Источник текста

Евхаристия – это наш ответ на Евангелие | Православие и мир


Таинство Евхаристии есть таинство воспоминания и благодарения. Попробовать понять, что такое благодарность и как это – благодарить, – есть начало пути к осмыслению чего-то неуловимо важного и уникального в христианстве. Разговор о месте таинств в жизни христианина я хотел бы начать именно с этого.

Фото: Facebook Denis Kostomarov Рядом с жизненным опытом стоит страх Где бы ни родился человек, – в чистой палате перинатального центра или же в поле, под палящим солнцем летнего дня, – радостную весть о том, что младенец жив и дышит, мы получаем из первого плача. Этот факт кажется мне довольно точной метафорой, очерчивающей противоречия нашей столь разной жизни. Младенец со слезами приходит в мир. В череде дней и лет, необратимо сменяющих друг друга, к человеку будет приходить противоречивый опыт. Вот неотъемлемое тепло материнских объятий; вот радость узнавания себя и других людей; вот наивные, но столь настоящие игры… Но постепенно сгущается тень и иного: опыт потерь и боли, первые настоящие слезы – не от ушиба или кровоподтека, но от горя. Взросление, где рядом с первым поцелуем безусловность разлуки и похоронной процессии. Эмоциональное напряжение, психологические страдания, верность и предательство. И главная метафизическая черта под этим – смерть как самый безусловный опыт, известный нам из жизни каждого без исключения человека.

Ведь действительно, что по-настоящему может сказать человек о мире, кроме истин логики или математики? Только то, что когда-то меня самого не будет. Возможно ли в перекрестках этих противоречий по-настоящему благодарить? Может ли само благодарение как-то развязать узел, перед сложностью которого опускаются руки? Об этом кажется важным задуматься. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло», – эти строки из книги Второзакония ( 30: 15 ) дают каждому из нас вполне четкую альтернативу. Но история человечества и нашего религиозного поиска показала, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Сколь многие из нас, глядя на пепелище собственной жизни и несовершенство творения, повторяли Небу слова Иова: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и который Бог окружил мраком? » ( Иов. 3: 23 ) . Рядом с жизненным опытом стоит страх. Осознавая хрупкость счастья, бессилие добра, трескучесть суеты и грохот бессмысленных действий, человек невольно задает себе вопрос: «Где Ты, Боже? Благ ли Ты? » «Спасибо» Творцу или благодарность искалеченной жертвы?

И здесь мы впервые подходим к таинству благодарности. Ведь благодарить можно очень по-разному и за разное. Парадоксально, но человек может быть благодарен преступнику, отнявшему у него все, но сохранившему жизнь. Выше мы задумывались о сложностях и противоречивости мира: не является ли в свете этого наше «спасибо» Творцу чем-то вроде благодарности искалеченной жертвы?

Когда-то митрополит Антоний (Блум) написал очень важные и откровенные слова: « Как же Бог, о Котором христиане говорят, что Он является Любовью, мог создать мир такой безобразный, такой страшный? Неужели Он его создал и потом почил от дел Своих в ожидании, что будет дальше? Хуже того: в ожидании, что в какой-то момент Он нас – которые не просили Его создавать их – будет судить за то, какими мы оказались. Такой Бог был бы страшен. Перед Ним можно было бы преклониться как перед властелином, но любить Его было бы нельзя; больше того: такого Бога ни я, ни вы не могли бы уважать ». И здесь я впервые обращусь к непосредственно христианскому пониманию ключевого таинства в жизни Церкви. Евхаристия есть воспоминание и благодарение. «Воспоминание» и «благодарение» – эти два слова крайне важны. О чем или о Ком мы вспоминаем, совершая литургию? В центре литургии – Иисус из Назарета, Человек и Бог. Он сказал когда-то: «Видевший меня видел Отца» ( Ин. 14: 9 ) .

Фото: tatarstan-mitropolia. ru Как ветер из открытого окна, сметающий со стола начинающего художника неумелые наброски пейзажа за окном – так приходит в мир его Творец. И мы можем видеть не эскизы, созданные в попытках изобразить Неведомое за мутным стеклом, но живого Бога лицом к лицу. Тот, кого мы называли «господином», «абсолютом», «царем», кого так искренне искали и так сильно боялись – перед нами. Но иной. Какой же?

На каждой литургии мы слышим строки Нового Завета – они возвещают о том, каков Бог. Возвещают подчас неожиданно: Вот всемогущий Бог предстает беспомощным младенцем.

Вот Бог, с Креста молящийся о Своих распинателях. Во Христе мы впервые воочию и безусловно видим, что Бог есть любовь.

Благодарение – это ответ на Евангелие И такая любовь изгоняет страх. Выше я написал, что воспоминание является фундаментом благодарения. Благодарить, зная все сложности жизни; благодарить не из-за страха перед наказанием; благодарить не из-за раздавленности авторитетом абсолюта, – но благодарить Творца из любви можно, зная Христа.

И благодарение собирает нашу разбитую вдребезги жизнь. Когда-то протопресвитер Александр Шмеман написал: «Суть христианства в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет». Иначе говоря, позволяет увидеть свет там, где густота тьмы непроглядна.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir. ru, Neinvalid. ru, Matrony. ru, Pravmir. com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Евхаристия – это наш ответ на Евангелие | Православие и мир |
Необыкновенное путешествие Серафимы
... год. Чтобы поиграть, две девочки из детского дома забираются в кладовку. Создатели утверждают: это не наш ответ «Нарнии» Клайва Льюиса. 27 августа на экраны выходит полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Об истории создания этого фильма «Правмир» уже писал весной. И вот теперь готовая картина была показана журналистам. А после просмотра её создатели поделились своими мыслями. Необыкновенное путешествие Серафимы Православный полнометражный мультфильм – так бывает? «Необыкновенное путешествие Серафимы» – мультфильм про святого, историю и просто людей. Корреспондент «Правмира» мультипликационную картину уже видел. В то же время тут показано, как святые могут участвовать в жизни простого человека. Мы очень благодарны коллегам из компании «КиноАтис», которые подсказали нам, что надо делать именно историю. И мне кажется, что эта история получилась. Игорь Мещан. Фото: Радио “Вера” Павел Степанов (генеральный директор компании Central Partnership) : – История действительно получилась трогательной. Нам показалось, что в современной российской анимации должны появляться и такие истории, чтобы мы не имели отзывов вроде: «Я не вожу своего ребёнка в ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Евхаристия – это наш ответ на Евангелие | Православие и мир
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"