаться особые богослужения в общественных местах в поддержку Патриархии, посылаться массовые петиции в адрес правительства и т. д. В Москве в марте того же года был создан Совет объединенных приходов, организованный и возглавляемый Александром Самариным и Николаем Кузнецовым, ставивший своей задачей защиту храмов и монастырей, которым угрожало закрытие. Возникли многочисленные братства с массовым участием мирян, стремившихся сохранить жизнь по вере в условиях гонений. Важными направлениями деятельности братств стали создание полулегальных монашеских общин в миру и монашеские постриги молодых людей с целью сохранения института монашества; подготовка молодых образованных священнослужителей в условиях ограничения, а затем и полной ликвидации духовного образования; сплочение верующих всех возрастов и сословий перед лицом яростных антицерковных гонений. Всё этом стало возможным, в частности, благодаря выявленному на Соборе импульсу к возрождению и укреплению значения приходских общин.

Хотя особо неистовый напор богоборцев сразу же пришелся на монастыри, некоторым обителям поначалу удалось выжить. Существенную роль в сохранении части монастырей сыграли перемены, произошедшие в жизни обителей в период Собора, в том числе определение Собора " О монастырях и монашествующих " . Просходило введение в монастырскую жизнь выборного начала, превращение ряда обителей в нравственно-религиозные центры, развитие ученого монашества и старчества и т. д. В 1918 году некоторые обители были преобразованы в сельскохозяйственные артели и коммуны и в таком виде смогли просуществовать до начала " сплошной коллективизации " .

и призывы к верующим о защите Православной веры и Церкви, своими переговорами с советским правительством Собор также положил начало традиции поиска компромиссов с новой властью, далее получившей развитие в деятельности патриарха Тихона. Видя спасение от большевистского безбожия в духовной борьбе, патриарх уже в 1918 году вступил на путь попыток взаимоотношения с советской властью, каким прошёл до конца земной жизни.

Межпатриаршество Кончина святого патриарха Тихона явилась невосполнимой утратой для Русской Церкви. В то же время проявилась большая важность и своевременность предложения Собором патриарху избрать нескольких блюстителей патриаршего престола, на случай невозможности правильного избрания местоблюстителя и наследника. Это постановление послужило спасительным средством для сохранения канонического преемства первосвятительского служения в Русской Церкви. Уже в 1918 году патриарх последовал предложению Собора и после его кончины, согласно с его завещанием, местоблюстительство перешло к священномученику Петру (Полянскому) . При этом, так-как многочисленные иерархи, прибывшие на похороны первосвятителя 12 апреля 1925 года, подписали в тот день заключение о вступлении святителя Петра в должность местоблюстителя, его первенство в иерархии было подкреплено также авторитетом своего рода соборного избрания.

Весь последующий период - со второй половины 1920-х до начала 1940-х годов - представлял собой время борьбы Русской Церкви за выживание. В этих условиях созыв нового Собора, выборы нового патриарха и восстановление институтов Высшего Церковного Управления - по образцам заложенным на Соборе 1917-1918 годов - виделись главными целями общецерковной жизни. В 1926 году была предпринята неудачная попытка провести в тайне от властей заочное избрание патриарха через сбор подписей архиереев. Владыка Сергий (Страгородский) , возглавивший Церковь весной 1927 года, пойдя на ряд существенных уступок властям получил предварительное согласие на возможный созыв Собора. Хотя созвать полноценный Собор так и не удалось, 18 мая того же года митрополит Сергий созвал в Москве совещание епископов, на котором выступал с проектом Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) из 8 членов, который был организован позднее в том же месяце. 25 мая состоялось официальное заседание ВПСС, в тот же день по епархиям было разослано постановление об организации епархиальных советов, а при викарных епископах предписывалось учреждать благочиннические советы [31]. Однако, это стало пределом воссоздания церковно-административной структуры Патриархата на " законных основаниях " в те годы - ни проведение Собора, ни выборы патриарха допущены не были. С рубежа 1928 - 1929 года начался длительный период крайне воинственного отношения безбожной власти к Церкви, достигший пика в чистках 1937 - 1938 годов. 18 мая 1935 года митрополит Сергий по требованию властей распустил Временный Патриарший Синод, вскоре почти весь епископат был физически уничтожен или заточён, а церковная организация - почти полностью разрушена.

Далеко не все представители духовенства и мирян Русской Церкви одобрили компромиссный курс митрополита Сергия (Страгородского) и в 1927 - 1928 годах появилось довольно значительное течение т. н. " непоминающих " . Но, как и сторонники митрополита Сергия, " непоминающие " свои надежды во многом возлагали на будущий Собор, который разрешит все разногласия. Апеллировали они и к авторитету Поместного Собора 1917-1918 годов: одним из основных их требований было отстаивание соборного постановления о недействительности лишения сана священнослужителей по политическим мотивам. Своё развитие новая соборная традиция получила и в среде русской эмиграции, в виде сравнительно частых Соборов Русской Православной Церкви Заграницей. Примечательно, что первый " Всезаграничный " Собор в Сремских Карловцах в 1921 году объединил почти всех оказавшихся за рубежом русских архиереев и членов Поместного Собора 1917-1918 годов, а также делегатов от приходов, эвакуированной армии и монашествующих.

Тем временем, внутри СССР, несмотря на разгром Церкви в управленческом плане, она сумела выстоять на уровне общин. Несмотря на гонения, в переписи 1937 года большинство советского населения всё же заявило себя верующими в Бога. Авторитет канонической Церкви оставался высоким во многом благодаря неукоснительному соблюдению определений 3-й сессии Собора 1917-1918 годов о духовенстве, что уберегло православных клириков от дискредитации, которой подверглись группировки обновленцев, поправших святые каноны. Наконец, особое значние в эти годы имели такие плоды работы Собора 1917-1918 годов, как оживление приходской жизни и особенно увеличение в ней роли женщин. Своим " Определением о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения " Собор способствовал тому что христианки, сделавшиеся бо’льшей частью православного верующего народа, стали оплотом церковности. Подавляющее большинство в составе приходских советов в 1930-е годов составляли женщины. Не считаясь со смертельной опасностью, они повсеместно оказывали сопротивление закрытию храмов, демонстрировали удивительное бесстрашие и стойкость в самоотверженном служении Церкви. Именно женщины ехали в ссылки, чтобы сопровождать и спасать от смерти своих пастырей, давали приют гонимым и обеспечивали подпольную жизнь и церковную службу. Появилось много подвижниц, не постриженных в монашество, но живших по монашескому, возникли сотни т. н. " монастырей в миру " . Все это позволило Церкви не только выстоять, но и возродиться, как только внешние обстоятельства изменились.

В условиях жесткого контроля советской власти вернуться к большинству постановлений Собора 1917-1918 годов было невозможно, но ссылки на его авторитет продолжали оставаться актуальными. Так, на Архиерейском Соборе в 1944 году, при обсуждении порядка избрания нового патриарха, святитель Лука ( Войно-Ясенецкий ) напомнил постановление Поместного Собора 1917-1918 годов о том, что патриарх должен избираться тайным го­лосованием и жребием из нескольких кандидатов. Хотя это предложение не могло быть принято, важным было уже то что следующий патриарх был избран в 1945 году не на Архиерейском, а на Поместным Соборе, который стал наиболее полномочным и многочисленным собранием духовенства и мирян Русской Церкви с 1918 года. Преемственность была подчёркнута приглашением нескольких оставшихся в живых членов Поместного Собора 1917-1918 годов, от лица которых к новому собранию обратился 80-летний старец протоиерей Алексий Станиславский. В принятом на Соборе " Положении об управлении Русской Православной Церкви " - новым общецерковном руководственном документе - в первом же пункте указывалось что " В Русской Православной Церкви высшая власть [... ] принадлежит Поместному Собору " . Согласно с этим положением, следуя практике Собора 1917-1918 годов, все последующие патриархи Русской Церкви избирались именно Поместными Соборами, с участием многочисленных рядовых клириков и мирян.

Икона Собора отцов Поместного собора 1917-1918 гг. Новейшее время Возрождение Русской Православной Церкви в последующие десятилетия снова и снова побуждало возвращаться к опыту Поместного Собора 1917-1918 годов, зачастую возрождая или продолжая его начинания. Среди них: прославление новомучеников и местночтимых святых, разукрупнение епархий, возрождение приходских общин и многие другие. Огромный, в значительной степени до сих пор не реализованный на практике комплекс определений и опыт работы Собора сохраняет актуальность и в настоящее время. В целях более глубокого осмысления опыта Собора велась широкая исследовательская и издательская работа.

Публикация соборных деяний и протоколов шла по мере их принятия. Наиболее полные сведения о первоначальной публикации деяний находятся во 2-м выпуске 4-й книги (изд. 1918 года) - вероятно этот выпуск стал последним по времени выхода в свет. На конец XX века были обнаружены все перечисленные книги, в которых вышли деяния 1-82, 104-106 и 116-119. Остальные 81 деяние видимо так и не были опубликованы в то время. В 1994 - 1996 годах Московский Новоспасский монастырь репринтно переиздал деяния 1-82 (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг. : [В 6 тт. ]) репринт изд. 1918 г. (, М. : Новоспасский монастырь, 1994-1996) , а также сборник соборных определений и постановлений (Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг.) репринт изд. 1918 г. (, М., 1994.) . В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале издания деяний, оперделений, воспоминаний не только конкретно Собора 1917-1918 годов, но и Предсоборных Пристуствия, Совещания и Совета разных лет [33]. О текущей работе см. : Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , официальный портал проекта Новоспасского ставропигиального монастыря по изданию документов Собора: Литература Цыпин Владислав, прот. Церковное право. Часть III. Органы церковного управления. Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917-1988 гг. Поместный Собор 1917-1918 гг. : Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. : Смолич И. К.

Поместный Cобор 1917–1918 гг. и его предыстория №1 Журнала " Благодатный Огонь " : История Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. Источники и исследования, сайт Якова Кротова: Шайцан, В.

Дискуссия о богослужебном языке Русской Церкви на Поместном Соборе 1917-1918 гг. : Савва (Тутунов) , игум.

У истоков Предсоборного присутствия 1906 года: церковно-общественные дискуссии и отзывы архиереев: Георгий Митрофанов, прот.

История русской православной церкви. Часть 1. 1900–1917 гг. : " Московский Епархиальный дом " , страница блога пользователя Неглинка: - фотографии Собора в хорошем качестве Кравецкий А. Г.

Проблемы Типикона на соборе 18 года: Котт В. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-18 гг. о церковно-богослужебном языке: предыстория, документы и комментарии: Звонарев С., свящ. К вопросу о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви: Белякова Е. В. Вопрос о церковном суде на Поместном Соборе 1917-1918 гг.

Поместный Собор 1917–1918 годов и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 года) : Суворов Вадим, свящ.

Вопрос о митрополичьих округах на Поместном соборе 1917-1918 гг. в контексте современных церковных преобразований: Ковырзин К. В.

Поместный собор 1917-1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции Отечественная история. 2008 г. №4. С. 88-97 Задорнов Александр, прот.

Дискуссия о восстановлении патриаршества на Поместном Соборе 1917–1918 гг. и некоторые актуальные проблемы высшего церковного управления в Русской Православной Церкви: Артемов Николай, прот.

Поместный Собор 1917-1918 гг. как основа и источник Постановления № 362 от 7 20 ноября 1920 г. Материалы международной научной конференции " 1917-й: Церковь и судьбы России " Сафонов Д.

«Великая радость на земле и на небе». Святитель Иларион (Троицкий) и его вклад в восстановление патриаршества: Кравецкий А. Г.

Проблемы Типикона на соборе 18 года: Котт В. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-18 гг. о церковно-богослужебном языке: предыстория, документы и комментарии: Одинцов М. И., проф.

От Поместного Собора к декрету об отделении Церкви от государства: Schulz G. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Rußland 1917 18 - ein unbekanntes Reformpotential, Göttingen, 1995. - 212 s.

года первые 2 полутома этого издания были представлены членам Священного Синода. См. " Первый том документов Поместного Собора 1917-1918 гг. представлен членам Священного Синода Русской Православной Церкви " , сайт проекта Новоспасского монастыря, 18 июля 2013 года, Редакция текста от: 18. 12. 2017 18: 55: 45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе:
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

МОСКОВСКИЙ СОБОР 2004 - Древо | МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 - Древо |
МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 - Древо ... Предсоборного Присутствия. 1906 г. Православная энциклопедия, том " Русская Православная Церковь " . Предсоборное Присутствие работало в Александро-Невской Лавре с 3 марта по 15 декабря 1906 года с перерывом с 13 июня по 1 ноября. Работа происходила в отделах и в общем собрании. Предполагалось, что все рассмотренные в отделах вопросы будут затем пропущены через общее собрание, но для этого не хватило времени. На общем собрании были полностью рассмотрены работы первого и второго отделов и лишь некоторые разработки отделов с третьего по седьмой. Результаты были обобщены в сводном докладе. Также были изданы протоколы заседаний. Количество членов Синода предполагалось увеличить, а власть обер-прокурора - умалить. Отныне обер-прокурор не должен был присутствовать на заседаниях Синода, но лишь наблюдать за тем, чтобы синодальные указы не нарушали государственного законодательства, в котором случае ему надлежало апеллировать к государю. Члены Присутствия признали, что отношения Церкви к государству в России определяются принадлежностью императора к Православию. Положение, выработанное на заседаниях общего собрания, предусматривало для императора право решающего ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 - Древо
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"