> Дело дня: Помогите ребёнку <

ГРИГОРИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047  048   049   050   051   052   053   054   055   056   057   058
В начало текстаВ конец текста
полагал, что принятие Крещения не следует откладывать, чтобы не умереть во грехах (Idem. De bapt. dif. PG. 46. Col. 421-424) . Г. прямо не говорит о послекрещальном Миропомазании, но упоминает вино и «таинственный елей» (τὸ μυστικὸν ἔλαιον) , к-рый через благословение священника освящается Св. Духом (Idem. In bapt. Christ. GNO. T. 9. P. 225. 23-25) . В соч. «О Св. Духе против македониан» Г. говорит о предкрещальном помазании елеем или миром - возможно, речь идет о малоазийской практике совершать помазание св. миром до Крещения (см. : Даниелу Ж. Помазание елеем и Крещение у свт. Григория Нисского БСб. 1999. № 4. С. 208-224) . В др. случаях, возможно, имеется в виду Елеопомазание болящих (Idem. Or. funebr. in Flacill. GNO. T. 9. P. 483. 6-7) .

II. Евхаристия. Согласно Г., в таинстве, совершающемся на «святой трапезе», или на «пречистом жертвеннике», «простой хлеб, когда его священнодействует таинство, называется и становится Телом Христовым» (Idem. In bapt. Christ. GNO. Т. 9. P. 225. 18-23) . Смысл этого таинства заключается в том, чтобы через причащение верующих нетленным и бессмертным Телу и Крови Христовым, с к-рыми нераздельно соединено Его Божество и в к-рых присутствует Его «животворящая сила», сами верующие приобщились нетления и бессмертия и «сообожились» ( Idem. Or. catech. 37. 20-34 ) .

Говоря о Евхаристии, Г. сравнивал освящение Даров с тем, как во время земной жизни Христос поддерживал состав Своего тела вкушением хлеба и вина, к-рые посредством усвоения и освящения обитавшим в теле Богом Словом претворялись в Его тело и обретали божественную силу. По словам Г., таким же образом и в таинстве Евхаристии хлеб и вино, освящаясь Словом Божиим и молитвой, «не вкушением входят в тело Слова, но тотчас претворяются Словом в Тело (εὐθὺς πρὸς τὸ σῶμα διὰ τοῦ λόϒου μεταποιούμενος) »; так что Бог Слово «силой благословения (τῇ τῆς εὐλοϒίας δυνάμει) природу видимых веществ преобразует (μεταστοιχειώσας) в Свое Тело». И когда верующие в таинстве приобщаются этих претворенных и бессмертных Тела и Крови Христовых, то они, входя в тела верующих, «целое претворяют и прелагают в себя (ὅλον πρὸς αυτὸ μεταποιεῖ καὶ μετατίθησιν) »; ведь «бессмертное Тело, когда оказывается в принявшем его, все претворяет в свою собственную природу (πρὸς τὴν αυτοῦ φύσιν καὶ τὸ πᾶν μετεποίησεν) ». Так Бог Слово «по домостроительству благодати сообщает (ἐνσπείρει) Себя всем верующим посредством Плоти, которая сама составлена из вина и хлеба (ἧς ἡ σύστασις ἐξ οἴνου τε καὶ ἄρτου) , и так срастворяется с телами верующих, чтобы соединением с бессмертным и человек стал причастником нетления». При этом Г. замечал, что единое Тело Христово, «по всей вселенной разделяемое столькими тысячами верующих, в каждом из части делается целым (ὅλον κάστου διὰ τοῦ μέρους) и само в себе также пребывает целым (αὐτὸ μένειν ἔφη αυτοῦ ὅλον) » (Greg. Nyss.)

Or. catech. 37. 20-30, 35-38, 120-126 (. Эсхатология Эсхатологическое учение Г. является одним из самых разработанных в христ. лит-ре IV в. Он посвятил эсхатологии трактат «Диалог о душе и воскресении». Рассуждения по отдельным аспектам этого учения можно найти в сочинениях «Об устроении человека», «Большое огласительное слово», «Слово об усопших», «Беседа на 1 Кор 15. 28» и др.)

В эсхатологии Г. обнаружил сильную зависимость от учения Оригена, однако устранил или смягчил нек-рые его особенности в соответствии с требованиями церковного учения (Сагарда. С. 682) . Центральным пунктом эсхатологии Г. является «оригеновское положение о всеобщем спасении, или, как он сам обыкновенно выражался, о «восстановлении всего в первобытное состояние»» ( Несмелов. С. 582; ср. : Оксиюк. С. II ) . Г. разделял основные эсхатологические представления Оригена о том, что конец всегда подобен началу, и потому в конце мировой истории произойдет «всеобщее восстановление» (ἀποκατάστασις) , т. е. возврат всей разумной природы в первоначальное состояние; что воскресение произойдет в «телесной форме»; что воскресшие тела будут духовными; что адские огненные наказания имеют очистительное и врачевательное значение; что зло и порок в конце концов навсегда исчезнут из мира и все будут спасены. Вместе с тем эсхатологическое учение Г. никак не связано с характерными для Оригена идеями предсуществования душ и перевоплощения, к-рые святитель решительно отвергал (Greg. Nyss.)

De hom. opif. 28 (. Кроме того, эсхатологию Г. отличают от оригеновской нек-рые новые черты, в частности учение о блаженстве как бесконечно возрастающем состоянии - эпектасисе.)

I. Воскресение мертвых и свойства воскресших тел. Г. полагал, что «воскресение это и есть восстановление нашей природы в первоначальное состояние» (Idem. De anima et resurr. PG. 46. Col. 148; 156) .
  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047  048   049   050   051   052   053   054   055   056   057   058
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

свт григорий палама роспись кафоликона свт николая мон-ря ставроникита афоне мастера феофан критский симеон 1546 | свт григорий великий роспись кафоликона мон-ря ставроникита афоне мастера феофан критский симеон 1546 | мученичество сщмч климента анкирского ним пострадавших роспись христа пантократора мон-ря дечаны 1348–1350 | папила роспись свт николая чудотворца мон-ря ставроникита афон 1546 мастера феофан критский симеон | иустин философ роспись свт николая мон-ря ставроникита афон мастера феофан критский симеон 1546 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ГРИГОРИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера