> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Монастырь на земле фараонов (комментарий в русле истории) — Статьи — ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Антоний Великий (Египетский) Н. В. Герасименко, А. А. Войтенко, Е. П. Беспахотная (" Православная энциклопедия " , т. II, М. 2001) Копт. antwnios, ( ок. 251 — ок. 356, Средний Египет ) , прп. (пам. 17 янв.) , основатель правосл. монашества. Сведения о нем содержатся гл. обр. в житии, написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в греч. версиях Apophtegmata Patrum, в копт. сборнике изречений А. В., в «Лавсаике» и «Истории монахов», в творении блж. Иеронима «О знаменитых мужах», у церковных историков Сократа и Созомена, а также в арабо-яковитском синаксаре.

А. В. родился в с. Кома ( совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта ) в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет А. В. посещал храм и внимательно слушал все, что читалось и пелось в храме. Как сообщает свт. Афанасий, А. В. отказался учиться грамоте и жил в родительском доме, не сближаясь ни с кем из своих сверстников. В возрасте 18 или 20 лет (ок. 270) он лишился родителей и вынужден был заботиться о младшей сестре. Однажды в храме он услышал слова Христа, обращенные к богатому юноше о духовном совершенстве: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел в 300 арур (свыше 80 га) , продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34) , А. В. раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к верным, а сам начал подвизаться возле своего села. В это же время А. В. посещает «ревнителей» и учится у них жизни аскета, примечая особые заслуги каждого из них в к. -л. добродетели: негневливости, молитве, бдении, знании Свящ. Писания и др. Под «ревнителями» скорее всего следует понимать предшествующее А. В. поколение аскетов, подвизающихся вблизи селений. Затем А. В. удаляется в гробницу, находившуюся, видимо, недалеко от его родного селения. В 9-й гл. жития агиограф подробно описывает, как А. В., подвизаясь в этой гробнице, борется с демоническими наваждениями. Ок. 285 г., в возрасте 35 лет, А. В. поселяется в заброшенном укреплении на противоположном берегу Нила и живет там затворником в течение 20 лет. Агиограф сообщает, что многие желали подражать его подвижничеству, а нек-рые из знакомых пришли к нему и «силою разломали и отворили дверь» в его жилище. А. В. вынужден был нарушить свое затворничество. Постепенно на горе Писпир ( совр. Дейр-эль-Меймун ) вокруг А. В. образуется колония отшельников (ок. 305) , он навещает братию, живущую в Арсиное. А. В. дважды приходил в Александрию, в 1-й раз во время гонения при имп. Максимине (ок. 308) , когда он, сам готовый принять мученичество, посещал и укреплял заключенных в темницы христиан, во 2-й раз во время арианских гонений в 337 38 г. Описывая 2-е посещение А. В. Александрии, свт. Афанасий стремится подчеркнуть возросшую социальную значимость А. В. Вероятно, именно тогда А. В. посетил Нитрию и вместе с прп. Амуном Нитрийским основал монашеское поселение в Келлиях. Ок. 313 г. А. В. с 2 учениками, по «Лавсаику», с Макарием и Аматасом, переселились в горный район в т. н. Восточной пустыне, скорее всего к подножию горы Кульзум, в 30 км от Красного м., где сейчас находится мон-рь, названный в честь А. В. ( совр. Дейр-эль-Каддис-Антван ) . Свт. Афанасий именует это место «внутренней горой», считая Писпир горой «внешней», к-рую А. В. часто посещал и наставлял монахов, там подвизавшихся. Из жития известно, что к А. В. приходили представители всех слоев егип. об-ва: от нищих до гос. чиновников высокого ранга, в 81-й гл. жития свт. Афанасий упоминает переписку подвижника с имп. Константином и его сыновьями Констанцием и Константом. А. В. действительно был духовным лекарем всего Египта. Вместе с Макарием и Аматасом А. В. прожил на этом месте еще 40 лет и завещал ученикам похоронить его тайно.

В наст. время в зап. науке принято считать, что А. В. не был первым монахом, и отцом монашества его можно считать лишь условно, гл. обр. благодаря последующему широкому распространению и популярности его жития. Свт. Афанасий не говорит об А. В. как о первом монахе и упоминает о том, что до А. В. «в Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни» (Гл. 9) , должно быть имея в виду кельи отдельных подвижников.
 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

вади эн-натрун | к-польский нектарий | неканонические гимнографические тексты | как приобрести тома православной энциклопедии | американские школы исследований востока |

Источник текста


Постоянная ссылка: Монастырь на земле фараонов (комментарий в русле истории) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера