Источник текста

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК - Древо


году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый " Экфесис " (" Изложение веры ") , который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. " Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему " , - свидетельствует его житие. В конце

Преподобный Максим предсказал свою кончину, которая последовала 13 августа 662 года. В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. По другому мнению, как и в случае святого Афанасия Александрийского, " перенос памяти преподобного Максима на 21 января объясняется, по-видимому, желанием поставить его в один ряд с великими учителями и исповедниками, поминаемыми в течение января " [4]. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Молитвословия Кондак, глас 8 ( Подобен: Взбранной: ) из службы 21 января: Тро? ицы рачи? теля и вели? каго Макси? ма, науча? юща я? сно ве? ре Боже? ственней, е? же сла? вити Христа?, во дву? естества? х, во? лях же и де? йствах су? ща, в пе? снех досто? йных, ве? рнии, почти? м, взыва? юще: ра? дуйся, пропове? дниче ве? ры.

Ин кондак, глас 6 ( Подобен: Еже о нас: ) из службы 13 августа: Све? т трисия? нный, все? льшийся в ду? шу твою?, сосу? д избра? н показа? тя?, всеблаже? нне, явля? юща Боже? ственная конце? м, неудобопости? жных разуме? ний ты? сказу? яй, блаже? нне, и Тро? ицу все? м, Макси? ме, воспропове? дуяй я? сно, Пресу? щную Безнача? льну. Учение Монофелитская ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов, которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства как религии богочеловеческой. Осужденное на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году, это направление не утратило своей силы на Востоке — в Сирии, Армении и особенно Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, грозило государственному единствуимперии; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: генотикон императора Зинона в конце

Против этого Mаксим Исповедник — единственный в то время значительный философ во всем христианском мире — доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским) , то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение, с соответствующим ему действованием. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физический (и метафизический) акт.

Дионисия Ареопагита, но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлением умозрения. Комментариями прп. Максима на Ареопагита воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эригена, так что прп. Максим представляет собой посредствующее звено между греко-христианской теософией и средневековой философией Запада.

Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+1021) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360) . Творения Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова. К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное " Мистагогия " (" Введение о таинстве ") . К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о боговоплощении и об обожении человеческой природы. " Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем " (письмо 22) .

Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны " Главы о любви " .

экзегетическое сочинение " Quaestiones et Dubia " (" Вопросы и недоумения ") , М., Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010.


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

СВЯТОЙ ДУХ - Древо | ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ - Древо | ПС 149 - Древо | АВГУСТИН ИППОНИЙСКИЙ - Древо | 1 КОР 3 - Древо | 2 КОР 6 - Древо | ФЛП 1 - Древо | РИМ 12 - Древо | ЕФ 4 - Древо | ФЛМ 1 - Древо | ИН 2 - Древо | ЕФ 2 - Древо | ЕФ 1 - Древо | 1 КОР 12 - Древо | ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - Древо | 1 ПЕТ 2 - Древо | ДЕЯН 11 - Древо | РИМ 2 - Древо | МФ 16 - Древо | ЕФ 5 - Древо | МАКСИМ ИСПОВЕДНИК - Древо | БЫТ 3 - Древо | ДЕЯН 18 - Древо | ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Древо | ОСИПОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ - Древо | ПС 21 - Древо | ВОРОНОВ ЛИВЕРИЙ АРКАДЬЕВИЧ - Древо | ОТКР 21 - Древо | КОЛ 1 - Древо | ИН 16 - Древо | ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ - Древо | ЛОГОС - Древо | ИН 10 - Древо | ДЕЯН 4 - Древо | РИМ 8 - Древо | 2 КОР 11 - Древо | СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ - Древо | МФ 18 - Древо | ДЕЯН 20 - Древо | КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Древо | ДЕЯН 19 - Древо | ИОИЛ 2 - Древо | ЛК 2 - Древо | МФ 21 - Древо | ИН 11 - Древо | МФ 13 - Древо | КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ - Древо | ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ - Древо | МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) - Древо | ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ) - Древо |
СИДОРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ - Древо ... логии». М., 1982 ( 1, 5 а. л. ) . Статьи: Гностицизм. Герметизм. Манихейство. Нумений Философский энциклопедический словарь. М., 1983 ( 0, 4 а. л. ) . Рецензия на материалы Международного симпозиума, посвященного творчеству Максима Исповедника Византийский Временник, 1984, т. 45 ( 0, 6 а. л. ) . Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника Византийский Временник, 1986, т. 47 ( 1, 7 а. л. ) . Некоторые замечания по поводу изучения «Изборника Святослава 1073 г. » Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986 ( 0, 5 а. л. ) . Преподобный Максим Исповедник. «Толкование на Отче наш». Вступительная статья, перевод и комментарии Журнал Московской Патриархии, 1986, №7-8 ( 2, 5 а. л. ) . Арианство в свете современных исследований Вестник древней истории, 1988, №2 ( 1, 1 а. л. ) . «Монофелитская» уния по свидетельству «Повествования о делах армянских» Историко-филологический журнал. Ереван, 1988, №3 ( 0, 7 а. л. ) . Иоанн Грамматик Кесарийский. К характеристике византийской философии в VI в. Византийский Временник, 1988, т. 49 ( 1, 8 а. л. ) [4]. Рецензия на критическое издание «Вопросоответов к Фалассию» и «Вопросов и не ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, ...