БЫТИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
(и всего Пятикнижия) сохранялось устно в течение всей эпохи до возвращения из вавилонского плена и было письменно зафиксировано в эпоху Второго храма.

У. Кассуто (1964) показал, что разделение на источники не имеет основания, Б. изначально написана как единая книга по заранее продуманному плану, основана на определенных принципах и имеет единую тенденцию. Отдельные лит. документы, т. е. книги или сборники, не были ее источниками, кн. Б. вобрала в себя различные традиции из сокровищницы преданий, имевших хождение в Др. Израиле. Они отличались друг от друга происхождением, характером, содержанием, но были собраны и обработаны в единое произведение.

Во 2-й пол. XX в. прежде всего в англоязычном научном мире возникает тенденция синхронного литературно-критического подхода к текстам Библии (см. статьи Библеистика) . Центр внимания исследователей сместился с происхождения и истории на изучение структуры и функционирования библейского текста методами нарративного ( Ауэрбах Э. Мимесис. С. 11-24 ) и риторического анализа ( Дж. Джексон, М. Кесслер. 1974 ) , структуралистской антропологии ( Е. Лич. 1969, Р. Барт. 1974 ) .

Б. и ближневосточная археология Повествование в кн. Б. о творении и начальной истории человечества имеет параллели с месопотамскими традициями шумерских и вавилоно-аккадских мифов, но в отличие от них в кн. Б. описывается последовательный и чудесный акт творения, к-рый начинается созданием примитивных и завершается сотворением более совершенных существ. Акт творения совершается величественно, по одному лишь волеизъявлению всемогущего Бога. Утверждение о том, что библейская история о сотворении мира и человека является сокращенным переложением вавилонского мифа, не имеет под собой оснований, поскольку в древности, как правило, более сложные мифы создавались на основе простых преданий.

Достаточно рано в источниках отражены сведения о том, что многие видели ковчег на горе Арарат. Иосиф Флавий со ссылкой на вавилонского жреца Бероса ( IV-III вв. до Р. Х. ) свидетельствует, что с Арарата приносили частицы ковчега (Joseph. Ant. I 3. 6) . В 1800 г. американец К. Рич опубликовал сообщение Аги Гусейна, в к-ром тот утверждал, что добрался до Арарата и будто бы видел там остатки ковчега. Проф. Дерптского ун-та Ф. Перро по возвращении из 3-й экспедиции сообщал, что видел ковчег, но привести доказательства ему не удалось. В 1840 г. тур. экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника. В авг. 1916 г. рус. летчик В. Ростовецкий, совершавший разведывательный полет, оказался над Араратом и видел в вост. части вершины на краю замерзшего озера каркас большого корабля, частично вмерзшего в лед. Экспедиция франц. альпиниста Ф. Наварра 6 июля 1955 г. совершила подъем на Арарат, на отроге Агрыдаг нашла ковчег и взяла его части для проведения радиоуглеродного анализа, показавшего, что им 5 тыс. лет. В 1969 г. научная экспедиция, организованная амер. археологами, обнаружила на Арарате неск. деревянных обломков на месте находки Наварра (подробнее см. ст. Ноев ковчег) . Сказания о катастрофическом наводнении, изменившем мир, существовали среди большинства народов, как древних, так и сохранявших к XIX - нач. XX в. архаичную культуру. В этих сказаниях существуют моменты, совпадающие с библейским текстом: предвестниками потопа являются различные божества, по их повелению выбранные ими люди строят большой корабль; в числе спасшихся от стихии 2 человека - мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми, высаживаются на вершину горы. Наибольшее сходство с библейским рассказом обнаруживает шумеро-аккад. миф о потопе. Нам известны 3 варианта сказания о потопе из Др. Месопотамии: самый ранний - шумер. «Энума элиш» (III тыс. до Р. Х.) и 2 более поздних аккад., к-рые возникли в результате перевода этих легенд с шумер. и их систематизации; 1-й восходит к нач. II тыс. до Р. Х. 2-й, наиболее распространенный, создан жрецом Синлике-уннини ( 2-я пол. II тыс. до Р. Х. ) . Вавилонский миф о потопе, включенный в эпос о Гильгамеше, во многом опирается на шумер. традицию. Шумер. версия мифа о потопе относится примерно ко времени жизни патриарха Авраама ( XX-XIX вв. до Р. Х. ) , когда Библия еще не была записана, но эта версия уже содержит значительные отличия от библейского повествования, так что не может быть речи ни о заимствовании Библией месопотамского мифа, ни, наоборот, о заимствовании из Библии. Однако сравнительная близость этих источников позволяет сделать вывод, что автор мифа черпал сведения из древнего предания, сохранившегося в Месопотамии со времен потопа.

Косвенным археологическим подтверждением рассказа о строительстве башни в Вавилоне является традиция построения пирамидальных храмов различными народами. Находки подтверждают, что, как сказано в Писании, строители башни использовали только покрытый смолой обожженный кирпич (Василидис. С. 30) . Во мн.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

мелхиседек благословляет авраама роспись церкви честь воскресения христова тутаеве 80-е xvii | беседа христа самарянкой роспись честь воскресения христова тутаеве xvii | жертвоприношение каина авеля убийство авеля каином роспись воскресения христова ростове 1675 | сотворение адама евы фрагмент иконы обновление храма воскресения христова иерусалиме кон xvi нач xvii сихм | патриарх московский всея руси алексий президент республики беларусь лукашенко освящении церкви честь воскресения христова фотография 2001 |

Источник текста


Постоянная ссылка: БЫТИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера