> Помогите ребёнку на реабилитацию <

О чём сообщает иконография Праздника Покрова Пресвятой Богородицы?

  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста
Уместность такого обоснования оправдана Священным Писанием, аллегорически сравнивающим небо с натянутым шатром ( Пс. 103: 2 ) . Небо же является местом особого проявления Божьей благодати.

Стало быть, применительно к данному иконографическому сюжету изображение кивория восполняет отсутствие изображения Христа (присутствующего, как мы видели, на иконах новгородского извода) .

На заднем фоне иконы – возвышающийся храм, увенчанный двухскатной крышей. Его архитектура разнится с традиционной архитектурой купольных русских церквей. В этом – отличие суздальского изображения от новгородских икон. Считается, что образ этого храма воспроизводит очертания Влахернской церкви, где и случилось событие, составившее лейтмотив праздника.

По обе стороны от храма находятся постройки – палаты. Учитывая, что подле Влахернского храма располагался царский дворец, есть основания полагать, что при буквальном прочтении изображения палаты обозначают строения дворцового комплекса. В глубинном смысле они могут указывать на Небесные селения, дом Отца, Небесный Иерусалим.

Покрову в руках Пресвятой Богородицы соответствует ещё один красный покров, растянутый между церковью и колонной, представленной в правом верхнем углу (со стороны зрителя) . Зафиксированый между зданиями покров может интерпретироваться буквально: на Востоке в период жары закрепленная между зданиями материя оберегала жителей от палящего зноя, создавая прохладную тень. В более глубоком осмыслении этот покров может обозначать Покров Божий вообще, Божественный Промысл.

Часть обозначенных лиц имеют нимбы, знак святости. Некоторые же лица представлены без нимбов. Это – участники хора. Кроме того в левом нижнем углу (со стороны зрителя) отмечены ещё две фигуры без нимбов: диакон и монах.

В правом нижнем углу (со стороны зрителя) находится блаженный Андрей, указующий правой рукой на Владычицу. Его взор обращен к Епифанию.

Среднюю часть нижнего регистра занимает изображение святого Романа Сладкопевца. Чем вызвано воспроизведение этого образа на иконе Покрова, понять нетрудно.

Роман Сладкопевец жил и служил Вседержителю в период V-VI веков. Одно время он исполнял обязанности диакона в Бейруте. Во время правления императора Анастасия переселился в Константинополь, вошёл в состав клира храма Божьей Матери. Однажды, после усердной молитвы, когда он предался глубокому сну, пред ним предстала Сама Божья Матерь. Во время этого посещения Она вручила ему таинственный свиток, повелев его проглотить. Вдохновленный видением Роман, пробудившись, возвеличил Явившуюся, составив незабываемое песнопение: «Дева днесь Пресущественного рождает... ». В дальнейшем из-под его пера вышел ряд других поэтических произведений, вошедших в сокровищницу церковной поэзии.

В левой руке Сладкопевца развернутый свиток; на нём – фрагмент текста его творения (на некоторых иконах на свитке начертано: «Дева днесь Пресущественного рождает... »; на других могут быть зафиксированы другие слова: «Дева днесь предстоит в Церкви... ») . Правая рука воспроизводит жестикуляцию регента хора. Вероятно, этим акцентом подчеркивается: в восхвалении участвуют представители не только земного хора, но и Небесного.

Сам хор отмечен на иконе на заднем плане, за спиной Сладкопевца. Представители хора не имеют нимбов. Они представляют людей, исторически присутствовавших при богослужении во Влахернской церкви (как и не имеющие нимбов диакон и монах) .

Достойно замечания, что в то время как взоры ангелов и святых душ обращены к Богородице, лица монаха и диакона – в сторону блаженного Андрея. Это объясняется тем, что именно он, и его ученик, Епифаний, стали очевидцами видения. Остальные люди были осведомлены о случившемся опосредованно, через Андрея. Лица поющих устремлены вниз, возможно на текст исполняемого ими песнопения.

Свиток в руке Романа символизирует его поэтическую проповедь о Божьей Матери, восхваляющую Её Небесное величие. Кроме того, он указывает на благословение Богом Романа, связанное с потреблением свитка. На ряде икон сцена вручения Богородицей свитка Роману прописана особо, в отдельном локусе, либо внизу, либо вверху композиции. Тем, что свиток устремлён выспрь, оттеняется мысль, что составленные им похвалы Богородице угодны Богу, доходят до Небес.

В среднем ярусе, слева от Богоматери (справа от зрителя) расположены ангелы, святой Иоанн Предтеча и Евангелист Иоанн Богослов.

По правую руку от Владычицы – ангелы, святители, царь и пророк Давид. Рука Давида сложена в жесте моления, направлена в сторону Девы. Давид представлен на этой иконе и как псалмопевец, возвестивший о Пришествии Сына Божия, и как предок Марии, прообраз Спасителя по человеческому естеству.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ. Фрагмент пособия: Богословие иконы. Случайный тест Цитата дня Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.

св. прав. Иоанн Кронштадтский Аудио дня Житие сщмч. Николая Кулакова Этот день в истории В этом году исполняется 625 лет со дня преставления благоверного великого князя Димитрия Донского (01. VI 1389) .
  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

иконография двунадесятых великих праздников | иконография праздника благовещения пресвятой богородицы | суздальском честь покрова пресвятой богородицы монастыре | псково-покровской иконе божией матери | покров богоматери икона xiv гтг |
Постоянная ссылка: О чём сообщает иконография Праздника Покрова Пресвятой Богородицы?
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера