Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение дискуссии : Портал ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Однако это относительное «ничто» при известном взгляде на него может быть абсолютным (вспомним экхартовское: «Если нет Бога, то нет ничего», Si deus non est, nihil est; см. «Ответ») . Во-вторых, эманация как сотворение мира происходит во времени, поскольку время как раз начинается с сотворением мира. В-третьих, « природный процесс » и « преднамеренный акт воли » имеют в Боге общим знаменателем неизменность и постоянство, что дает, по крайней мере у Майстера Экхарта, своего рода осознанный автоматизм божественных выступлений.

Проводя резкое различие между « неоплатониками » и « христианскими авторами », отец Диодор в своих «Разъяснениях» пишет: « Для вторых принципиальным моментом было утверждение о творении всего бытия непосредственно Богом, с непременным желанием сохранить принципиальную иноприродность Творца и творения, но в то же время засвидетельствовать зависимость творения от своего Творца ». — Может быть, отец Диодор мне разъяснит, чем этот тезис, подводящий итог его размышлениям о термине «πρόοδος», отличается от главного тезиса моей давней статьи, послужившей отправной точкой нашего спора: « Напряженно переживая присутствие " неведомого Бога " в тварном мире Своей благодатью..., афонский исихазм и рейнская мистика были озабочены тем, чтобы не соскользнуть в еретический пантеизм. Утверждая зависимость каждой вещи от Бога, нужно было одновременно утверждать и их принципиальное онтологическое различие »? Эти два утверждения: « иноприродность Творца и творения » и одновременно « зависимость творения от своего Творца » — составляют самую суть смысловой эманации в ее отличии от эманации сущностной (натуральной) . В схоластике кон. XIII - нач. XIV в. представление о смысловой эманации было закреплено в терминах учения об аналогии (analogia) , противопоставляемом как учению об одноименной символизации, эквивоках (aequivoca, за которым скрывался дуализм Бога и тварного мира) , так и учению о соименной символизации, унивоках (univoca, за которым стоял пантеизм с его натуральной, сущностной эманацией) . Таким образом, уточняя свое заявленное ранее противопоставление позднеантичного и позднесредневекового неоплатонизма (а к нему принадлежали Иоанн Экхарт и Григорий Палама) , я обращаю внимание не только на то, что во втором отсутствовал мифопоэтический ряд первого, но и на то, что второй сублимировал учение об эманации, заменив сущностную (натуральную) эманацию на эманацию смысловую... Мне кажется, что при всем различии подходов отца Диодора и моего, здесь намечается известное (даже довольно значительное) схождение наших точек зрения. Отец Диодор настаивает на «creatio», отдавая себе отчет в её, не свойственном обычному действию, исключительном информационном богатстве («метафоры эманации») ; я склоняюсь к «emanatio», подчеркивая, что она вплетена в канву библейского повествования («риторика креационизма») . Итак, проповедуя перед мирянами, бегинками и монахинями, Экхарт стремился воцерковить их религиозный опыт пантеистического толка. Он пытался описать этот опыт посредством корректных формулировок, явить его в заново воссозданном и переименованном виде своей аудитории, стоящей одной ногой в ереси. Если, к примеру, бегинки считали, что «люди свое бытие имеют от Бога», что «они — в Боге и Бог — в них», что «они стоят в сущности Божьей» [73], то рейнский Мастер толковал эту связь в терминах формальной зависимости разнородных (formaliter) , а не реальной зависимости однородных существ (realiter et naturaliter) . Подобный способ толкования еретического эманационизма был сутью педагогической и кураторской деятельности Майстера Экхарта [74]. Но это, собственно говоря, и есть противостояние натуралистической и смысловой эманации. III. Лингвоэманационизм Иоанна Экхарта 1. Иоанн Экхарт, Григорий Палама: три уровня слова Выкладки Майстера Экхарта в области теории слова и языка порой поражают своими соответствиями с построениями Григория Паламы.

Согласно Экхарту, существует три уровня слова; при своем рождении и становлении оно проходит три фазы: «... Слово, которое я теперь говорю: вот оно возникло во мне, затем я покоюсь на образе, в-третьих, я его изреку, а все вы его примите. И все же оно, подлинно, осталось во мне» [75]. Здесь рейнский мистик выступил прямым продолжателем Фомы Аквинского, который подробно разобрал этот вопрос в гл. 4 трактата «Об истине». Аквинат называл уровни слова и фазы его овнешнения: «сердечным словом» (verbum cordis) , «внутренним словом» (verbum interius) и «словом звучащим» (verbum vocis) [76]. Если «сердечное слово», исходная фаза зарождения речи, не связано с каким-либо зрительным представлением и возникает в результате припоминания одной из наличных в разуме идей, то «внутреннее слово», будучи немым образцом для «слова звучащего», неразрывно связано со звуковым и зрительным образом («Verbum interius... habet imaginem vocis») . Отсюда — у Экхарта в проп.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

живем век когда вера кажется простой очевидной благодаря кому поклоняемся живому богу | учить enseigner apprendre | сыны божьи | альфа омега аворий самагерского ларца 430 археологический музей венеция фрагмент | дети сыны божьи |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение дискуссии : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера