Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870), ...

  001   002   003   004   005   006  007 
В начало текстаВ конец текста
Пусть он увидит, что я правду говорил ему о нашем духовенстве, которую он едва ли от кого слышал», Недовольство преосвященного Иннокентия синодальными порядками также весьма ярко выражается в его письмах, и он особенно много надежд возлагал на митрополита Григория, который в качестве первенствующего члена Синода мог, по мнению епископа Иннокентия, восстановить древнее значение Синода. «Самые лучшие и необходимейшие для блага Церкви предложения не приемлются» … – писал епископ Иннокентий 17 ноября 1855 года А. Н. Муравьеву. «Не я один вижу неустройства и беспорядки в нашей Церкви, это видят даже члены Св. Синода, но ничего не выходит. Быть может, по крайней мере я сильно уповаю, что при нынешнем государе и нынешнем председателе, ах! нет, виноват, у вас, ведь его уже давно нет, при нынешнем первоприсутствующем (митрополите Григории) много и многое устроится к лучшему» 31. Такой же подавленный тон замечается в письмах другого знаменитого иерарха того времени, именно киевского митрополита Арсения (Москвина) , когда он своему приятелю архиепископу костромскому Платону описывал синодальные порядки, подневольное положение архиереев и их подобострастие и лишнюю покорность светской власти 32. Письма эти относятся к шестидесятым годам, когда поднят был вопрос об улучшении быта духовенства и о переустройстве церковно-приходской жизни, а потому мы приведем суждения о них ниже. Здесь же, основываясь на словах митрополита Филарета, упоминаем, что также видный иерарх описываемой эпохи, именно епископ вятский Агафангел (Соловьев) , будучи в конце пятидесятых годов викарием в С. -Петербурге, занимался, между прочим, поправкой проекта известного ревнителя православия П. Н. Батюшкова о замене при церквах посвященных причетников наемными людьми. Во время же своего служения в шестидесятых годах в Вятке преосвященный Агафангел составил проект в форме всеподданнейшего письма к государю императору о неудовлетворительности и о преобразовании синодального управления, подобный, как указывает тот же митрополит Филарет, проекту епископа енисейского Никодима (Казанцева) 33. Дальнейшее раскрытие и обнародование архивов почивших иерархов начала царствования императора Александра II, конечно, дозволит, на основании этих лучших данных, будущему историку представить в более совершенном виде участие высшего духовенства в преобразованиях того времени, но и сообщаемые в этой главе отрывочные об этом сведения достаточно убеждают в том, как глубоко сочувствовали делу реформы во всем церковном управлении некоторые высшие иерархи описываемой эпохи.

24 Любимов, «М. Н. Катков и его историческая заслуга по документам и личным воспоминаниям». СПб, 1889 г., стр. 80.

25 «Русский Архив», 1888 год, книга вторая, стр. 175 – 203. См. также Письма митр. Филарета к А. Н. Муравьеву ( Киев, 1869 г. ) , стр. 509 и послед.

27 За сорок лет переписки у А. Н. Муравьева сохранилось до 500 писем московского святителя; см. «Письма духовн. и светск. Лиц к митр. Филарету», изд. А. Н. Львова, стр. 257.

28 См. «Собр. мнен. и отзыв. митр. Филарета», т. IV, стр. 213, 225, 227. Срав. след. письма А. Н. Муравьева к митр. Филарету: в письме от 12 марта 1857 г. Муравьев распространяется о произволе обер-прокурора, терпимом только безгласием архиереев; в письме от 22 марта т. г. Муравьев высказывает, что 30-летнее трудное поприще минувшего царствования сделало митрополита слишком осторожным и, наконец, в письме от 17 апреля т. г. Муравьев касается неудовлетворительности консисторских порядков и проектирует зависимость консисторских секретарей от епархиального архиерея; см. Письма духов. и свет. Лиц к митр. Филарету, изд. А. Н. Львова, стр. 279 – 286. Весьма любопытно мнение митр. Филарета о нормальном составе Св. Синода, от 2 апреля 1857 г., и критика состава синодального присутствия, подписавшего прибавление к Духов. Реглам. (Собр. мнен. и отзыв. Митр. Филарета, т. IV, стр. 233) . Также интересно высказанное митр. Филаретом в письме протопр. Бажанову ( окт. 1857 г., ibid стр. 448 ) следующее мнение: «Петр Великий прельстился проектом Лейбница о коллегиях, в том числе и о духовной коллегии, которую у протестанта перенял Петр, но которую Провидение Божие и церковный дух обратили в Св. Синод».

30 «Письма преосв. Иннокентия», изд. Барсукова, книга II, стр. 172, 178, 185, 193, 195, 197, 202, 206, 211, 223, 224, 231, 243. Сравн. также письма преосв. Иннокентия к А. Н. Муравьеву, напечат. в Прибавл. к Твор. св. отц. за 1889 год; письма: от 17 ноября 1855 г., от 31 янв. 1857 г., 3 февр. 1858 г., 30 марта 1858 г., 16 апр. и 17 окт. 1859 г., 19 янв. 1863 г. «Русский Архив», 1889 г., № 5 и 6.

31 Митрополит Григорий, живо и глубоко сознавая нужду в преобразования духовных училищ, занялся начертанием правил нового для них порядка и внес свою записку по этому предмету в Синод. Эта записка даже не была доложена Синоду, и сам обер-прокурор Синода граф А. П. Толстой взял на себя инициативу сношений с епархиальными архиереями и ректорами семинарий по этому вопросу.

32 «Русский Архив», 1892 г, кн. II, стр. 200 и послед. №№ 9 – 14, 16, 17, 20 – 23, 26 – 30, 35, 38 – 40.

33 Указанное сочинение епископа Агафангела, под заглавием «Высшая администрация русской Церкви», сохранилось в копии между рукописями, пожертвованными митрополитом Исидором в библиотеку С. -Петербургской духовной академии. В этом сочинении епископ Агафангел, подобно А. П. Муравьеву, указывал на полное порабощение Синода светской властью. (См. «Сборник») рукоп. (из бумаг митрополита Исидора, «Акад. Биб. », № 60) . В том же сборнике находится сочинение названного епископа: «В чем должно состоят высшее, вполне каноническое управление отечественной церкви», (проект переустройства Св. Синода в Св. Правительствующий постоянный всероссийский собор) . В этом же сборнике находится копия с упомянутой выше записки П. Н. Батюшкова «о сельском православном духовенстве западных губерний», в которой автор, между прочим, развивает свой взгляд о необходимости учреждения при церквах «приходских советов».
  001   002   003   004   005   006  007 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

проявление среди высшего духовенства светских передовых людей сознания необходимости церковных преобразований |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870), II. Проявление среди высшего духовенства и светских передовых людей сознания необходимости церковных преобразований - читать, скачать - Александр Александрович Папков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера