Произведения русских иконописцев последней четверти XV века в ...

  001  002   003
В начало текстаВ конец текста
и состоят из фигур, принадлежащих к разным «чинам» святости: вслед за архангелами и апостолами это «отцы церкви» (т. е. церковные иерархи) – Василий Великий, Иоанн Златоуст и иногда другие, затем мученики (прежде всего св. Георгий и Димитрий Солунский) , а иногда и преподобные монахи, и столпники. Такая композиция, принятая на Руси, с бóльшей полнотой передаёт образ моления всего человеческого рода перед Христом, чем апостольский чин, изображающий Христа с учениками.

Между тем за пределами Руси, в других странах православного мира, апостольские чины в иконостасах являются типичными. Это и знаменитый Хиландарский чин XIV века, и многие другие. Эти чины – чаще поясные, но изредка встречаются и ростовые. Возможно, известная икона «Евангелист Матфей» из Охрида написана под впечатлением фигуры из такого чина.

Таким образом, прибывшие в Молдавию русские мастера не воспроизвели русскую иконографию, а выполнили работу в духе заказанной им традиции, характерной для стран юго-восточной Европы византийской культурной ориентации. О. В. При этом ансамбль икон из Путны имеет некоторые отклонения от указанной традиции. В апостольских чинах византийского мира обычно все четыре евангелиста изображаются с книгами Евангелий. Между тем здесь, среди сохранившихся трёх фигур евангелистов с книгой, представлен только Иоанн Богослов, тогда как Матфей и Марк держат свитки. Если со свитком был и Лука, то получается, что в чине специально выделены только две фигуры, держащие кодексы с ярким красным обрезом: апостол Павел и евангелист Иоанн Богослов. Возможно, заказчики чина стремились по каким-то причинам специально подчеркнуть значимость этих образов.

Обращаясь к стилю икон, приходится констатировать факт, что перед нами своеобразный вариант русской живописи XV в. Иконные доски имеют широкие пропорции, и почти все фигуры на них – мощные. Подчёркнутая объёмность и плотность форм отличают иконы из Путны от наиболее известных произведений московского искусства.

Так, «Апостол Андрей» похож на икону из ферапонтовского чина, которую исполнил художник не дионисиевского круга, а совсем другого, «архаического» типа. В некоторых особенностях чина видна ориентация на московскую живопись первой половины XV в. Так, юный апостол Филипп очень похож на юного мученика Димитрия из деисусного чина в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В своего рода «скульптурности» форм, в акцентированном рисунке драпировок можно даже почувствовать далёкие отголоски византийского классицизма. Тем не менее, апостольский чин из Путны приходится отнести ко второй половине XV в. : живопись этих икон уже слишком обобщённая, многие элементы формы трактованы схематично. Это относится, в частности, к структуре ликов. В стиле и живописных приёмах этих икон уже чувствуется наступление «поствизантийского» периода, их причастность к искусству второй половины и даже последней четверти XV в.

Долгое время считалось, что ведущим и едва ли не единственным направлением в живописи Москвы второй половины – конца XV в. было творчество Дионисия, с его утончённой формой, хрупкими бесплотными фигурами и аристократическими образами. Однако в последнее время становится всё понятнее, что в этот период существовало много художественных вариантов, развивавшихся вовсе не в русле искусства Дионисия. Это и фрески в разных компартиментах Успенского собора Московского Кремля, и множество миниатюр, изданных и неизданных, в том числе, например, в Книге Пророков 1489 г., над которой трудилось несколько самых разных художников. Отнесение русского мастера, работавшего в Путне, к московской школе представляется правомерным.

Тем не менее, иконы апостолов из Путны обладают уникальным сочетанием качеств, которое в московской живописи позднего XV в. не находит аналогий. Это, с одной стороны, почти простонародная искренность, сила скорбного чувства, а с другой – тонкая поэтичность. Не вполне обычны и лики, с тонкими изогнутыми носами. Можно думать, что при написании икон из Путны мастер учитывал своё знакомство с какими-то произведениями, виденными им не на Руси, а на Балканах, вроде Хиландарского чина, с его характерной структурой носатых ликов. Создаётся впечатление, что мастер апостольского чина не только воплотил заказанную ему иконографию, но и – в определённой мере – изменил привычную для московского искусства образную основу и типологию.

В монастыре Путна находятся 3 иконы праздничного ряда: «Рождество Христово», «Сошествие во ад» и «Вознесение». На первых двух живопись исполнена заново в XVI в. (?) , а хорошо сохранившееся «Вознесение» – это московская икона XV в.

Как и в случае с иконами апостолов, праздники написаны на местных досках, со специфическим креплением. Поэтому можно утверждать, что они исполнены приглашённым русским мастером здесь, на месте. О понимании ценности и значимости этих икон свидетельствует то обстоятельство, что в XVI в. они были украшены драгоценными серебряными окладами. Приблизительный расчёт протяженности апостольского и праздничного рядов допускает возможность, что они принадлежали к одному и тому же иконостасу.
  001  002   003
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

евангелисты иоанн матфей роспись вост парусов спасо-преображенского собора евфросиниева мон-ря полоцке 60-е xii | благовещение евангелисты иоанн учеником прохором матфей лука марк царские врата нач гтг | сошествие воскресение христово роспись христа веррии 1315 | евангелист матфей таблица канонов разворот карахисарского евангелия 2-я пол xii рнб греч 105 | воскресение христово сошествие клеймами праздников икона 1567–1568 мастер дионисий гринков вгиахмз |

Источник текста


Постоянная ссылка: Произведения русских иконописцев последней четверти XV века в монастыре Путна (Румыния). Династические связи и культурные контакты : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера