ГРИГОРИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030  031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041
В начало текстаВ конец текста
Поэтому можно сказать, что Бог сотворил все Своей «премудрой и могущественной волей» (Idem. Apol. in Hex. PG. 44. Col. 69) , так что «ипостась сотворенного есть дело Божественной воли» ( Idem. Contr. Eun. II 1. 229. 5-6 ) .

Основываясь на описании творения мира в 1-й гл. кн. Бытие, Г. полагал, что выражением премудрой и всемогущей воли Божией в творении служит «повелительное слово Божие» (λόϒος Θεοῦ προστακτικός, τὸ θεῖον πρόσταϒμα, προστακτικὰ ῥήματα, φωνάς τοῦ Θεοῦ προστακτικὰς) , так что все было сотворено «силой Творца согласно слову премудрости». И поскольку у Бога слово и дело совпадают, «все возникающее возникает словом». Г. утверждал также, что в каждом сущем и во всей твари вообще «заложен некий премудрый и творческий замысел», хотя он и невидим для глаз. Именно на него указывают слова псалма: «Все соделал Ты премудро» ( Пс 103. 24; Greg. Nyss. )

Г. различал 2 этапа творения мира: творение мирового бытия сразу и целиком (ἐν τῷ ἀθρόῳ ἡ τοῦ κόσμου καταβολή) , или общее и потенциальное (δυνάμει) творение, и творение всех вещей по отдельности (τὰ καθ᾿ ἕκαστον) , или частное и актуальное (ἐνερϒείᾳ) творение. 1-е означает, что Бог сотворил все сущее «вкратце» (ἐν τῷ κεφαλαίῳ) , т. е. «сразу», «в целом» (ἀθρόως, συλλήβδην) , «мгновенно и непротяженно» во времени, «одним мановением Божественной воли» (ἐν τῇ μιᾷ ῥοπῇ τοῦ θείου θελήματος - Greg. Nyss.)

Apol. in Hex. PG. 44. Col. 69-73 (. По учению святителя, «в первом устремлении Бога к творению все было лишь в возможности) τῇ δυνάμει (, поскольку тогда как будто некая семенная сила была вложена для возникновения всего, но в действительности) ἐνερϒείᾳ (отдельных вещей еще не было» - так что можно сказать, что тогда все «и было и не было») ἦν καὶ οὐκ ἦν - Ibid. Col. 77-80 (. Одновременно это было творением всех бестелесных качеств, к-рые в совокупности образуют природу материи. Всемогущий Бог Своей «премудрой и могущественной волей для произведения сущих создал в совокупности все то, из чего состоит материя - легкое, тяжелое, плотное, разряженное, мягкое, твердое, влажное, сухое, холодное, горячее, цвет, вид, очертание, протяжение, - все это само по себе есть одни лишь понятия и мысли») Ibid. Col. 69 (. Притом Г. полагал, что все качества первоначально находились в смешанном и хаотическом состоянии: «Ни одно из качеств еще не отделилось от других в своей особности, но вселенная наблюдалась в некоем смешанном и нерасчлененном состоянии») Ibid. Col. 80 (.)

В частном творении, последовавшем за общим мгновенным творением, из всеобщих мировых основ в «необходимом порядке природы», заложенном в том же 1-м мгновении творения, повинуясь творческим повелениям Божиим, возникли все отдельные элементы и существа (Greg. Nyss.)

Apol. in Hex. PG. 44. Col. 72 (. Эта связь, или порядок, соответствует творческой премудрости, вложенной Богом в сущее, и мировые стихии, следуя этому закону, осуществляли предначертания премудрости и воли Божией, соответствующие Божественным повелениям: «Божественный глас - это не повеление, произносимое в словах, а та художническая и премудрая сила каждого из возникающих существ, по которой в сущем совершаются чудеса [творения], - это она есть и называется Словом Божиим. И когда вся полнота твари в совокупности пришла в бытие по первому Божию изволению, то порядок, необходимо следующий согласно вложенной в сущее премудрости для появления каждой из стихий, соответствует последовательности Божественных повелений») Ibid. Col. 113 (. Так в течение 6 дней, к-рые Г. вслед за свт. Василием понимал буквально, как сутки, возник весь тварный мир во всем своем сложном многообразии.)

Все сущее, согласно Г., разделяется на 2 вида - тварное и нетварное. К нетварной природе принадлежит Пресв. Троица, а к тварной - все, что существует и именуется «после Нее» (Greg. Nyss.)

Contr. Eun. I 1. 295. 6-8 (. Если Бог как нетварная природа не допускает к. -л. движения или изменения, то «все, пришедшее в бытие через творение, находится в родстве с изменением, потому что сама ипостась твари началась с изменения, когда не-сущее было переведено в бытие Божественной силой») Idem. Or. catech. 6. 72-78 (. Поэтому «велико и непроходимо расстояние, которым отделена нетварная природа от тварной сущности») Idem. Contr. Eun. II 1. 69. 8-70. 6 (. Божественная природа «не существует во времени, но от нее произошло время; а тварь совершает свой бег через временные промежутки от некого известного начала к своей цели, так что можно различать в ней начало, конец и середину») Idem. Contr. Eun. I 1. 365. 3-8 (.)

Т. о., согласно Г.,
  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030  031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

григория нисского |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ГРИГОРИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера