Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь - ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
01 Июль 2018 Концерт в Измаиле, посвященный 1030-летию Крещения Киевской Руси, 1 июля 2018 года. Владыка Сергий приветствовал участников концерта и вручил им архипастырские грамоты. 29 Июнь 2018 Акафист Покрову Божией Матери в Измаильском Свято-Покровском кафедральном соборе 29. 06. 2018 Владыка Сергий совершил традиционный акафист Покрову Божией Матери.

Переводчик сайта: Выбрать язык азербайджанский албанский амхарский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский бирманский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский гавайский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский киргизский китайский (традиционный) китайский (упрощенный) корейский корсиканский креольский (Гаити) курманджи кхмерский кхоса лаосский латинский латышский литовский люксембургский македонский малагасийский малайский малаялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непальский нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский пушту румынский самоанский себуанский сербский сесото сингальский синдхи словацкий словенский сомалийский суахили суданский таджикский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду филиппинский финский французский фризский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский шона шотландский (гэльский) эсперанто эстонский яванский японский Технологии

Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства. Например, на саркофагах знатных людей появляется сюжет " Добрый Пастырь " - это аллегорическое изображение Христа является знаком принадлежности этих людей к новой вере. В III веке получают распространение рельефные изображения евангельских сюжетов, притч, аллегорий и т. д. Но до иконы еще было далеко. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Первые иконы напоминают позднеримский портрет, они написаны энергично, пастозно, в реалистической манере, чувственно. Самые ранние из них найдены были в монастыре св. Екатерины на Синае и относятся к V-VI вв. Как и было принято в античности, написаны они в технике энкаустики. Стилистически они близки фрескам Геркуланума и Помпеи, а также к фаюмскому портрету.

Фаюмский портрет некоторые исследователи склонны считать своего рода протоиконой. Это небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Действительно, фаюмские портреты обладают удивительной силой - с них смотрят на нас выразительные лица с широко открытыми глазами. И на первый взгляд сходство с иконой значительно. Но значительно и различие.

Оно касается не столько изобразительных средств - они менялись со временем, сколько внутренней сущности того и другого явления. Погребальный портрет написан с целью удержать в памяти живых портретные черты близкого человека, ушедшего в иной мир. И это всегда напоминание о смерти, ее неумолимой власти над человеком, чему сопротивляется человеческая память, хранящая облик умершего. Фаюмский портрет всегда трагичен.

Икона же, напротив, всегда свидетельство о жизни, ее победе над смертью. Икона пишется с точки зрения вечности. Икона может сохранять некоторые портретные характеристики изображенного - возраст, пол, социальное положение и проч. Но лицо на иконе - это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Суть иконы - пасхальная радость, не расставание, а встреча. И икона в своем развитии двигалась от портрета - к лику, от реального и временного - к изображению идеального и вечного.

В практике иконописания стадии работы так и разделяются на " личное " и " до-личное " . Сначала пишется " до-личное " - фон, пейзаж (лещадки) , архитектура (палаты) , одежды и проч. В больших работах эту стадию исполняет мастер второй руки, помощник. Главный мастер, знаменщик, пишет " личное " , то есть то, что относится к личности. И соблюдение такого порядка работы было важно, потому что икона, как и все мироздание, иерархична. " До-личное " и " личное " - это разные ступени бытия, но в " личном " есть еще одна ступень - глаза. Они всегда выделены на лике, особенно в ранних иконах. " Глаза - зеркало души " - известное выражение, и родилось оно в системе христианского мировоззрения. В Нагорной проповеди Иисус говорит так: " светильник для тела око, и если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно " (Мф. 6. 22) . Вспомним выразительные глаза домонгольских русских икон " Спас Нерукотворный " ( Новгород, XII в. ) , " Ангел Златые власы " ( Новгород, XII в. ) .
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Ссылки на другие источники в источнике:

Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь - Телесность изображений на иконах | Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь - Цветовая символика иконы |

Источник текста


Постоянная ссылка: Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь - Телесность изображений на иконах
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера