Источник текста

Ветхозаветный поп / Православие.Ru


Нравится Ветхозаветный поп Протоиерей Сергий Адодин Обычное дело — принимать исповедь. Если прикинуться немым, всё может пройти очень быстро. «Делом, словом, мшелоимством» — если человек «воцерковлённый», ну, то есть, всё у него хорошо. Уплачена десятина с мяты, вечерние молитвы прочитаны батюшкой на канале «Спас», воскресные службы и причастие раз в месяц. Ну, ещё во время службы отвлекался и временами осуждал всяких экуменистов и прочих обнагленцев. «Да ничем особо не согрешил» – если человек последний раз был в храме, когда его крестили, а тут внезапно заболел, лёг в больницу, и завтра операция. А чтоб операция прошла успешно, надо исповедоваться и причаститься. Все это знают! «Ну, разве что в юности был грех — яблоки воровал в соседнем саду».

Нет, конечно, бывают и нормальные исповеди, вдумчивые, не формальности для. И всякий раз, выслушав человека или прочитав его записку, я задаю первый вопрос: — Вы Библию читаете?

Ответы бывают самые разные. Например: — Молюсь, да, у меня есть молитвенник. Или: — Это Евангелие, что ли? Чаще бывает: — Нет, я там ничего не понимаю.

И вот тут, как правило, наступает загвоздка. В подавляющем большинстве случаев православные не читают Ветхий Завет. Да и апостольские послания — не особо. Это если уточнить, какие из книг Нового Завета читает пришедший на исповедь человек. — А что же не так с Ветхим Заветом? Почему не читаете?

И тогда выясняется, что Завет Ветхий — для ветхих же людей, вроде меня, а вокруг сплошь люди новые, которым уже не приличествует питаться материнским молоком, когда уже и зубы мудрости давно удалили. Впрочем, всяко бывает, и вполне возможно, что исповедник действительно вырос из Пятикнижия, овладел премудростью Соломона и даже Иисуса, сына Сирахова. А детоводитель ко Христу, как его называет апостол Павел, уже не нужен, ибо человек, выйдя из купели Крещения, сразу оказался в Галилее, на склоне горы, среди апостолов. Золотое правило наверняка уже вписано в самое сердце человека. К чему тогда частности и комментарии?

Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный Однако червь недоверия грызёт мою ветхую душу, и я, исполненный всяческих сомнений, спрашиваю, а не случалось ли кающемуся превысить меру мести? Ну, к примеру, коллега на работе подставил, а ты его за это постарался выжить из коллектива. Или, допустим, кто-то тебе сказал, что ты дурак, а ты ему в ответ не сказал всего лишь: «Сам дурак», но и ещё пару ласковых добавил. Действовал ли ты, исходя из принципа «Око за око» или «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»? Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный, живущий по закону Ламеха. Тебе еще только предстоит познать закон Моисеев, иначе слова Нагорной проповеди пройдут мимо сердца. И мне хочется воскликнуть, что даже Ярослав Гашек знал Ветхий Завет, ибо, описывая пуговицы попавшего в армию редактора, сказал о них, что они были рыжие, как Исав. Ну почему же верующие во Христа не желают знать то, что знал чешский атеист? — Как же вы поймёте, что такое интегралы и логарифмы, не изучив арифметику? — спрашиваю я, вредный и докучливый ветхозаветный поп. — Берите пример с апостола Павла, он Ветхий Завет как минимум близко к тексту знал, неужели среди нас есть те, кто превзошёл апостола в духовной зрелости?

И очень радуюсь, когда исповедник обещает пересмотреть свои взгляды на Священное Писание и начать читать его целиком. Тогда мы договариваемся, что всякий раз, когда человек встретит в библейском тексте нечто неудобовразумительное, то обязательно пометит и придёт за разъяснением ко мне или к любым другим священникам (да простят они меня!) .

Но случается и такое, что мои ветхозаветные призывы остаются безответными. Ведь достаточно читать Евангелие и святых отцов, а ещё лучше время от времени ездить к старцу в монастырь (и монастырь этот непременно должен быть в другой епархии, там старцы духоноснее) , а уж он-то и так сообщит, в чём Божья воля заключается. В такие моменты лучше и не уточнять, о чтении каких святых отцов идёт речь, ведь это никогда не бывают Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И уж точно не Симеон Новый Богослов. Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями.

На это я однажды пожаловался нашей певчей, сидя в трапезной после службы. Певчая задумалась и предположила возможность изучения сперва Евангелия, а уж потом, когда человек созреет, приступать к чтению всей Библии. Я угрюмо посмотрел на неё и спросил: — То есть о том, что вначале Бог сотворил небо и землю, можно сообщить человеку напоследок? — Ну да, вы правы, как-то не очень получается, — ответила она.

Но самый ошеломляющий ответ на исповеди звучит так: — Мне батюшка не благословил читать Ветхий Завет.

Некий батюшка не благословил читать Ветхий Завет — и тут моё буйное воображение рисует живописную картину...

Всё! Умолкните, певчие и псаломщики, отец диакон, разоблачайся, бабушки, гасите свечи, расходимся все! Некий батюшка не благословил православному читать Ветхий Завет.

Моё буйное воображение махом рисует живописную картину — вот Господь в субботний день говорит иудеям: — Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Иудеи слушают, косясь время от времени то на исцелённого у Овчей купели, что нарушил святость покоя тем, что носил свою постель, то на Виновника его исцеления. И тут, растолкав всех — фарисеев и мытарей, первосвященников и блудниц, волхвов и апостолов, — вперёд выходит простой русский поп и, держась двумя руками за наперсный крест, возвышает свой глас: — А я говорю вам: не исследуйте Писаний!

И на этом все расходятся, оставив Храм пустовать. Опускаются руки и у меня, и я забываю, о чём ещё хотел спросить у желающего причаститься богомольца, прежде чем возложить на него епитрахиль.

Новозаветный поп 10 марта 2017, 22: 33 Спаси Вас Господь за журналистские труды! За труды на исповеди не благодарю т. к. это наша пастырская обязанность. Как Библия делиться на две конкретные части, так и Таинство (исповедь в данном случае) должно разделяться с духовной беседой. Редко священникам за храмовыми и житейскими хлопотами удается уделить время своей пастве как раз для духовных бесед. Вот и приходиться совмещать таинство (где ты только свидетель покаяния) с духовной беседой (на которой ты чаще всего критик и советчик) . Так что в этом вопросе многое в наших пастырских руках, не без помощи Божией! Павел З. 8 марта 2017, 17: 55 Если читать Писание по принципу, который рекомендовал при мне один монах на Афонском подворье в Москве - раскрывать, где придется, и искать ответы на насущные вопросы - то, скажу из опыта, волей Божией вполне может раскрыться именно Ветхий Завет. Так что если какой-нибудь батюшка действительно запрещает читать Ветхий Завет своим духовным чадам, то он просто нарушает волю Господа. Впрочем, я думаю, что прямого запрета чаще всего нет, " не благословил " может означать то, что этого просто не рекомендовали, а запрет является домыслом исповедующегося. Елена 6 марта 2017, 14: 43 Конечно все правильно. надо знать. Но я когда начала читать Ветхий завет то с многочисленными войнами описанными в нем и вопросами которые появились началось уныние. Мне кажется было бы не плохо если например после Литургии читался текст из Ветхого завета и пояснялся. Алла 5 марта 2017, 18: 19 Ветхий Завет - прекрасен. Как же он может не нравиться? Даже просто с литературной точки зрения - это монументальнейшее, эпическое произведение. А с христианской точки зрения это ещё намного более того - это Священная История. Жестоко, говорите? А вы о человеческой истории вообще имеете представление, хоть в школе-то учили? Мало ли было жестокостей? Таков человек. Не Бог виноват, что в Священной Истории есть множество жестоких эпизодов, а только мы, люди. Мы всегда сеем смерть и разрушение. " Свою погибель он в себе несет, и стольких губит за свой краткий век, слепой и безрассудный человек! " Николай 5 марта 2017, 12: 27 Хорошо пишешь отец Сергий! Особенно понравилось: Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями. И про гасим свечи и расходимся: (Елена Кузнецова 4 марта 2017, 22: 31 вся библия-это чудо! в первый раз взяла библию в руки и вот: сотворил Бог небо и землю! Слава тебе Боже наш! а дальше целый мир может и не понятный, но мир который нужно понять. уразуметь. Опыт целого человечества. и вот тут с разбегу-то и не понять. И вот Бог будет вразумлять непонятливое человечество постепенно книгой за книгу. ничего интереснее не читала. история Иакова- бестселлер! об Илие пророке - бестселлер! удивительные истории, нигде такого не прочитаешь, так что читайте и наполняйтесь мудростью, верой нелицемерной, силой и добром. Мирянин 3 марта 2017, 20: 03 Тяжесть от Ветхого Завета наваливается, когда читаешь масоретский перевод) он же синодальный (. Читайте церковнославянский вариант, он сделан с Септуагинты и сильно отличается по смыслу. И обязательно толкования святых Отцов. Макаров 3 марта 2017, 06: 20 раиса28, а Вас не смущает, что Вы противоречите Христу -- он сказал, что нет пути к Отцу кроме через Сына, а Вы утверждаете, что нет пути к Христу кроме Ветхого Завета? Вот Вам и иллюстрация притчи про бревно в своём глазу -- прежде чем рассуждать о чужом богохульстве, разберитесь со своими предубеждениями. А предложение поверять всю " остальную ") как уничижительно (духовную литературу на соответствие Ветхому завету просто нелепо. Труды Святых Отцов -- Священное Предание церкви, и не нужно проверять их работы как учитель проверяет домашние задания троечников, они УЖЕ проверены и одобрены Церковью. Им можно и нужно доверять -- их, а не Вашему, толкованию Писания. Их можно и нужно изучать. Людмила 2 марта 2017, 21: 09 Читаю коменты и думаю, как мне повезло, что я их не читала, конда была неофитом) уже крешенной (. Я начала именно с В. З. И мой " ветхий человек " настолько проникся, что) поверьте! (плакала, читая про " жертвоприношение " Исаака, про Ноя, когда спаслось все человечество в ковчеге, а царь Давид сразу вошел в мое сердце. Думаю, что это помогло мне принять Господа сердцем. Пути познания Господа, это сердечное таинство, настолько индивидуально, что обшего " рецепта " , наверное, нет. Зато мудрый совет всегда полезен. Сергий 2 марта 2017, 17: 11 Ветхий Завет читать необходимо; другое дело - кому, когда и как. В смысле, что здесь не может быть общего правила для недавно воцерковлённого или только собирающегося стать таковым, и человека, уже имеющего некоторый опыт церковной жизни. Очевидно, нужен индивидуальный подход священника к каждому из духовных детей: батюшка благословит, когда начинать изучение Ветхого Завета, на какие главы обратить особое внимание, растолкует непонятные места. А вообще, думается, было бы хорошо, если бы - пусть не при каждом храме, но, по крайней мере, в каждом благочинии, действовали бы воскресные школы для взрослых) или Огласительные курсы (, где проводилось бы изучение и Ветхого, и Нового заветов.)

Алексей Захаров 2 марта 2017, 14: 24 А что если " некий батюшка " - архимандрит? И именно этому чаду, именно на жанном этапе становления чтение повредило бы, а вот спустя 5 лет жизни по Христу - можно было бы и разобрать части Ветхого Завета. Моё мнение, что неправильно всех считать одинаковыми и проявлять ко всем одинаковый подход. Сначала надо научить человека жить по новой Заповеди ( От Иоанна 13: 34-35 ) . А уж потом, тем у кого вопросы останутся, то и разбирать совместно Ветхий Завет. НН 2 марта 2017, 14: 13 Макаров: речь в статье идёт о том,. чтобы сместить акцент изучения Писания у православных с Нового Завета и Священного Предания к Ветхому Завету, и таким образом приблизить их мировоззрение к сектантству - Эка загнул! Ну, тогда все приходы РПЦ, где служится Всенощное бдение, построенное на Ветхом Завете, и прихожане их - сектанты. А кто отменил эту службу или считают необязательным посещение её - ПОЛНЫЕ члены Церкви. Знакомая песня! Следующий шаг - частое причащение без исповеди, отрицание старчества и " женское священство " . Статья очень понравилась. С тех пор, как читаю ВЗ (увы, не так часто) , вопросы о семейной жизни, воспитании детей, о необходимости ПОСЛУШАНИЯ - отпали сами собой. раиса 2 марта 2017, 11: 44 Дорогие мои, как мы вольно обращаемся со Святым Писанием, какие уничижительные слова находим и это просто ужасно, ведь приступать к чтению Библии необходимо с благоговением, памятуя, что каждое слово ее исходит из уст Божиих, передаваемых нам через века пророками и апостолами Божиими. Священное Писание Ветхого и Нового Завета- это одна книга. Все книги Библии настолько связаны между собой, что ни одну из них нельзя исключить. Вы никогда правильно не поймете Новый завет без Ветхого и Ветхий Завет без Нового. Преподаватели семинарий и академий должны учить богословию и ни в коем случае не привносить в учебный процесс свои собственные ошибочные измышления. Елена 2 марта 2017, 00: 37 Отличнейшая статья, просто ГЕНИАЛЬНАЯ! Так все узнаваемо!!! Очень понравилась!!! Наталия 1 марта 2017, 22: 43 16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим.) . И Ветхий завет хорошо читать, а про некоторые места приходится говорить себе, что хотя, да, пока это вот не вмещаю, но тем не менее, все Писание богодухновенно. Евангелие от Матфея и от Луки не даром приводят родословие Иисуса Христа от ветхозаветных праотцев. Людмила Н 1 марта 2017, 18: 22 Ого! Какая битва развернулась! Мне думается, что такое разногласие в мнениях - поле не паханное для Пастырей Овец Православных! Что же, жатвы много, а делателей? Видимо мало библейских курсов, лекций и бесед... А изучать Ветхий Завет лучше под руководством и с толкованиями, а то не только каша в голове, но и искушения с соблазнами. Вениамин 1 марта 2017, 18: 17 С Великим Постом всех! В статье, по-моему, смешиваются разные понятия. Сознательное неприятие, отрицание богодухновенности Ветхого Завета, разумеется, неправильно. В то же время нельзя отрицать то, что ВЗ - трудное чтение. По сравнению с Новым Заветом - значительно сложнее. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что кого-то священник (с другого прихода, ближнего или дальнего монастыря - не важно) не благословил читать ВЗ. Приравнивать это к " не исследуйте писаний " - большая натяжка. ВЗ был детоводителем ко Христу для иудеев, но остается ли таковым сейчас? Можно и нужно и читать и изучать ВЗ, но, думаю- с разумением. Т. е., не всё и не сразу. Так же, как читать Симеона Нового Богослова. Наталия 1 марта 2017, 16: 04 Ветхий Завет - это хруст костей и реки крови. Но только прочитав его и не один раз, становится понятен ход Истории. И тогда нет претензий к Грозному, Сталину и т. п. Ну, а если и вовсе проникнишься, тогда и с Новым Заветом будет легче, тогда всё встанет на свои места. Александр Д.

1 марта 2017, 13: 19 Приведенный пример с Гашеком по моему нелогичен, я бы даже сказал так, начитался Гашек Ветхого Завета, не вникнув в Новый Завет, оттого и стал атеистом. Анна 1 марта 2017, 10: 18 Спасибо большое за статью. Она про меня. Ветхий Завет полностью читала только в пересказе для детей и теперь, при чтении Канона Андрея Критского испытываю затруднения, чувствую себя невеждой. Ранее были попытки чтения Ветхого Завета, но столкнулась с трудностями понимания. Особенно трудно понять сцены, описывающие жестокости, всех этих " 300 жен и наложниц " и т. п. Обратилась с советом к священнику, и он мне посоветовал не изучать Ветхий Завет самостоятельно, только под руководством наставника. Но так и не получилось у меня ходить на беседы в храме. Хотя я читала немного пророков, притчи Соломоновы, Бытие, но и только. Попрошу благословение и все-таки попробую осилить Ветхий Завет. Макаров 1 марта 2017, 06: 04 Эй, СВЕТЛАНА КК, праздник Обрезания Господня -- он же Старый Новый Год -- не говорит об уважении к Ветхому Завету (кстати, по-русски там " об " , а не " о " , как у Вас) , поскольку не входит в число двунадесятых. О смысле праздника читайте на православных сайтах, и не скатитесь в протестантизм -- отмечается эта дата не из " уважения к Ветхому завету " . Что касается паремий, то отдельные цитаты из ВЗ никто не отменял -- речь в статье идёт о том (и Вы об этом прекрасно понимаете, судя по агрессивному тону) , чтобы сместить акцент изучения Писания у православных с Нового Завета и Священного Предания к Ветхому Завету, и таким образом приблизить их мировоззрение к сектантскому. Ованес 1 марта 2017, 02: 41 Как возможно понять Ветхий завет без истолкования святых отцов или современных специалистов? Например, протоиерея Олега Стеняева Ованес 1 марта 2017, 02: 39 Полностью согласен с Натальей: " Я не совсем согласна с батюшкой. Читать Ветхий Завет неподготовленному человеку действительно нельзя. Там много устаревших законов, против которых как раз был Иисус. Если невоцерковленый христианин начинает свой путь к Богу с Ветхого Завета, то когда он начнёт изучение Нового Завета, у него будет полная каша в голове. Сплошные противоречия. Читать Ветхий Завет нужно, когда Иисусово учение освоено, жизнь стала христианской, во всем упование только на Бога, страх не перед людьми, а только перед Всевышним - тогда и приступайте к изучению Ветхого Завета, медленно с толкованием. " Елена 28 февраля 2017, 22: 38 А вот мне тоже батюшка посоветовал не читать Ветхий Завет (кстати, батюшка служит в Сретенском монастыре) . И я ему за это очень благодарна. Я тогда готовилась к крещению, очень много было сомнений и колебаний, и если я прочитала бы все эти кровавые сцены, то была бы ужасная каша в голове, и я бы наверное, до сих пор еще не крестилась. Феоктист 28 февраля 2017, 22: 28 " Ветхий Завет отстоит от Нового Завета, как небо отстоит от земли " - кажется, так говорил Иоанн Златоуст. Или вот мнение проф. Осипова: " Ветхий Завет - это только " прихожая " в " дом " (Новый Завет) . Вот как-то так (vladimir furcev 28 февраля 2017, 21: 46 Апостол Павел говорит о назидании в Страхе Божием, ибо назидать может только Его страх. Слово Божие говорит пророки ветхие на Иоанне закончились. Дух Святой прославился, о Том о Ком пророчествовали, и сыновья их уже не наследуют тления. Хорошо ли делаем когда обращаемся к вернейшему слову Пётра. Насиловать сознание это точно неправильно. А когда откроется НЗ, то необходимость прочесть ВЗ будет востребована и непросто востребована, ибо каждая буква будет отпечатана в твоём сердце. И ни одно пророчество не разрешается само собою, и требовать читать то, что не вмещается, это точно насилие, над сознанием, неудобоносимые Бремена. Одно дело варить жертвы, другое дело назидать. А Путеводитель Один.)

Марина Анатольевна 28 февраля 2017, 20: 32 Добрый батюшка! Ведь Вы и отец и пастырь - значит должны разуметь с кого и что можно спросить: ино с овцы, ино с барана, ино с " малого дитяти " , ино с лентяя, ино с глупенького.... Кому и молитвослов в великую честь, а кому Божий глагол дороже " паче злата и жемчуга " . Андрей 28 февраля 2017, 18: 46 Отец Сергий. То что люди приходя на исповедь (а это человеки, как минимум, посещающие Церковь) , не читали Библию и ничего не могут сказать, так это ваша вина (я имею ввиду не только конкретно Вас) . Вы как пастыри должны быть миссионерами, нести слово Божие. А " ваше " общение с прихожанами сводится всегда к одной фразе - " когда последний раз Исповедовался и причащался " ? Нет ни каких возражений, что это необходимо, но вы сами не выходите за эти рамки и не даете выйти из них, так с чего прихожане начнут читать Библию, если с него требуется только причастие и " мзда " ? Вот они честно и выполняют, что от них требуется. И вопрос - " почему прихожане не читают ВЗ " адресуйте прежде всего к себе.

дмитрий воронцов 28 февраля 2017, 18: 45 Этот вопрос я для себя уже решил. Лично для меня Танах необходимо изучать каждому христианину. Отец Сергий все правильно говорит. СВЕТЛАНА КК 28 февраля 2017, 18: 30 Эй, не любители Ветхого Завета. А как же паремии? Может их надо заменить цитатами Игнатия Брянчанинова? Разве праздник Обрезания Господа не говорит о уважении, да и о изучении Ветхого Завета? Светлана 28 февраля 2017, 18: 11 При всем уважении к батюшке, соглашусь с мнениями Натальи и Елены. " Закон Божий " дает достаточно на первых шагах к воцерковлению и при этом не пугает таким количеством жестокости. Сразу можно увидеть человека, начинающего с Ветхого Завета свой путь к Богу: для такого христианина страх Божий- это страх наказания, а не страх расстроить любимого Отца... Глеб 28 февраля 2017, 14: 48 Не зная ВЗ трудно воспринимать евангелие от Матфея, послание к евреям, великий покаянный канон Андрея (там постоянные отсылки к ВЗ) . У святых отцов (Иоанн Златоуст в частности) полно цитат из ВЗ. Могу сказать, что целостная картина христианского мировоззрения складывается из этих двух крыльев: ветхого и нового заветов. Не следует ни одного из них каким-то образом уничижать перед другим. Олег 28 февраля 2017, 14: 24 Очень глубоко и верно. Одно дело рекомендовать чтение Ветхого завета уже прошедшему некий путь познания человеку, а другое неофиту, коими несомненно является большинство. Не случайно, всё-таки священники рекомендуют начинать с Евангелия и Апостолов... Уж очень на многие камни преткновения неопытный человек может попасть. А вот начав как бы от обратного (" как бы " потому что только в смысле хронологии) можно попытаться лучше понять то скрывавшее полноту истины " покрывало " и молодость человечества, каковые являются в Ветхом завете. А вот познать Ветхий завет, взяв попросту учебник для семьи " Закон Божий " , сверяясь с ссылкам Антоний 28 февраля 2017, 13: 55 Отец Сергий, являясь регулярным посетителем портала все-никак не сподобился на комментарий, но тут удержаться не могу: БРАВО! а. с. 28 февраля 2017, 13: 52 В 90-х годах я ненасытно читала Новый Завет: от корки до корки, потом снова сначала, каждый день утром. В 98 г. я должна была получить за одну работу гонорар и сказала себе: куплю хорошее издание Библии. Получила - и забыла, и денег стало жалко. И вдруг - я потеряла способность читать НЗ. Уж я и так и сяк прилаживалась, читала на выбор, но дальше одной страницы прочитать не могла. Пришлось вспомнить свой обет. А потом как я читала Ветхий Завет! Всё Писание было - о Господе, и я это видела воочию! Я была готова полюбить каждую букву Ветхого Завета. И полюбила. Я была подготовлена к этому благодаря чтению НЗ. Гость 28 февраля 2017, 13: 24 Спасибо о. Сергию. Самое обидное что священники почти не говорят своим прихожанам, что надо читать Писание, трудится в его изучении. Ольга 28 февраля 2017, 13: 13 С Великим постом, братия и сестры! Читать или не читать Ветхий Завет? Открываем любой церковный календарь, например, день сегодняшний 28 февраля. И что же написано в чтениях на этот день? На 6-м часе: книга пророка Исаии гл. 1 ст. 19- гл. " ст. 3; на вечери: Бытие гл. 1 ст. 14-23, Притчи гл. 1 ст. 20-33. И так весь Пост: Исаия, Бытие, Притчи. Наверное, не зря Церковь установила именно эти чтения в Великий пост? А Псалтирь - не одна ли из книг Ветхого завета? А как можно понять зачем надо было воплощаться Христу, распинаться на Кресте, если не знать мессианские пророчества, разбросанные по всему Ветхому завету. А если что и не понятно в Ветхом завете, так и Христос и апостолы говорили: " Исследуйте Писание " , понимаете, ИССЛЕДУЙТЕ, а не просто читайте. Слава Богу, сейчас для этого столько возможностей: можно слушать, можно читать, толкования, беседы, те же просветительские курсы на этом сайте (1год обучение) , было бы желание.

Иерей-Вячеслав Гудков 28 февраля 2017, 13: 01 Абсолютно солидарен с автором. В нашем монастыре мы изучаем Ветхий Завет в толковании святых отцов. Многие даже конспектируют. Виктор Миняшев 28 февраля 2017, 12: 29 Христос сам говорил, я пришел не нарушить Закон и пророки, но исполнить. Новый Завет может быть только в контексте Ветхого понят. Никак иначе. Если не знать контекста очень легко уйти в крайние формы протестантизма, а то и того хуже в толстовство. Послания апостолов, изобилуют примерами из Ветхого Завета. Как их понять не зная его? наконец у первых христиан книг Нового Завета не было в принципе. Они довольствовались только Ветхим, а тексты Нового тогда только возникали. Они знали учение Христа в устной проповеди, в виде Предания. Виктор Миняшев 28 февраля 2017, 12: 24 Спасибо за замечательную статью, отче. Проблема поднята очень важная. И на мой взгляд Вы правы абсолютно. По-моему без Ветхого Завета как раз достаточно не понятен Новый завет. Само собой, что для неофита, который только что воцерковляется, сначала нужно изучить Закон Божий, чтобы знать основы христианского вероучения и ту же Библию в кратком пересказе. Ведь источник вероучения Церкви не ограничивается Священным Писанием. Священное Писание - это часть Священного Предания. Да Христос внес коррективы в ветхозаветные заповеди. Но читать Новый Завет без Ветхого, все равно, что читать дополнение к закону, пусть и существенные, не зная основного текста. Ведь 10 заповедей не отменены.

Константин Новиков 28 февраля 2017, 11: 25 Хоть Апостол Павел и пишет, что Ветхий Завет - педагог ко Христу, но он же и пишет, что Ветхий завет лишь ТЕНЬ будущих благ, т. е. Нового Завета, Царства Божьего, которое внутрь Вас есть. А по тени сказать что-то определенное о предмете, его отбрасывающем, трудно. Поэтому не все так однозначно. Свт. Афанасий Великий предписывает читать не весь ВЗ перед Крещением, а УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ (Соломоновы книги, Премудрость Сирахову, Псалтирь, Иова) - в них первоначальная житейская мудрость, детоводственная к Христовой. ВЗ часто распространялся в виде цитатников ПРОРОЧЕСТВ о ХРИСТЕ некоторым действительно вредно читать весь ВЗ Под угрозой анафемы Писание можно читать только с толкованием свв. ОТЦОВ! раиса 28 февраля 2017, 09: 54 Макаров, вас не смущает, что книги Ветхого Завета читаются за богослужением, вам это о чем-то говорит? Святое Писание все богодухновенно и начинается Оно с книг Ветхого Завета. Каждое слово Святого Писания исходит от Бога, в том числе и устройство скинии и ваша ирония просто богохульна. Ветхий Завет - детоводитель ко Христу, а вы нашли другой путь ко Христу? Поймите, не туда вы идете, нет у вас страха Божия, если вы так пренебрежительно говорите о книгах Святого Писания. Для верующего человека самая главная книга в жизни - Библия, через нее с нами говорит Бог и только ей можно доверять. Вся остальная духовная литература должна быть нами подвергнута анализу на соответствие Святому Писанию. Дана 28 февраля 2017, 09: 40 Люди добрые, ну не демонстрируйте вы так явно свое невежество и неуважение к священнику. Батюшка пишет статью, можно же хотя бы предположить, что раз он сюда написал и его статья принята к публикации, то его слова соответствуют учению Церкви о необходимости изучать Ветхий завет для христианина. А вы начинаете, - " хотелось бы напомнить автору... " Да автор то, о чем говорит, знает намного лучше вас. Как минимум, он закончил семинарию и изучал все необходимые дисциплины о сакральных текстах. Автор и слова Христа привел в статье о необходимости исследовать Св. Писание (это о Ветхом завете говорилось) , и мнение Апостола. А вам все нипочем, вы все лучше, чем Христос, апостолы и священники знаете.

Татьяна Константиновна 28 февраля 2017, 08: 56 Без Ветхого Завета никак. Это как родиться без папы и мамы. Я читаю, но сравнительно недавно, и ползу очень медленно. Но насколько это Великая Книга - БИБЛИЯ - без Ветхого Завета никак не понять. Спаси Господи Вас, отче Сергие, за поднятый вопрос. А атеист Гашек знал Библию, потому что, я думаю, его учили в школе. Вот бы в наших лицеях-колледжах-гимназиях учили бы Библию, это была бы большая польза для всех. Простите меня, грешную олег 28 февраля 2017, 07: 53 очень впечатлила Ваша теплота и любовь к людям и сердечная трепетность за Бога! Здоровья Вам и сил! Макар Михайлов 28 февраля 2017, 06: 08 У меня вопрос к автору статьи: что полезнее для духовного самообразования -- чтение Ветхого Завета или Отцов Церкви, например святителя Игнатия Брянчанинова? И спрашивает ли автор статьи своих прихожан, читали ли они Брянчанинова или игуменью Арсению Себрякову? Макаров 28 февраля 2017, 06: 01 Хочется напомнить автору, что в русской православной церкви книга премудрости Иисуса сына Сирахова считается неканонической. В отличие от Нового Завета. Макаров 28 февраля 2017, 05: 57 Конечно нужно больше времени проводить за изучением Ветхого завета, особенно деталей устройства скинии, какие и сколько колец, шестов, тканей и т. п. , сколько положено отдавать " от тука " , правила всесожжения жертвенных животных, да про обрезание не забыть -- согласно автору статьи, для православных эти сведения должны быть базисом, без которых учение Христа не ляжет в душу. Людмила 27 февраля 2017, 23: 52 Как во время затронули эту тему о. Сергий! Сейчас читается канон прп. Андрея Критского. Советуйте читать его также и дома. Получится двойная польза: И покаянныя молитвы прочтут и Ветхим заветом наверняка заинтересуются. Например, понедельник, песнь 4: " Жены ми две разумей, деяние и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится. " А на счет Соломона, наложниц держали не только для развлечения, но и для чадородия. В притчах много можно подчерпнуть полезного для души, напр. " сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. " Иисус Христос часто ссылался на Ветхмй завет, знанием писаний удивлял фарисеев. Ольга 27 февраля 2017, 23: 10 Здравствуйте, статья, как раз обо мне. Не читаю Библию, читала пару раз Евангелие и Послание Апостолов. А Ветхий Завет не читала. Давно читала, детскую Библию. Каждый раз подхожу и каюсь, но читать не получаеться. Надо купить Старый Завет. Но, как себя заставить читать. Я, как собака все понимаю, а сказать (сделать) не могу. Единственное, что могу почитать, это сайты, ваш и правмир, хотя по поводу правмира, вроде узнала, что он не очень полезен. Может в пост постораюсь начать читать, так как поститься тоже тяжело. Вот такие современные, немощные, подходим на исповедь. Простите нас Батюшки, дай Бог вам терпения! Александр 27 февраля 2017, 23: 00 С постом Вас православные. Книги Ветхого завета не просто исторические или канонические, они имеют глубокий смысл, это слово Божие к народу Израильскому, ведь мы относимся с Благоговением к Новому Завету, а ветхий чем хуже, апостол Павел говорит пророчества не уничижайте. А то что вас смущает многоженство царя Давида, так в жизни многих Святых были не очень святые поступки, вспомните жизнь Марии египетской какой она была и кем стала поэтому да не смущается сердце ваше, ведь чистому всё чисто, простите Христа ради за тон учительства. Наталья 27 февраля 2017, 22: 57 Я не совсем согласна с батюшкой. Читать Ветхий Завет неподготовленному человеку действительно нельзя. Там много устаревших законов, против которых как раз был Иисус. Если невоцерковленый христианин начинает свой путь к Богу с Ветхого Завета, то когда он начнёт изучение Нового Завета, у него будет полная каша в голове. Сплошные противоречия. Читать Ветхий Завет нужно, когда Иисусово учение освоено, жизнь стала христианской, во всем упование только на Бога, страх не перед людьми, а только перед Всевышним - тогда и приступайте к изучению Ветхого Завета, медленно с толкованием. СВЕТЛАНА КК 27 февраля 2017, 22: 53 Если человек не знает толком Ветхий Завет то, простите, как он читает Великий канон Андрея Критского? Ведь оценить все величие и силу этого творения можно лишь в том случае, если знаешь Ветхий Завет.

Наталья Богоявленская 27 февраля 2017, 22: 31 Евангелие от Матфея начинается словами: " Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова " . И дальше следует целый ряд имён -- аж семьдесят два имени. То же и в Евангелии от Луки ( 3-я глава ) , только в обратном порядке. И если не понимать, что это за имена, что за люди стоят за ними, то можно ли говорить о себе " я знаю Евангелие " ? А имена эти -- ветхозаветные и имеют самое непосредственное отношение к Христу. А в Евангелии от Иоанна -- " глас вопиющего в пустыне " , " исправьте путь перед Господом " -- это же пророк Исайя! Но это только начало -- многие вещи в Евангелиях без Ветхого Завета просто понять невозможно, не говоря о том, что сам Христос очень много цитирует Ветхий Завет. Алла 27 февраля 2017, 22: 20 Раиса, я сравнивала не " веру православную и веру иудейскую " , я сравнивала реальную жизнь христиан и иудеев. Вы можете сказать, что в массе своей православные ведут более праведную жизнь, чем иудеи? Я такого что-то не замечаю. О том и речь: планка это одно, а вот дотягиваемся ли мы до нее - это совсем другое. Что касается распятия Христа, то не забывайте, что на тот момент еврейская вера была единственно истинной на всей Земле, что не помешало Распятию. О чем это говорит? Что даже ЗНАНИЕ истинной веры не помешало предать Бога. Значит дело не только в знании. Исайя обличал иудеев, а христиан что ли никто не обличал? Или христианские святые только и нахваливают христиан, по-вашему?

Алевтина Викторовна 27 февраля 2017, 22: 17 Я люблю читать Ветхий Завет. Становится многое понятно мне и в современной жизни. Особенно мне нравятся книги и лекции отца Олега Стеняева. Я полюбила праотца нашего Авраама, как будто с ним лично знакома, полюбила Руфь Маовитянку, прабабку царя Давида, самого царя Давида и сына его несчастного Авессалома. А Иосиф Прекрасный! Его история это что-то чудесное и радостное. Читайте Ветхий Завет - учебник жизни. Там все и обо всем. Спасибо за статью, отец Сергий. Помоги Вам Господи и нам грешным. Лидия 27 февраля 2017, 22: 17 Спасибо за статью! Я тоже раньше думала что Ветхий Завет читать не обязательно, но потом заставила себя все таки начать читать, и поняла что как я ошибалась! Правильно понимать Евангелие можно только после прочтения Ветхого Завета, начинаешь многое понимать по другому, все события и слова обретают новый глубокий смысл! Читайте, это действительно важно, и Господь тоже велел изучать Священное Писание. Спаси Господи!

27 февраля 2017, 21: 21 всем доброго времени. может я неправ думаю ветхий завет нам дал 10 заповедей которые все знают они как бы запрещающего характера. а вот читая новый завет не все понимают что в нем даются заповеди как бы духовного роста духовного счастья. что первые заповеди и что вторые это как две ступени на вторую не встать не пройдя первую Елена 27 февраля 2017, 21: 18 А что так, только Ветхий Завет нам обязателен? Будьте тогда уж последовательными в своих рекомендациях или требованиях, требуйте от прихожан чтения обязательного так же Талмуда и изучения Каббалы, они ведь также являются учебными пособиями наравне с Ветхим Заветом, так сказать для полноты картины, ведь не зря же люди жалуются, что Ветхий Завет мутен и непонятен и не сьедобен, для этого две эти книги и существовали для его пояснения, а еще хочу спросить, и как это разбойник попал сразу Царствие Христово, явно ведь не изучал Священные Писания, однако ж все получилось Елена 27 февраля 2017, 21: 10 когда-то я тоже пыталась начинать Библию с Ветхого Завета. Не смогла. Многое вообще в голове не укладывалось, а это там было как норма. (Блудных и кровожадных моментов там действительно предостаточно, да ещё каких!) . Батюшка мне посоветовал сначала читать Закон Божий. Так и сделала. Затем Новый Завет. И только после - Ветхий. Ничего необычного в этом нет. Именно так у людей невоцерковленных и складывается постепенно полный образ Библии и её понимание. Людмила Н.

27 февраля 2017, 20: 16 Часто и я читая Ветхий Завет смущалась обилием кровавых и блудных сцен. Чего стоит только история исчезновения колена Вениаминова... А вот ежедневная кафизма, да. раиса 27 февраля 2017, 19: 10 Благодарю Вас за откровенный разговор о священническом благословении. Дело доходит до абсурда, когда некоторые священники без их благословения не разрешают читать молитвы из молитвослова на всякую потребу с благословением архиереев РПЦ. Прочитав комментарии, я просто опешила от этих рассуждений. Как можно веру православных сравнивать с верой правоверных иудеев, вы случайно не забыли, что эти иудеи распяли Господа нашего Иисуса Христа. Вы не читаете Ветхий Завет. Почитайте Пророка Исаию через него Бог говорит о правоверности иудеев. Сомневаться в праведности царя Соломона, как и его отца царя Давида грешно. Не читая Ветхий Завет, что можно понять в Псалтири, в Великом Каноне Андрея Критского. Любовь Н. 27 февраля 2017, 17: 48 Спасибо, отец Сергий. Ваш аргумент о Христе и попе очень убедителен. Я почти 20 лет периодически читала Новый Завет. очень люблю " Послания апостола Павла " . Тоже думала, что в Новом Завете ничего интересного для себя не найду (Господи, прости меня!) . Полгода назад стала читать Ветхий Завет и поняла, как я ошибалась, и устыдилась. Читать, конечно, трудно, потому что надо знать историю того времени. Но помогает интернет, так же очень помогли лекции из Сретенской семинарии на этом сайте. Уже дошла до Книги царств. С Божией помощью осилю все, как смогу понять.

Олег Вячеславович 27 февраля 2017, 16: 57 Ветхий Завет открывает Бога Отца. Заботливого, строгого. o. Igor 27 февраля 2017, 16: 47 Great article! Fr. Sergey amazing style and story. Please write more like that! Greatings from Orthodox Poland! Алексей 27 февраля 2017, 15: 57 Конечно, и Бытие, и Екклизиаста, и книги Премудрости, и Псалтирь... знать не плохо... Не говоря уж о Деяниях, Посланиях и Евангелиях... И св. Отцов... Но разве не задача священства расставить преоритеты и рекомендовать алгоритмы чтения для людей разных уровней подготовки? Хотя дело даже не в этом... Тут и мера чтения значение имеет; и его качество - седцем в чувстве Бога или... просто почитать... Но и это - половина проблемы, простите... Кому как, но если даже на ежедневную искреннюю, внимательную, ОДНОСЛОВНУЮ молитву душой в области сердца в ощущении присутствия Божиего... и ежедневное сердечное чтение 2-3 гл. Евангелия не способен - стоит ли замахиваться на большее? Не уверен... Алла 27 февраля 2017, 15: 44 Некоторые говорят, что Ветхий Завет читать трудно. Мне кажется это связано с тем, что многие люди имеют искаженный образ Господа. То есть, они видят только новозаветного Христа, и не хотят понять, что ветхозаветный Бог - это тот же самый Христос. Многие убаюкивают себя мыслью об эдаком " сладком Иисусе " , не понимая, что Он также и карающий Бог, который уничтожил почти все человечество во время Потопа, санкционировал уничтожение целых народов, и насылал суровые кары на отдельных людей и целые рода. После смерти он отправляет грешников в ад, а после Страшного Суда отправит в геенну. Чтение Ветхого Завета очень полезно для воспитания страха Божьего. Любовь 27 февраля 2017, 14: 19 А если тебя подставил коллега что будет мерой мести? Ветхий завет это азбука христианства. Простой русский поп на многое способее, че уж вы себя как? Алла 27 февраля 2017, 14: 14 Большинству христиан, включая меня, очень далеко даже до ветхозаветной праведности. Я бы не сказала, что современные верующие иудеи, например, в чем-то сильно отстают от христиан в следовании библейской морали. То есть, вроде бы у нас куда выше планка, чем у них, но по большей части мы не дотягиваемся даже до той планки, что была установлена законом Моисеевым...

Владимир Степанов 27 февраля 2017, 13: 53 Ну конечно, Ветхий Завет без знания Нового не внять. Поэтому сначала Новый, потом Ветхий. Из Ветхого для новичков нужно знать 10 заповедей и Книгу Бытия. Но когда смысл Евангелия понятен, притчи известны, идеи посланий понятны, суть таинств ясна, тогда Ветхий Завет станет лучшим православным пособием по стяжанию любви, смирения и всей мысли Бога о человеке Татьяна 27 февраля 2017, 13: 45 Как находят отклик в душе слова из Нового Завета и какая тяжесть наваливает, когда читаешь Ветхий Завет. Бывало, что откладывала книгу в сторону, не осилив и страницы. Наваливаются вопросы, на которые нет ответа, сомнения. Пробовала читать с толкованиями профессора Лопухина А. П., задавала вопросы батюшке. Он посоветовал не прилепляться душой к Ветхому Завету, а отнестись к нему как к исторической книге. А живем мы сейчас по Новому Завету и читать ежедневно нужно его. Попробую снова вернуться к чтению Ветхого Завета во время Великого Поста. Марина 27 февраля 2017, 13: 22 Спасибо за откровенный рассказ! В нашем храме есть курсы, на которых священник рассказывает прихожанам про Ветхий Завет. Честно говоря, посетив подобные курсы преподавателя-историка в другом храме, поняла, что иногда священнику не хватает знания истории древнего мира, чтобы интересно рассказать о событиях того времени. Зачастую, наверняка, священнику не хватает времени, чтобы подготовить наглядный материал, например, фото фресок и скульптур в виде презентации. А это делает лекцию интересной и наглядной. Кроме того, жаль, что не все наши батюшки великие ораторы. Но, что делать. Есть такие, каких мы достойны. Спасибо ещё раз!

Irina Konstantinova 27 февраля 2017, 12: 50 Благодарю Вас, отче Сергие! Благодарю Вас! Только у меня вопрос - личный. Мы с мамой (83 Г.) слушаем курс лекций Сретенской семинарии. После ознакомления с жизнью царя Соломона, мама в полном недоумении: Начинается Великий Пост, нужно читать Соломона. Но как совместить блудную жизнь (300 жен) , непомерные налоги (а ведь это и безжалостность к собственному народу) и Святое писание? Короче, автор не внушает доверия. По принципу: говорю одно, делаю другое. Честно говоря и я тоже задумалась над этим. Если у вас будет время, разъясните, пожалуйста.


Источник текста


Вам может быть интересно:

троице-сергиева лавра | книга руфь | троице-сергиевой лавры | троице-сергиеву лавру | троице-сергиевой лавре |

Постоянная ссылка: Ветхозаветный поп / Православие.Ru
Справочник - ПОИСКОВ.РФ