Особенности учения о покаянии в трудах митр. Антония (Блума), архим. ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
В данном докладе мы хотели бы рассмотреть особенности учения о покаянии митр. Антония Сурожского, архим. Софрония (Сахарова) и архим. Иоанна (Крестьянкина) . Все они были богословами-практиками, их взгляды укоренены в святоотеческом наследии и собственном бога- том духовном опыте. Когда они говорили с современниками, то умели найти понятные и в то же время богословски глубокие слова, которые касались сердца и были действенны.

Покаяние как процесс самопознания и исправления занимает первостепенное место в жизни христианина. В чем состоит цель покаяния и сущность греха? Как совершать таинство покаяния, чтобы оно приносило наибольшую пользу? Мы посмотрим, как на эти вопросы отвечают изучаемые нами богословы.

В первой части нашего доклада рассмотрим теоретические основы покаяния по трудам указанных богословов.

Владыка Антоний считает, что грех заключается не просто в тех или иных поступках, нарушениях закона Божия, грех — это все, что недостойно ни Бога, ни человека. Это оторванность человека от Бога, его внутренняя разбитость, и отсюда отделенность от окружающих людей[1]. Митр. Антоний приводит образ реки, разделяющей область Бога и область дьявола. Где-то река широка и глубока, где-то пространство между берегами совсем мало, что его можно перейти пешком. Не важно, где мы пересекли эту реку, — совершили малые грехи или большие, важно, что мы оставили область Христа и переправились в область сатаны. Грех — это выбор между Богом и дьяволом, между жизнью и смертью души[2].

Величина греха для нас измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет. Против любимого человека даже самое незначительное прегрешение будет казаться катастрофой, а если человек нам безразличен, то мы отнесемся к своему злому слову или делу в отношении его как к чему-то маловажному, что вскоре должно забыться. Мы будем спокойно относиться и к прими- рению: «А нужно ли оно, может быть, стоит просто успокоиться? » Встает вопрос: приходим ли мы на исповедь для подлинного примирения или для того, чтобы нам стало просто спокойнее жить? [3] Поэтому исповедь — это не просто примирение со своей совестью, это примирение с Богом, от Которого мы отреклись в пользу сатаны, любовь Которого мы презрели своим равнодушием, и тем, что больше возлюбили грех.

Архим. Иоанн пишет, что сущность греха заключается в том, что человек отказывается от Бога, отвергает послушание любви в поисках свободы. В итоге он попадает в неволю — становится рабом греха. Грешник проходит следующий путь: помрачение ума, расслабление воли, искажение совести, а затем и падение — растление тела. В его душе воцаряется ад[4]. Духовная природа человека устроена таким образом, что все движения нашего духа, мысли, чувства и желания тесно связаны. Когда грех попадает в сердце через желания и действия, то он сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. Как только человек совершил грех, помрачается его духовное зрение, затрудняется вход в душу добру[5]. Грех искажает жизнь, отяжеляет душу, ведет к духовной смерти, истребляет в ней все человеческое и подвигает человека на зло[6]. Через тяжкие, смертные грехи враг входит в душу и получает власть над ней[7]. Когда душа в какой-то период времени подчиняется падшему духу, то они как бы составляют что-то одно, но при этом остаются самостоятельными. Поэтому как бы душа не пала у нее всегда остается возможность вырваться из-под влияния зла, покаяться и обратиться к Богу[8]. Через покаяние Бог возвращает человеку его сыновние права, полноту жизни и счастья, которые возможны только в жизни с Богом[9].

Архим. Софроний называет грех прелестью, то есть «заблуждением». Это то, что не исходит от Бога, но кажется нам великим, и мы открываем ему свое сердце. Когда мы впадаем в любой грех: умственный, сер- дечный, телесный, — мы являемся жертвой прелести. Через покаяние, как «изменению умного видения», мы можем возвратиться к истине. Отец Софроний делает акцент на данном аспекте покаяния, в отличие от русского значения покаяния как психическом чувстве сожаления о содеянном, когда мы просим прощения у Бога[10]. Покаяние является путем восхождению от образа к богоподобию. Только через покаяние и плач, через очищение от всякой греховной страсти, мы становимся способными войти в область Божественного света и можем приобщаться Богу[11]. Сущность падения заключается в самообожении, гордости, в отделении от Бога. Через покаяние и смирение мы возвращаемся к Богу и можем через святую жизнь без греха дойти до состояния «видеть Бога, как Он есть» [12].

Таким образом, через любой грех мы делаем выбор между Богом и дьяволом в пользу последнего.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

алексий митр московский поставляет архим дионисия епископы роспись вознесенского собора печерского мон-ря новгороде 2003 | кириллов белозерский честь успения пресв богородицы мон-рь схема расположения памятников успенский мон-рь иоанновский мон-рь iii острог новый город успенский собор 1497 введенская трапезной палатой 1519 церковь арх гавриила 1531–1534 церковь иоанна п | борис константинович испрашивает свт дионисия его ученика прп евфимия роспись трапезной части вознесенского собора печерского мон-ря новгороде 2003 | иоанно-предтеченский монастырь | устюжский иоанно-предтеченский женский монастырь |

Источник текста


Постоянная ссылка: Особенности учения о покаянии в трудах митр. Антония (Блума), архим. Софрония (Сахарова) и архим. Иоанна (Крестьянкина)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера