ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА • Православная Энциклопедия под редакцией ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
События ночи, в к-рую воскрес Иисус Христос, описаны в 4 Евангелиях (Мф 28. 1-10; Мк 16. 1-11; Лк 24. 1-12; Ин 20. 1-18) . Краткое упоминание о нек-рых из них имеется в 1-м Послании ап. Павла к Коринфянам ( 15. 4-5 ) . Поскольку описания евангелистов существенно различаются, с древних времен предпринимались попытки составить общую хронологию пасхальных событий (Татиан, Исихий) ; в рус. библеистике последовательность событий пасхальной ночи дают свящ. Т. Буткевич, А. Пахарнаев, прот. М. Соболев и др. Но, кроме известных по Евангелиям фактов, все хронологии носят характер предположений. Факты, о к-рых свидетельствуют Евангелия, таковы.

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в.

В субботу поздним вечером (ὀψὲ δὲ σαββάτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1) , когда начался 1-й день недели (τῇ ἐπιφωσκούδηι εἰς μίαν σαββάτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера) , галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1) , другие - ап. Марком (16. 1) , «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица (Theoph. Bulg. In Matth. 28) . Они обнаружили, что камень отвален ( Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1 ) , а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24) . Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12) , иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср. : Euseb. Hist. eccl. III 11) , Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» (Euseb. Quaest. evangel. PG. 22. Col. 948) . Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф 28. 2-3 ) . Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср. : Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» ( Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6 ) .

Мария Магдалина сообщает ап. Петру и «другому ученику, которого любил Иисус (ап. Иоанну, ср. : Ин 21. 20, 24. - М. И.) : «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Ин 20. 1-2 ) . Оба ученика, а также, по-видимому, и Мария Магдалина бегут к пещере и обнаруживают в ней лишь «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» ( Ин 20. 3-7 ) . Ап. Иоанн сразу же «уверовал», что Христос воскрес (Ин 20. 8) , - это 1-е откровение веры в Воскресшего («невидевшего и уверовавшего»; ср. : Ин 20. 29) . Затем ученики возвратились в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала. В это время она увидела в пещере 2 ангелов, к-рые спросили ее: «Жена! что ты плачешь? » Мария Магдалина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

встреча иисуса христа иоанном предтечей мозаика купола кафоликона мон-ря хора кахрие-джами к-поле 1316–1321 | искушение христа фрагмент мозаики кафоликона мон-ря хора кахрие-джами к-поле 1316–1321 | христос пантократор роспись свода успения пресв богородицы мон-ря калишта 2-я пол xvi кон xvii нач xix | кафоликон мон-ря неа-мони 1042-1056 | ирмологий нижне-воскресенского иргизского честь воскресения христова мон-ря 2-я пол кон xviii оркир зональной научной б-ки саратовского гос ун-та 2843 125 об.–126 |

Источник текста


Постоянная ссылка: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера