> Дело дня: Помогите ребёнку <

Святитель Григорий Палама как святогорец, Глава 6 - читать, скачать ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста


Сделав первое утверждение, что ум человека должен вернуться из рассеяния в сердце, святой Григорий переходит к следующему утверждению, к богословской предпосылке умной молитвы. Отвечая на вопрос оппонентов о том, как можно ввести ум в сердце, если он всегда связан с душой, святой говорит о различении в душе сущности и энергии. Здесь мы встречаем богословский взгляд на сущность и энергию, который более подробно будет рассмотрен. Так, подобно нетварному Богу и всем тварным вещам, человеческая душа имеет сущность и энергию. «Одно дело сущность ума, а другое – его энергия» 286. Поэтому ум, рассеянный во внешнем, должен вернуться в сердце. Эту точку зрения разделяют святые Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Диадох Фотикийский и Иоанн Лествичник 287. Некоторые люди для введения ума в сердце используют «механический» (ἐπιστημονική) способ: они вводят его вовнутрь посредством дыхания. Святой Григорий, установив богословское основание этого способа – возвращение ума в сердце, говорит, что такой способ полезен для начинающих. Поскольку даже у опытных монахов сосредоточенный ум постоянно скачет и им приходится снова его возвращать, он ускользает от неопытных, которые еще не знают, что нет ничего более трудноуловимого и летучего, чем их собственный ум, то некоторые советуют «внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание» 288. У продвинувшихся в исихии все такие вещи получаются без труда и стараний.

Григорий Палама приводит характерный пример. Когда есть любовь, появляется и терпение. Однако можно и усилием достигать терпения, чтобы с его помощью прийти к любви. То же можно сказать и о методах. Все имеющие духовный опыт знают, что для ума это – путь в сердце. После грехопадения внутреннему человеку свойственно уподобляться внешним формам. И если это так, то «неужели монаху, который старается возвратить свой ум внутрь себя и хочет, чтобы его ум двигался не прямым, а круговым неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но, словно на каком-нибудь упоре, останавливать его на своей груди или пупке» 289. Такая практика не является чем-то новым и находит подтверждение в житиях святых подвижников. В этой связи святой Григорий приводит примеры, свидетельствующие, что ум действительно должен вернуться в сердце и сосредоточиться там. Я хочу особенно указать здесь на увещевание Моисея: «Внемли себе» и историю пророка Илии, который «разрешил молитвой многолетнюю засуху, прислонив голову к коленям 290 и таким образом прилежно введя свой ум вовнутрь его самого». А также молитва мытаря, оправданного Господом, показывает силу молитвы, происходящей от сосредоточенности ума, когда участвует и тело 291. Люди, назвавшие исихастов омфалопсихастами («пуподушниками») с целью оклеветать обвиняемых, не только разоблачили клеветническое намерение своих нападок, но и сказали сами за себя, что они пишут не ради истины, а из суесловия и чтобы отвлечь от трезвения. Они свидетельствуют о себе, что не знают Писания, поскольку в Библии есть множество мест, относящихся к этому явлению. Пророк Давид говорит: « Закон Твой посреди чрева моего " 292, а Исаия прорек к Богу: «Чрево мое, как гусли, возгласит, и внутренность моя – словно стена медная, которую Ты обновил» 293. После богословского и святоотеческого обоснования умной молитвы, или возвращения ума в сердце, и способа, рекомендованного новоначальным в духовной жизни, Григорий Палама перечисляет святых отцов, которые использовали этот способ и творили умную молитву. Это святой Симеон Новый Богослов, святой Никифор, которые лично испытали эту молитву, а затем собрали извлеченный из всех писаний святых отцов опыт трезвения. Григорцй Палама также приводит пример современных ему отцов, которые имели тот же опыт: Феолипта, предстоятеля Филадельфийской Церкви, патриарха Афанасия, Нила «из италийцев», Селиота и Илии, Гавриила и Афанасия, удостоившихся пророческого дарования 294. Святой Григорий утверждает, что исихия является Преданием Церкви. Святитель говорит, что он сам лично общался со многими этими святыми мужами и они были его наставниками в священном безмолвии. Таким образом, Григорий Палама является органичной частью православного Предания и его выразителем, а Варлаам со своими сторонниками, и тени исихии не видевшие, назидают не из опыта, а от велеречивости и страсти к словопрениям 295. Во второй части первой триады святой Григорий изложил богословские предпосылки умной молитвы и показал, что исихия является частью православного Предания Церкви. Основные положения, которые мы уже упоминали, что тело не является злом, зло же – телесные помышления; что душа обладает сущностью и энергией; что душа по сущности соединена с телом, а ее энергия рассеяна вовне в падшем состоянии; что ум должен вернуться в сердце, которое является его естественным жилищем; что способ, рекомендованный начинающим, отражен в Священном Писании; что и умная молитва, и способ ее совершения являются Преданием Церкви, поскольку многие святые – и древние, и современные – свидетельствуют о ней.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

святитель григорий палама | свт григорий палама роспись трех святых мучеников гурия самоны авива кастория 3-я четв xiv | григорий палама свт | свт григорий палама роспись кафоликона свт николая мон-ря ставроникита афоне мастера феофан критский симеон 1546 | свт григорий палама роспись собора мон-ря иоанна крестителя макрину близ мегары греция |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святитель Григорий Палама как святогорец, Глава 6 - читать, скачать - митрополит Иерофей (Влахос)
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера