Исихазм: Аннотированная библиография, Часть 6 - читать, скачать

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
(а иногда и в других апокрифах, таких как «Деяния Павла и Феклы») чаще всего находят характерные черты сирийского исихазма, причем стало обычным, что при этом тенденциозно подчеркивается разница между церковным учением (понимаемым по-разному в зависимости от воззрений исследователей) и учением, содержащимся в данном памятнике. Раннему сирийскому аскетизму некоторыми учеными вменяется энкратитский, «чрезмерно аскетический» уклон. Именно этим уклоном объясняют появление именно в Сирии секты идропарастатов (букв. водозамещенников, от замещения вина водой при совершении Евхаристии) , организованной в Месопотамии во II в. учеником св.

Иустина Философа Татианом 30, который и был за эту ересь осужден Церковью. Однако сейчас уже вполне ясно, что Татиан – скорее исключение; помимо того, он все же в большей мере был сформирован греческим миром. Научная добросовестность требует сказать, что за исключением возвышенного и усиленного почитания девства и требования целомудрия (что в общем характерно для всей восточно-православной аскетики) ничего по-настоящему «экстремального» в раннем сирийском аскетизме (за вычетом глаголемых идропарастатов) не обнаруживается 31. Некоторые исследователи указывают на близость раннесирийского аскетического учения к той форме аскетизма, которая практиковалась кумранской сектой 32. Однако необходимо заметить следующее: 1 (нам довольно слабо известен аскетизм кумранитов, так что можно говорить лишь о некотором типологическом сходстве; 2) установить генетическую связь между кумранитами и ранними сирийскими исихастскими практиками или воззрениями не представляется возможным.

Другим источником, казалось бы, подкрепляющим гипотезу о «радикалистском аскетизме» как источнике первоначального сирийского исихазма, обычно называют гомилии «персидского мудреца» Афраата (Фрахата) . После публикации трехтомной монографии Артура Выбуса 33 за сочинениями Афраата в научном мире установилась репутация «экстремистских» и не вполне надежных, хотя те, кто решился проверить выводы Выбуса с текстом в руках, были крайне разочарованы, ибо тенденциозность такой трактовки становится очевидной. В своих 26 гомилиях или «показательствах» (сир. taḥwyāṯā) , написанных в промежутке между 337 и 345 гг., довольно популярных среди сирийских христиан и весьма рано переведенных на армянский и на геэз под именем Иакова Нисибинского, Афраат, придерживаясь динамической антропологии, настаивал на единстве человека, не выделяя в нем отдельных частей (духа и души) . По Афраату, в человеке присутствует (буквально «сокровен, схоронен») ˈeṯtamar () «одушевленный дух», который и имеет воскресить человека по Втором Пришествии, до того же Рай закрыт и одухотворенные души находятся во сне, имеющем разрешиться при гласе трубном в последние времена. Афраат выступал ревнителем чистоты христианской жизни и считал даже, что брачное сожительство есть препятствие к «осуществлению» христианина, который должен стремиться к святости (интересно, что в языке ранней сирийской аскетики слово qaddšūṯā, святость, обозначало состояние людей, состоящих в браке, но давших обет взаимного воздержания. Он также учил о необходимости сохранения чистоты сердца, которую он именует «истинной молитвой», и о внутренней сердечной молитве, совершаемой тайно. Церковь по Афраату есть сообщество аскетов, и аскетические упражнения обязательны для всех христиан. Строго говоря, никакой гетеродоксии у Афраата не наблюдается, а особенности его аскетики продиктованы спецификой раннего периода развития монашеского движения в Месопотамии и Персии 34. Другим ранним памятником сирийской исихастской литературы является «Книга степеней») или ступеней, сир.

Ктава д-маската (. Как и писания Афраата, это сочинение довольно долго считали памятником нецерковного экстремистского аскетизма, мессалианства 35. Однако, как показали современные исследования, эта книга не есть мессалианский документ, и в ней, более того, не обнаруживается ни одной черты, типичной для мессалианства 36. Она учит, что христиане согласно своим устремлениям и своей жизни подразделяются на две категории, праведных) kỉnē (и совершенных) gmire (37. Первые довольствуются исполнением заповедей и церковных послушаний, тогда как вторые стремятся достигнуть жизни в Духе. Только совершенные) то есть стремящиеся жить по-исихастски (могут достигнуть созерцания невещественных сущностей и Богообщения. Но следование по этому пути должно происходить под руководством Церкви, которая именуется «благословенной матерью, научающей чада своя». Над этой видимой Церковью есть еще и невидимая Церковь сердца, отнюдь не отменяющая, как у мессалиан, но возносящая видимое церковное тело к высотам Духа. Согласно «Книге степеней» только совершенные могут приступать к св. Тайнам, равно как и тайны Духа открываются только совершенным «странникам и чуждым миру» 38. Особую роль сыграли переводы грекоязычных аскетических произведений. В ранний период сирийской книжности на сирийский из греческого языка были переведены важные тексты исихастской традиции: «Житие Антония» св. Афанасия, « " Лавсаик " » Палладия, «История монахов» и Apophtegmata Patrum. Под влиянием знакомства с традицией египетского монашества наследие древне-сирийского прото-монашества было практически забыто, так что возникает житие св. Евгения) Мар Авгена (, в котором сама идея монашества мыслится принесенною на сирийскую почву из Египта 39.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

несторианские мистики общие работы |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Исихазм: Аннотированная библиография, Часть 6 - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера