Источник текста

ИЕРОНИМ


, С. 326-330 опубликовано: 2 июля 2014г. ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 20. 07. 1836, с. Дмитриевы Горы Меленковского у. Владимирской губ. - 2. 11. 1905, Варшава) , архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель. Род. в семье священника. Мать - дочь священника того же села. Впосл. И. неоднократно посещал свою родину (последний раз в 1891) , снабжал храм утварью и облачениями, финансировал ремонтные работы, построил церковноприходскую школу, обеспечив ее существование вкладом в 10 тыс. р. В 1852 г. окончил Владимирское ДУ, где вместе с ним учился его старший брат Федор, в 1857 г. - Владимирскую ДС ( был тенором-солистом архиерейского хора ) , в 1861 г. - КДА по первому разряду со степенью старшего кандидата богословия. С ним вместе учились буд. епископы

С 25 окт. 1861 г. учитель церковно-библейской истории, литургики и канонического права в высшем и среднем отд-ниях Черниговской ДС, с 30 окт. преподаватель гражданской, с 17 нояб. того же года - церковной истории, а также библейской истории, литургики и канонического права в КДС. С осени 1866 г. там же заведовал кафедрой педагогики и воскресной школой, затем кафедрой гомилетики, с 1864 г. недолгое время являлся помощником инспектора. Многочисленные педагогические, исторические, публицистические статьи и рецензии Экземплярского печатались в семинарском ж. «Руководство для сельских пастырей», в редакции к-рого он исполнял обязанности секретаря ( 1863-1870 ) , помощника редактора (с 1870) , вел отдел библиографии. Печатался в Киевских ЕВ, «Воскресном чтении» и газ. «Киевлянин». Его публикации отличались самостоятельностью суждений, простотой и ясностью изложения, сочувственным отношением к бедственному положению белого духовенства. Занимался подготовкой учебника по педагогике для семинарий и руководства к начальному обучению, в частности вопросами методики преподавания Закона Божия, чтения, письма, отечественного языка, арифметики, рус. истории, географии, пения и черчения. По совокупности работ 30 июня 1870 г. был удостоен степени магистра богословия.

Когда жена Экземплярского заболела, он дал обет в случае ее исцеления посвятить себя служению Церкви. После выздоровления супруги 14 сент. 1871 г. был рукоположен во диакона, 19 сент. Киевским митр.

Арсением (Москвиным) в пещерной церкви Киево-Печерской лавры - во священника. Был определен первым настоятелем домовой Павловской ц. в привилегированном среднем учебном заведении - коллегии Павла Галагана (основана общественным деятелем Г. П. Галаганом в память об умершем сыне Павле) , а также законоучителем и воспитателем коллегии. Кроме того, Экземплярский был законоучителем 1-й киевской гимназии; преподавал в жен. уч-ще духовного ведомства (с 1867 - педагогику, с 1869 - также гражданскую историю) , в Фундуклеевской жен. гимназии и жен. гимназии Министерства народного просвещения (затем также был законоучителем) , занимался устройством Убежища для слепых. Был домашним законоучителем детей ген. -губернатора Юго-Западного края кн. А. М. Дондукова-Корсакова и попечителя Киевского учебного округа П. А. Антоновича. По словам имп. Марии Александровны, посетившей коллегию в 1871 г., она впервые встретила столь благородного священника, которому было чуждо все «специально сословное». В 1872-1873 гг. отказался от ректорства в Черниговской и Таврической ДС. 1 сент. 1876 г. овдовел. На его попечении остались 5 детей в возрасте от 1, 5 до 14 лет. Учредители коллегии Г. П. Галаган и его супруга, а также жена П. Демидова, кн. Сан-Донато, урожд. кнж. Е. П. Трубецкая, особенно ценившие труды пастыря, оказали ему моральную и материальную поддержку. 15 марта 1877 г. возведен в сан протоиерея. С 1882 г. благочинный киево-подольских церквей. 27 июля 1885 г., после поступления младшего сына в гимназию, Экземплярский по совету митр.

Ювеналием (Половцевым) в пещерной церкви прп. Антония. 28 июля митр. Платоном возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря. 1 нояб. 1885 г. в крестовой церкви Митрополичьего дома И. наречен во епископа, 3 нояб. в киевском Софийском кафедральном соборе митр. Платоном в сослужении 4 архиереев хиротонисан во епископа Чигиринского, 3-го викария Киевской епархии. В его ведении находились делопроизводство 6 уездов, церковноприходские школы и преподавание Закона Божия в светских учебных заведениях Киевской епархии, председательство в Совете Богоявленского братства при КДА. Одновременно И. оставался настоятелем Златоверхого монастыря. В 1886 г. на собственные средства и частные пожертвования организовал при обители бесплатную Киево-Михайловскую певч. школу. В 1888 г. осуществил ремонтно-реставрационные работы в древнем Михаило-Архангельском соборе: были заменены полы и окна, сооружены тамбуры при входе и ограждения солеи, устроено калориферное отопление, установлен новый невысокий иконостас. Были раскрыты древние фрески, закончен ремонт крестовой Николаевской ц., обновлена трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Средства на работы (3 тыс. р.) частично выделило императорское археологическое об-во в качестве вознаграждения за клад, найденный на территории мон-ря при прокладке водопровода. По проекту епархиального архит. В. Н. Николаева в 1894 г. были сооружены кельи певчих архиерейского хора, в 1897 г. - новое крыло монастырской гостиницы, епархиальный архит. Е. Ф. Ермаков спроектировал новый корпус Варваринских келий ( 1898-1899 ) . Вскоре вслед. клеветнических наветов отношение митр. Платона к И. ухудшилось, но за епископа вступились архиеп.

Леонтий (Лебединский) и К. П. Победоносцев. С 3 июня 1890 г. И. - епископ Тамбовский и Шацкий. Во время голода 1891-1892 гг. в основном на личные средства организовал епархиальный Комитет по сбору пожертвований в пользу пострадавших от неурожая, сеть пунктов помощи, столовые для бедных (на его личные средства в течение 9 месяцев ежедневно выдавалось 120 голодающим 7 пудов печеного хлеба) , а также 2 временных сиротских приюта для крестьянских детей, каждый на 50 чел., в Тамбове и Кадоме. Во время эпидемии холеры распорядился разослать антихолерные аптечки - по 15 на благочиннический округ. На средства архиерея также были выкуплены и розданы 200 экз. брошюры проф. Н. А. Хржонщевского «Народное чтение о том, как охранять себя от холеры» ( К., 1892 ) и 3 тыс. воскресных листков «Господи, не затвори в смерти души раб Твоих». В «Тамбовских ЕВ» епископ опубликовал своеобразную программу реформ в епархии, к-рая предусматривала создание новых церковноприходских школ, приходских об-в трезвости, ин-та духовно-судебных следователей при благочиннических советах, а также организацию внебогослужебных собеседований (Архипастырское воззвание Тамбовские ЕВ. 1891. № 6. С. 219-222; От Иеронима, еп. Тамбовского и Шацкого Там же. 1893. № 52. С. 749-752) . Обязал всех настоятелей добиться к кон. 1891 г. знания прихожанами наизусть Заповедей Божиих, регентам наказал «употреблять древние, освященные временем церковные напевы или переложения их, сделанные современными композиторами» и обучать паству общему пению.

В авг. 1890 г. при архиерейском доме была основана певч. школа, к-рая в целях повышения образовательного уровня диаконов и псаломщиков и подготовки квалифицированных специалистов-миссионеров высочайшим указом от 17 июля 1892 г. была преобразована в Тамбовскую миссионерско-псаломщицкую школу. М. И. Экземплярская, дочь И., организовала в городе жен. школу на 200 учениц. В каждом уезде после 1891 г. открылись отд-ния тамбовского Казанского Богородичного миссионерского братства. 26-30 янв. 1892 г. состоялся 1-й съезд епархиальных миссионеров. И. учредил приют для престарелых священно- и церковнослужителей и их вдов в г. Лебедянь и приют с церковью (освящена 7 нояб. 1893) для престарелых и больных инокинь в тамбовском в честь Вознесения Господня жен. монастыре, пожертвовав 1, 6 тыс. р. и Иверскую икону Божией Матери (1892) ; посещал тюрьму. 11 июля 1891 г. начал работу свечной завод, переведенный в 1893 г. в новое здание (архит. Л. Г. Богаевский) , что позволило и значительно увеличить доходы епархии. 10 янв. 1893 г. было открыто попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской ДС. С 1893 г. «Тамбовские ЕВ» стали выходить еженедельно. 20 мая 1894 г. И. совершил чин закладки 3-этажного каменного корпуса с церковью в 1-м Тамбовском ДУ ( Тамбовские ЕВ. 1894. № 23. С. 460-472 ) . Многократно посещал семинарию (о ней и о др. учебных заведениях он проявлял постоянную заботу) и приходы епархии. Только в одну из поездок в 1891 г. И. осмотрел 41 храм в 6 уездных городах, 100 сельских, 3 единоверческих храма, 3 муж. и 2 жен. мон-ря и ознакомился с документами 166 приходов.

Посетив большую часть тамбовских обителей, И. обратил внимание на нарушения уставной жизни и духовную безграмотность насельников. Для исправления положения впервые в истории епархии 5-6 февр. 1892 г. и 25-26 янв. 1893 г. в архиерейских покоях тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря были проведены собрания настоятелей и настоятельниц епархиальных обителей. Вводились чин о Панагии по воскресеньям и праздничным дням, обиходное пение (древние напевы сохранялись в Саровской пуст. и Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре) . Рекомендовалось организовывать мастерские, а также понуждать иноков читать духовную лит-ру, в муж. мон-рях завести «книги проступков», в женских - запретить пускать квартиранток. В 1890 г. был основан монастырь во имя св. Александра Невского в Кирсановском у., в 1891 г. в нем заложен собор (не сохр.) . В тамбовском Вознесенском мон-ре в 1891-1893 гг. построен 3-этажный корпус, в к-ром 7 нояб. 1894 г. И. освятил ц. во имя прп. Антония Печерского (не сохр.) . В лебедянском Троекуровском мон-ре 19 авг. 1893 г. И. освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, устроил пещерную ц. святых Мефодия и Феодосии ( 1894; не сохр. ) . В 1892 г. учредил специальную комиссию для рассмотрения собранных игум. Рафаилом (Трухиным) сведений о чудесах и исцелениях, совершенных прп.

Серафимом Саровским. 9 дек. 1892 г. в Тамбове встречался и беседовал со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским. В янв. 1894 г. в Казанском соборе Вышенской пуст. И. возглавлял чин отпевания свт. Феофана Затворника. В Тамбове И. пришлось столкнуться с противодействием со стороны гр. Е. А. Воронцовой-Дашковой и др. помещиков и помещиц, стремившихся оказывать влияние на церковные дела.

30 апр. 1894 г. И. возглавил Литовскую и Виленскую епархию, 6 мая 1895 г. возведен в сан архиепископа. Ему подчинялись викарии: Брестские (епископы Иосиф) Соколов (, с 1897 г. Иоаким) Левицкий () и Ковенские (епископы Христофор) Смирнов (, с 1897 г. Михаил) Темнорусов () . Являлся председателем совета виленского Свято-Духовского братства, при к-ром в 1895 г. созвал Комиссию нравственно-религ. чтений и устроил типографию. 25 окт. 1894 г. учредил Свято-Андреевское попечительство для оказания помощи бедным ученикам духовных училищ. В Вильно стараниями И. были возведены церковные здания со школами в районах Снипишки (храм в честь Чуда арх. Михаила, в память гр. М. Н. Муравьёва, строился при поддержке св. прав. Иоанна Кронштадтского, освящен И. 3 сент. 1895) и Нов. Свет (храм во имя св. Александра Невского заложен 6 июня 1896 в память имп. Александра III, выстроен и украшен на средства архиерея, освящен 28 окт. 1898; в наст. время восстанавливается) . По инициативе И. начался сбор пожертвований на церковь-школу в р-не Лукишки (архиерей лично передал для этой цели 5 тыс. р.) .

Были открыты самостоятельные приходы в Снипишках (25 нояб. 1895) и при кладбищенской Евфросиниевской ц. (7 февр. 1896) , отлит колокол для кафедрального Пречистенского собора.

21 нояб. 1894 г. И. освятил храм во имя св. Жен-мироносиц в Гродненской жен. гимназии, 22 янв. 1895 г. - ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Беловеже, 3 окт. 1897 г. совершил закладку памятника гр. М. Н. Муравьёву-Виленскому, весной 1897 г. участвовал в праздновании 300-летия Свято-Духовской ц. В Ковно освятил крепостной Петропавловский собор (17 сент. 1895) , учредил Петропавловское братство ревнителей веры и благотворения, церковноприходскую школу. Сумма личных пожертвований И. на епархиальные нужды превысила 70 тыс. р. Проповеди архиерея печатались в «Литовских ЕВ».

Флавиана (Городецкого) , находившегося с ген. -губернатором г. Варшавы кн. А. К. Имеретинским в конфликтных отношениях. К новому архиерею Имеретинский также не благоволил. Люблинским викарием И. был еп. св.

Тихон (Беллавин) , сопровождавший его 2-4 мая 1898 г. во время посещения г. Холм (ныне Хелм, Польша) . После назначения еп. Тихона на Алеутскую кафедру в том же году викарием стал еп. Герман (Иванов) , с 1903 г. - еп.

Евлогий (Георгиевский) . 21 мая 1898 г. в Троицком кафедральном соборе И. встречал вел. кн. Владимира Александровича. 7 окт. 1901 г. в г. Томашове Петроковской губ. на освящении храма во имя мч. царевича Димитрия присутствовал имп. св. Николай II и имп. нмц.

В 1898 г. И. освятил церковь на ст. Лапы, ц. мц. Татианы при 1-й варшавской муж. гимназии, ц. св. равноап. Ольги, приют и школу в Лодзи, в 1899 г. - храм в крепости Зегрже; совершил закладку сестринского общежития с трапезной ц. свт. Леонтия Ростовского в Вировском жен. монастыре. Освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца в Вене (4 апр. 1899) , подарив приходу икону свт. Николая в серебряной позолоченной ризе, а также первую приходскую церковь в г. Прасныше Плоцкой губ. в честь Рождества Пресв. Богородицы (24 нояб. 1900) . Кроме того, при И. были построены церкви в городах Радоме, Лукове, Велюне, Волковышках, Острове, Константинове, Сосновицах, Пултуске, Кольно, Влоцлавске, 6 церквей в селах, начато сооружение 10 церквей. Он выбрал место для храма свт. Алексия, митр. Московского, при больнице душевнобольных в Творках под Варшавой. Также И. попечительствовал постройке кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Варшаве ( 1894-1912; не сохр. ) , 9 нояб. 1900 г. освятил кресты перед их поднятием. На торжестве присутствовал кн. Имеретинский, через некоторое время скоропостижно скончавшийся. 21 нояб. 1901 г. И. отпевал его в варшавской Замковой церкви. С 8 дек. 1900 до 12 мая 1901 г. И. находился в отъезде, участвуя в заседаниях Синода в С. -Петербурге. 1 июня 1903 г. в дер. Гура освятил обновленный храм во имя свт. Леонтия Ростовского при загородном архиерейском доме, где он любил отдыхать.

И. выступал решительным противником применения насильственных мер по распространению Православия среди местного населения, в частности среди сторонников унии, особое внимание уделял духовному просвещению и делам милосердия, реформе духовного суда. В период служения на Варшавской кафедре пожертвовал 40 тыс. р. на устройство сиротского приюта-школы варшавского Свято-Троицкого правосл. братства для детей от смешанных ( православно-католич. ) браков, который получил его имя, и 5 тыс. р. - на устройство богадельни; выделял содержание Вировскому во имя Всемилостивого Спаса и Радочницкому мон-рям, Седлецкой церкви-школе во имя свт. Леонтия Ростовского (освятил 30 нояб. 1900) , Холмскому жен. училищу и мн. др. епархиальным учреждениям, расширил 3 приюта при жен. мон-рях - Леснинском, Вировском и Теолинском и учредил новый при Радочницком монастыре (1899) ; основал Общество вспомоществования нуждающимся учащимся при Варшавском ДУ и первую в Варшаве церковноприходскую школу (1900) , ежегодно присутствовал на экзаменах по Закону Божию в гимназиях и Александро-Мариинском ин-те. В 1900 г. был расширен Николаевский приют для солдатских детей, в к-ром 23 июля 1902 г. И. совершил чин закладки ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В память о своем сыне, худож. Иване Экземплярском, скончавшемся от нефрита в авг. 1902 г. в Пятигорске, И. устроил на Вольском кладбище храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Для строительства храма, предполагаемого в качестве семейной усыпальницы, И. приобрел участок в 1 га к востоку от старого правосл. кладбища, основанного в 1834 г. на вольских редутах. Мемориал создавался в память о погибших при штурме в 1831 г. рус. воинах (официально открыт в 1841 г. с освящением на нем Владимирской ц., перестроенной по инициативе ген. -фельдмаршала И. Ф. Паскевича-Эриванского из костела св. Лаврентия) . Старый храм при И. в 1901 г. был отремонтирован и заново освящен. Закладка новой церкви состоялась 28 июня 1903 г. После заупокойной литургии в ее основание была положена серебряная доска «на вечное поминовение души усопшего раба Божия Иоанна». Проект небольшой одноглавой церкви в стиле древней архитектуры Сев. -Вост. Руси с усыпальницей в нижнем этаже и крытой галереей составил варшавский епархиальный архит. В. Н. Покровский. Иконы в «васнецовском стиле» написал киевский худож. А. Мурашко. Освящение храма И. состоялось 1 окт. 1905 г.

16-19 мая 1905 г. И. выступил на созванном по его инициативе Соборе духовенства в Холме, призвав пастырей противостоять нападкам на Православие, которые усилились после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». 16 июня того же года Холмско-Варшавская епархия была разделена на 2 части: Холмскую и Люблинскую с центром в г. Холме возглавил еп. Евлогий (Георгиевский) , а Варшавскую и Привислинскую - И. Число правосл. приходов, окормляемых И., сократилось более чем в 4 раза. Последним трудом И. было «Воззвание к пастырям Варшавской епархии о воздействии с их стороны к устранению междоусобной розни среди населения», написанное по поводу усиления в Привислинском крае революционного террора. 25 окт. 1905 г. 8-е из его обращений к пастырям и пастве Варшавской епархии было окончено. 29 окт. И. был напутствован Святыми Таинами, 1 нояб. над ним было совершено таинство соборования. Скончался в архиерейском доме от «закупорки мозговых артерий». На погребение от Синода был командирован архиеп. Виленский и Литовский Никандр (Молчанов) . 4 нояб. он в сослужении еп. Евлогия, архим. Дионисия (Валединского) и др. представителей варшавского духовенства возглавил заупокойную литургию и чин отпевания в Троицком соборе. На церемонии присутствовали варшавский ген. -губернатор Г. А. Скалон и градоначальник Варшавы ген. Н. В. Бибиков. Погребен под престолом в нижнем храме построенной им ц. прп. Иоанна Лествичника в Варшаве. После похорон в одну из карет процессии местными террористами была брошена бомба.

1 нояб. 1906 г. над местом упокоения И., в нижней церкви-памятнике, обустроенной по проекту архит. П. А. Феддерса, кафедральным прот. Павлом Каллистовым был освящен престол во имя прор. Илии и прп. Иеронима Стридонского - небесных покровителей И. в миру и в монашестве. В храме в эти дни молились архиеп. Никандр, еп. Евлогий и архим. Дионисий. Свято-Троицкое братство, попечителем и жертвователем к-рого был И., издало подробную иллюстрированную биографию владыки, дополненную его проповедями и воспоминаниями современников. Книга бесплатно раздавалась членам братства, преимущественно священнослужителям. В том же году в Киеве вышла фундаментальная биография с многочисленными приложениями, вероятно составленная смотрителем Варшавского духовного училища В. Щегловым.

И. был награжден орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени, св. Анны 1-й степени, св. Александра Невского, 2 Высочайше пожалованными панагиями, украшенными драгоценными камнями ( одна - 14 мая 1896 ) . С 8 нояб. 1899 г. почетный член КазДА.

Сын И. Василий ( 26. 01. 1874 75-1933 ) - выпускник КДА (1901, докторская диссертация «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства») К., 1904 () , профессор нравственного богословия в КДА. В 1912 г. лишен кафедры в связи с публикацией ст. «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых» (О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 76-113) . Возглавлял Киевское религиозно-философское общество, был редактором-издателем киевского ж.

«Христианская мысль» ( 1916-1917 ) , богословом и публицистом, специалистом по вопросам социального служения в Церкви (монография «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне». К., 1910) . Собрал коллекцию из более чем 10 тыс. изображений «Лики Христа в мировой живописи». Похоронен в Киеве.

Соч. : Поучение к простолюдинам о почитании св. икон РукСП. 1863. Т. 1. № 17. С. 541-545; Рекрутские наборы из русского приходского духовенства Там же. Т. 2. № 18. С. 22-36; Русское белое духовенство как сословие Там же. № 28. С. 381-402; № 32. С. 502-517; № 34. С. 606-618; Т. 3. № 35. С. 19-29; Условия поступления молодых людей духовного звания на приход и принятия священного сана Там же. № 49. С. 632-647; № 50. С. 674-684; Трудность выхода на места для духовных воспитанников в наше время Там же. 1864. Т. 1. № 10. С. 333-344; «Общество любителей духовного просвещения» в Москве Там же. № 11. С. 380-385; Ответ брату - сельскому священнику на вопрос его о том, чему и как обучать детей до поступления их в училище Там же. Т. 2. № 21. С. 146-157; Причины нерасположения нашего белого духовенства к школе и науке в продолжение XVIII ст. Там же. № 22. С. 182-191; № 26. С. 344-355; № 27. С. 375-383, О внутреннем украшении храмов христианских Там же. № 28. С. 389-403, № 31. С. 516-529; Т. 3. № 50. С. 573-591; Заметки о церк. пении Там же. № 40. С. 150-167; Сословность рус. белого духовенства и одно из ее последствий Там же. № 47. С. 458-470; № 48. С. 503-510; [Педагогические] заметки о преподавании Закона Божия в сельских школах Там же. 1865. Т. 2. № 25. С. 254-262; № 29. С. 417-429; № 35. С. 639-653; Т. 3. № 46. С. 330-348; 1866. Т. 3. № 36. С. 241-255; № 45. С. 317-327; № 46. С. 371-378; Заметка по поводу сочинений, изд. рус. слепцом Г. И. Ширяевым Там же. 1865. Т. 2. № 28. С. 395-400; Т. 3. № 38. С. 78-85; Книги для народа Там же. № 47. С. 374-390; № 49. С. 454-466; № 50. С. 501-516; № 52. С. 566-583; Беседы к простому народу о [святых] таинствах: (Опыт ист. объяснения обрядовой стороны и духовного знаменования Св. Таинств) Там же. Т. 1. № 5. С. 167-171; № 7. С. 213-222; № 15. С. 492-503; Т. 2. № 27. С. 337-345; № 35. С. 633-639; Т. 3. № 47. С. 360-374; № 48. С. 399-405; № 52. С. 549-554; 1866. Т. 3. № 37. С. 51-62; № 41. С. 195-204; 1868. Т. 1. № 3. С. 57-65; № 4. С. 136-145; № 6. С. 209-218; На чем остановился в прошедшем году вопрос о соединении Англиканской Церкви с Православной? Там же. 1866. Т. 1. № 5. С. 185-192; Поучение о священных сосудах и вещах, употребляемых при богослужении в Правосл. Церкви Там же. Т. 2. № 30. С. 485-489; Чего мы должны желать от книги, назначаемой для первоначального чтения школьникам и грамотному народу? Там же. С. 509-518; По вопросу о правосл. церк. пении Там же. Т. 3. № 39. С. 112-133; Книга для народа Там же. 1867. Т. 1. № 3. С. 91-100; № 11. С. 397-404; Воскресная школа, как приготовление к пастырству кандидатов священства Там же. № 5. С. 154-164; Необходимое дополнение к заметкам о преподавании Закона Божия в сельских школах Там же. № 8. С. 268-278; Неск. слов о духе и направлении совр. полемической лит-ры против раскола Там же. № 13. С. 465-474; Благотворное влияние на Россию трудов и подвигов святых просветителей славянских Кирилла и Мефодия Там же. № 15. С. 549-560; Какие отличительные пункты учения Римско-католического, Англиканского и Протестантского исповедания от учения Правосл. Кафолической Церкви Там же. Т. 1. № 5. С. 170-175; № 12. С. 415-424; № 18. С. 662-671; Т. 2. № 23. С. 165-193; Т. 3. № 50. С. 549-561; Что сделало земство в пользу нар. образования Там же. Т. 2. № 29. С. 380-392; Изъяснение Богослужения Правосл. Церкви в сельских школах Там же. Т. 2. № 24. С. 193-202; Обучение чтению Там же. 1868. Т. 1. № 3. С. 90-100; № 13. С. 556-567; Полезная деятельность новгородского духовенства в подаче помощи при поражении людей сибирскою язвою Там же. № 12. С. 507-512; По вопросу об обучении пению в сельских школах и руководственных пособиях по этому предмету Там же. Т. 3. № 49. С. 522-535; № 51. С. 608-619; В ответ брату - сельскому священнику - по поводу высказанной им в письме жалобы на невнятность и неразборчивость чтения в церкви Там же. № 52. С. 649-663; Руководство к начальному обучению: (Для учителей нар. школ) . К., 1869, 18712 (совм. с И. Малышевским) ; Практическое применение в церковно-приходских школах системы взаимного обучения РукСП. 1869. Т. 1. № 6. С. 206-219; Краткий ист. обзор состава Литургии нашей Правосл. Церкви Там же. Т. 3. № 43. С. 254-270; № 47. С. 385-401; № 51. С. 569-588; Значение готовых печатных проповедей для сельских пастырей Там же. 1870. Т. 2. № 30. С. 414-426; Новые книги в руководство для сельских учителей и воспитателей Там же. Т. 3. № 45. С. 346-359; № 49. С. 527-544; № 52. С. 670-682; Как учить малолетних детей молиться Богу Там же. № 51. С. 605-614; Новые опыты проповеднические Там же. 1871. Т. 2. № 18. С. 33-44; № 21. С. 137-142; № 23. С. 207-212; Т. 3. № 33. С. 569-578; Новые книги в пособие при преподавании катехизиса народу или детям Там же. № 27. С. 359-368; № 31. С. 495-504; Новые книги в пособие при начальном обучении чтению и нар. языку Там же. 1871. Т. 3. № 47. С. 351-362; Речь о религ. образовании в семье и школе Там же. 1873. Т. 3. № 46. С. 337-348; № 47. С. 361-370; Беседа на Рождество Христово Там же. 1874. Т. 3. № 51. С. 541-546; Ответ на возражение о. Свирелина по поводу рец. на его кн. «Начатки учения христианской веры» Там же. 1875. Т. 1. № 14. С. 455-466; Урок для будущего из воспоминания о прошедшем. К., 1881; Речь, произн. в день акта киевских гор. приходских училищ 4 июня 1889 г. К., 1889; Беседа в день освящения храма в здании для Убежища и училища слепых детей. К., 1883; Речь при наречении в еп. Чигиринского Тамбовские ЕВ. 1890. № 15. С. 745-749; Речь при вступлении на паству Тамбовскую Там же. С. 750-752; О покаянии Тамбовские ЕВ. 1891. № 6. С. 222-228 ( отд. отт. : Тамбов, 1891 ) ; О прощении обид Там же. № 5. С. 185-190 ( отд. отт. : Тамбов, 1891 ) ; Речь пред Плащаницей в Св. Великую Пятницу Там же. 1891. № 7. С. 282-285; Беседа о недостатке христ. терпения в наше время Там же. № 8. С. 323-331; О клевете: Поучение на 1 пассии Там же. 1892. № 5. С. 187-191; Речь на собрании членов Казанско-Богородичного братства Там же. С. 191-194; Беседа о христ. сострадании к ближнему Там же. № 6. С. 223-229; Слово на 4-ю пассию о причинах религ. сомнения или маловерия в совр. обществе Там же. № 7. С. 271-281; Поучение на 2-ю пассию о том, что мы христиане более по имени, чем по жизни, и о причинах этого совр. прискорбного явления Там же. 1893. № 9. С. 185-193; Слово на 4-ю пассию о необходимости упования на милость Божию и о вреде самонадеянности Там же. № 11. С. 241-249; Речь, произн. в ц. Шацкого Духовного училища пред молебствием по случаю пожалования еп. Иеронимом Казанской иконы Божией Матери Там же. 1894. № 11. С. 233-236; Беседа о значении религии христианской в жизни человеческой Там же. № 12. С. 255-267; Беседа о покаянии, или исповедовании грехов своих Там же. № 14. С. 287-296; Покаяние, или исповедание грехов своих. М., 1897; О зависти. Вильна, 1897; Архипастырское воззвание к пастырям Холмско-Варшавской правосл. паствы. В., 1898; Архипастырское воззвание к воссоединенным от унии православным в Холмской Руси и Подляшьи находящимся. Варшава, 1898. Холм, 1899; Поучение пред Плащаницей в Великую Пятницу. Варшава, 1899; Архипастырское воззвание к пастырям Холмско-Варшавской православной паствы (в день 25-летия воссоединения Греко-униатов с Правосл. Церковью 11 мая 1900 г.) . Варшава, 1900; Речь, произн. 2 марта 1900 г. в день освящения новых устроенных зданий Николаевского приюта для солдатских детей. Варшава, 1900; Речь, сказанная в Великий Пяток пред Плащаницей. Варшава, 1900; Архипастырское обращение к пастырям Холмско-Варшавских воссоединенных от унии приходов. Варшава, 1905; Высокопреосв. архиеп. Иероним Экземплярский ( 1836-1905 ) : Биогр. очерк, нек-рые статьи и неск. проповедей. К., 1906.

Лит. : Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь: Ист. очерк. К., 1889. С. 88-93; Биогр. сведения о новом Литовском архипастыре Иерониме Литовские ЕВ. 1894. № 21. С. 177-178; Прибытие в Вильну и вступление на Литовскую кафедру преосв. Иеронима Там же. № 24. С. 207-209; Православное торжество в Гродне 20 и 21 нояб. Там же. № 47. С. 449-451; Освящение церкви в селе Беловеже Пружанского у. Гродненской губ. Посещение Преосв. Иеронимом Белостокского собора Там же. 1895. № 6. С. 53-54; Освящение в г. Вильне, на предместье Снипишки, Чудовской церкви-школы Там же. № 37. С. 338-340; Ковенский крепостной собор и торжество освящения его 17 сент. 1895 г. Там же. № 39. С. 358-361; Закладка памятника гр. М. Н. Муравьеву Там же. 1897. № 40. С. 374-375; Вступление высокопреосв. архиеп. Иеронима на кафедру Холмскую и Варшавскую. Варшава, 1898; Красковский Д.

Пребывание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, в Холме 2-4 мая 1898 г. Речь архиеп. Иеронима Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1898. № 11. С. 224-230; Прощание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, с бывшей литовскою паствою. Вильна, 1898; Высокопреосв. Иероним, архиеп. Холмско-Варшавский, бывш. архиеп. Литовский и Виленский. Вильна, 1898; Пребывание высокопреосв. Иеронима в г. Холме 24-28 янв. 1899 г. Там же. 1899. № 7. С. 90-93; Пребывание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, в Вене в течение времени 2-8 апр. 1899 г. Там же. № 16. С. 205-208; № 17. С. 218-226; Закладка церкви на Вольском правосл. кладбище Там же. 1903. № 27. С. 339-340; Новый храм на Вольском правосл. кладбище Там же. 1905. № 42. С. 506-507; Жизнь, кончина и погребение высокопреосв. Иеронима, архиеп. Варшавского и Привислинского Там же. № 47 48. С. 558-573; Высокопреосв. Иероним, архиеп. Варшавский: (Некр.) ПрибЦВед. 1905. № 46. С. 1976-1977; Высокопреосв. Иероним, архиеп. Варшавский Рус. паломник. 1905. № 47. С. 753; Дмитриевский Ф.

Памяти Высокопреосв. Иеронима, архиеп. Варшавского и Привислинского РукСП. 1906. Т. 1. № 4. С. 89-94; Кораллов Ф. В.

Мат-лы для биографии высокопреосв. Иеронима Холмская церк. жизнь. 1906. № 21. С. 742-746; № 22. С. 801-810; № 23. С. 846-849; № 24. С. 887-896; Памяти Высокопреосв. Иеронима, архиеп. Варшавского и Привислинского. Варшава, 1906; Памяти архиеп. Иеронима Варшавский епарх. листок. 1906. № 22. С. 181-182; Жиркевич А. В.

Cmentarz prawosławny w Warszawie. Warsz., 1992; iidem. Wolski cmentarz prawosławny w Warszawie. Warsz., s. a. S. 14-17; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 193-198; Евлогий (Георгиевский) , митр.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

ИЕРОНИМ |
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
... святых Иоанна и Епифания. Подробности встречи 2 иерархов неизвестны, однако сдержанная позиция и предстоятелей общин, и их сторонников позволила избежать раскола в общинах Палестины и, возможно, уличных беспорядков с участием монахов, подобных тем, что имели место в Египте в кон. IV - нач. V в. В нач. 10-х гг. V в. в Палестину с Запада прибыл известный проповедник Пелагий, осужденный Карфагенской Церковью за еретические взгляды, и вступил в спор с блж. Августином по вопросу о свободе человеческой воли. Новые богословские споры начались в ИПЦ. В Палестине против Пелагия выступили блж. Иероним, Орозий; в 415 г. на Соборе в Диосполе (Лидде) Пелагий был принят в общение с Церковью, после того как осудил ряд положений своего учения ( Mansi. T. 4. Col. 311-320 ) . В 431 г. на III Вселенском Соборе в Эфесе осуждение пелагианства принималось уже без возражений. Со времени правления имп. Константина Великого и Констанция II Иерусалим и Св. земля в течение более полувека не привлекали пристального внимания имп. власти. Во 2-й пол. IV - нач. V в. развитие традиции паломничеств в Св. землю и рост общин ИПЦ продолжались без существенного участия гос. властей. С утверждением на ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: ИЕРОНИМ
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"