Источник текста

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел / Патриархия.ru


Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел СЛОВО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНИЙСКОГО В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: " Ты еси Христос, Сын Бога Живаго " , - удостоился от Спасителя услышать в ответ. " Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus) , и на сем камени (petra) созижду Церковь мою " ( Мф. 16, 16-18 ) . На " сем камени " (petra) , на том, что ты сказал: " Ты еси Христос, Сын Бога Живаго " , на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо " ты еси Петр " : от " камня " (petra) Петр (Petrus) , а не от Петра (Petrus) " камень " (petra) , точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого " камня " (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? - Послушайте апостола Павла: " Не хощу же вас не ведети, братие, - говорит апостол Христов, - яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос " ( 1 Кор. 10, 1-4 ) . Вот от какого " Камени " Петр!

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место ( Мф. 10, 2 ) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: " и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех " (16, 19) . Ибо эти " ключи " и право " вязать и решить " получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и во всем Апостолам Своим: " Приимите Дух Свят " , - и вслед за тем: " Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся " ( Ин. 20, 22-23 ) ; или: " елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех " ( Мф. 18, 18 ) . Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне - Самом Иисусе Христе ( Еф. 2, 20 ) , связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо " пленицами своих грехов, - говорит Премудрый, - кийждо затязается " ( Притч. 5, 22 ) ; а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, " дышал прещением и убийством на учеников Господних " ( Деян. 9, 1 ) , жаждал крови, но - " Живый на Небесах посмелся ему " ( Пс. 2, 4 ) . Когда он, " гоня и озлобляя " таким образом " Церковь Божию " ( 1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 5 ) , приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: " Савле, Савле, что Мя гониши? " - Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами - члены Тела Христова. " Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати " ( Деян. 9, 4, 5 ) . Савл же, " трепеща и ужасаяся " , возопил: " Кто еси, Господи? " " Аз есмь Иисус, - ответствовал ему Господь, - Егоже ты гониши " . И Савл внезапно переменяется: " Что мя хощеши творити? " - восклицает. И бысть к нему Глас: " Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити " (5, 6) . Тут Господь посылает Ананию: " Востав поиди на стогну " к человеку, " именем Савла " , и крести его, " яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынми Исраилевыми " (11, 15, 18) . Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. " Отвеща же Анания: Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей связати вся нарицающия Имя Твое " (13, 14) . Но Господь настоятельно повелевает Анании: " Иди и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати " (11, 15, 16) .

И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, - прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus) , то есть " малый, немногий, меньший " , показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: " Аз есмь, - говорит он, - мний Апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною " ( 1 Кор. 15, 9, 10 ) . Итак, братья празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, " во еже уподобитися им " ( 2 Сол. 5, 9 ) , и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но " толиким облежащим нас облаком свидетелей " ( Евр. 12, 1 ) , прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам " Начальник веры и Совершитель " Господь наш Иисус Христос ( Евр. 12, 2 ) ; за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? - Тот, Кто сказал: " Без Мене не можете творити ничесоже " ( Ин. 15, 5 ) . Иконописный подлинник Византия. XIV.

Ап. Павел. Миниатюра Евангелия (фрагмент) . Византия. 1133 г. Афины. Византия. Ап. Павел. Миниатюра. Византия.

Св. Феодор Тирон. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово) . Около 1350 года. Русь. XV. Ап. Павел. Миниатюра. Русь. XV в. ГРМ. Новгород. XVI.

Апп. Петр и Павел с житием. Икона. Новгород. XVI в. 162 х 119. Новгородский Историко-Архитектурный Музей-Заповедник. Русь. XVII.

Минея - Июнь (фрагмент) . Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Византия. XII.

Апостол Петр. Энкаустическая икона. Византия. 2-я половина VI в. 92, 8 х 53, 1. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет.

Апп. Петр и Павел с житием. Икона. Новгород. XVI в. 162 х 119. Новгородский Историко-Архитектурный Музей-Заповедник. Русь. XVII.

Минея - Январь (фрагмент) . Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII.

Минея - Июнь (фрагмент) . Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Священномученик Игнатий Богоносец / Патриархия.ru | Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел / Патриархия.ru |
Все архиереи Казахстанского митрополичьего округа ... ... июля 2017 г. 19: 21 12 июля 2017 года, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, жители главного кафедрального города Петропавловско-Булаевской епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и административного центра Северо-Казахстанской области Республики Казахстан — Петропавловска празднуют день небесных покровителей своего города. Петропавловск основан в 1752 году драгунами и казаками, которым было приказано построить крепости и редуты на реке Ишим. 12 июля (по новому стилю) были заложен Петропавловский храм, давший название городу, и начато строительство крепостных стен. Церковные торжества в Петропавловске возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Накануне праздника в Петропавловском соборе города было совершено торжественное всенощное бдение, а в сам день первоверховных учеников Христовых состоялась Божественная литургия под открытым небом на соборной площади. За богослужением молились: сотрудники епархиального управления Петропавловско-Булаевской епархии, педагоги и учащиеся гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, преподаватели и воспитанники воскресных школ ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел / Патриархия.ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"