Доклад митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009
В начало текстаВ конец текста
Но поскольку язык языческого мира не мог “вместить” или выразить то новое содержание, которое вкладывала в него Церковь, в процессе христианской проповеди Святые Отцы по существу создали новый язык, ставший впоследствии языком христианской культуры. Такая же задача стоит перед Церковью и сегодня.

Все вышесказанное относилось к общим проблемам богословия. Далее я хотел бы вкратце остановиться на проблемах отдельных разделов богословской науки.

1. Догматическое богословие Задача догматического богословия заключается, прежде всего, в построении вероучительного синтеза, осознании догматов как элементов цельной и взаимосвязанной системы истин веры, хранимых Церковью со времен апостольских. Но такая задача немедленно сталкивается с тем очевидным обстоятельством, что Церковью были догматизированы и нормативно изложены лишь самые основные истины веры. Значительная часть догматических вопросов освящена в святоотеческом наследии, безусловно, авторитетном, хотя Церковью и не утвержденном в качестве вероучительной нормы. Кроме того, существует множество богословских и вероучительных проблем, относительно которых нет ясного и согласного ответа в святоотеческом наследии, и которые, вместе с тем, являются необходимым элементом вероучительной системы. Это темы антропологии, мариологии, экклезиологии.

Но здесь может быть поставлен вопрос: возможно ли появление богословского синтеза в ближайшее время? Должны ли мы стремиться к скорейшему его появлению?

Полагаю, что на данном этапе для такой задачи мы еще не созрели. Во-первых, не созрели в силу общей слабости богословской науки, слабости научной, методологической, слабости духовной. Во-вторых, поскольку усилиями богословов XX века были намечены контуры искомой системы; исходя из них, мы отчетливо понимаем сколь многое еще не исследовано, в сколь многих разделах еще требуются многолетние научно-богословские труды. Эти труды потребуются практически во всех отраслях богословского знания, но, прежде всего, в области патрологии, библейского богословия, обобщения результатов исследований в сфере литургического и канонического богословия, в сфере аскетики, в сфере собственно богословского метода, богословия языка и символа.

2. Библейское богословие В области библеистики речь идет о богословском истолковании результатов исследований библейских текстов и Священного Писания в целом, а также об анализе многообразия толкований, имевших место как в пределах традиции, так и вне ее. Пока эта область наиболее слабая в православном богословии. Хотя именно церковная экзегеза Священного Писания дает, может быть, наиболее богатый и содержательный материал для богословия.

Что нужно сделать в первую очередь — это освоить и критически осмыслить результаты научного изучения Библии, достигнутые в XIX и особенно в течение XX веков. Мы должны вновь в современном богословском контексте осмыслить основополагающие вопросы, и прежде всего — что такое Священное Писание? Каково его место в жизни Церкви? Мы вновь должны для своей эпохи отвечать на вопрос о богодухновенности Божественного Писания, о его авторитете, значении, смысле. О культурно изменчивом в его форме и о вечном и неизменном в его Провозвестии. Вопрос библейской критики, ее пределов, целей и задач является для нас одним из самых актуальных.

3. Богословие истории Церковь есть и историческая реальность. В историческом аспекте должны рассматриваться все богословские проблемы и аспекты церковной жизни: и Священное Писание, и Предание, и строй, и богослужение Церкви, и каноны, и пастырство, и духовная жизнь. История выявляет динамику жизни Церкви. Опыт Церкви накапливался веками. Исторический путь Церкви — это путь преображения и освящения жизни христиан, кающихся грешников, привносящих в исторический лик и образ Церкви особенности, обусловленные не только историческим и культурным контекстом, но и греховностью человеческой природы.

Богословие истории всегда стоит перед искушением не увидеть опасности преувеличения исторической относительности и человеческой греховности, оно может слишком подчеркивать чисто человеческий характер церковного бытия. В работе церковного историка нет ничего более сложного, чем выявить истину богочеловеческой природы Церкви, выявить во всех треволнениях церковной истории вечное и неизменное, связанное с божественной и надмирной основой церковного бытия. Но, с другой стороны, существует не меньшая опасность освятить исторически преходящее в жизни Церкви. Исторический подход должен быть источником постоянной критической оценки как церковного прошлого, так и настоящего.

4. Литургическое и каноническое предания как источники экклезиологии Современные литургические споры касаются, в основном, вопроса о возможности или невозможности каких-либо изменений в том богослужебном чине, который сложился к настоящему времени. Но эти споры, как правило, достаточно произвольны: не хватает серьезной аргументации, опирающейся на исторические и богословские знания. Это, в свою очередь, не позволяет не только судить о правомерности изменений или реформ, но, прежде всего, понять смысл богослужения, его особую роль в церковной жизни.

Историческая литургика изучает ту эволюцию, которую пережило христианское богослужение, начиная от времен апостольских, и до настоящего времени. Одновременно она выявляет постоянные, неизменные литургические структуры. Многообразие богослужебных Уставов, конкретных чинов и местных традиций указывает, так сказать, на человеческую и историческую “плоть” богослужения.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

богословскому диалогу | новые перспективы православно-католического диалога | состоялось очередное заседание православно-лютеранского богословского диалога | завершилась сессия православно-католического богословского диалога | методическими указаниями организации работы епархиальной пресс-службы |
Постоянная ссылка: Доклад митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии : Русская Православная Церковь
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера