Источник текста

Китайская Автономная Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru


Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России.

11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны.

В 1902 году начальник XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Епископу Иннокентию повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая.

После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле.

Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина) . После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.

30 июля 1950 года был хиротонисан епископ Тяньцзиньский Симеон (Ду) — первый архиерей-китаец, увеличилось число китайских священников. В 1954 году Священный Синод Русской Православной Церкви упразднил миссию, оставив все православные храмы в Китае в ведении экзархата. Изменения в общественной жизни КНР привели к упразднению Восточно-Азиатского экзархата. 23 ноября 1956 года Священный Синод передал все храмы экзархата на территории КНР в каноническое ведение Китайской Православной Церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее Предстоятеля Патриархом Московским и всея Руси. В 1956 году Отдел культов при Госсовете КНР дал согласие на назначение главы Китайской Автономной Православной Церкви, епископа Пекинского. 30 мая 1957 года в Москве состоялась архиерейская хиротония епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) , который должен был временно исполнять обязанности главы Китайской Автономной Православной Церкви. Однако созвать Собор, которому надлежало завершить устроение Китайской Церкви, не удалось. После смерти епископа Пекинского Василия (Шуана, †1962) , а затем и епископа Шанхайского Симеона (Ду, †1965) Китайская Автономная Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период «культурной революции», сделали невозможной полноценную церковную жизнь.

В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь г. Харбина, где служил единственный православный клирик, получивший государственную регистрацию — священник Григорий Чжу Шипу.

В 1993 году по приглашению Китайского Христианского совета Китай посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) . Это был первый официальный визит в Китай после многолетнего затруднения в отношениях. Митрополит Кирилл бывал в Китае и в дальнейшем — посещал Пекин (2001, 2006) и Гонконг (2001 и 2002) .

В 1994 году в России находился священник Григорий Чжу, который участвовал в Патриаршем богослужении и был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. Отец Григорий скончался в 2000 году.

Священный Синод Русской Православной Церкви 17 февраля 1997 года констатировал, что в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего предстоятеля, и отметил, что в этих условиях каноническое попечение о ее пастве осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Также было восстановлено исполнение Указа Святейшего Синода от 22 апреля 1902 года о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православных мирян с ним в Китае пострадавших с определением дня их памяти 24 июня (н. ст.) . Данное решение Священного Синода было сообщено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II председателю КНР Цзян Цземиню в апреле 1997 года письмом.

Священный Синод 27 декабря 2000 года возложил временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, на епископа Читинского и Забайкальского, а 17 июля 2002 года временное архипастырское попечение о пастве в Синьцзян-Уйгурском автономном районе было возложено на архиепископа Астанайского и Алма-Атинского при координации исполнения данных решений с Отделом внешних церковных связей.

В 2003 году в Пекине скончался проживавший на покое клирик Китайской Автономной Православной Церкви протоиерей Александр Дэ, рукоположенный в сан священника начальником ХХ Российской духовной миссии в Китае архиепископом Пекинским и Китайским Виктором (Святиным) в начале 1950-х годов. В 1998 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил отца Александра орденом святителя Иннокентия Московского II степени за миссионерские и пастырские труды, а в 2001 году — наперсным крестом с украшениями.

Находящийся в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев с 2004 года осуществляет работу по восстановлению Петропавловского прихода. Священный Синод 6 октября 2008 года возобновил деятельность прихода. Действуют также домовые храмы в Шэньчжене, Гуанчжоу и Макао. С июня 2005 года в Шанхае постоянно проживает священник Алексей Киселевич, который совершает богослужения для интернациональной общины в помещениях генерального консульства Российской Федерации в Пекине.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялись памятные мероприятия, посвященные 50-летию Китайской Автономной Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви удостоил медалей преподобного Сергия Радонежского I степени проживающих в Шанхае иерея Михаила Вана, протодиакона Евангела Лу и чтеца Папия Фу.

Священный Синод 27 декабря 2007 года отметил, что в трудных условиях многочисленные православные верующие в Китае сохранили веру Христову и молитвенную каноническую связь с Матерью — Русской Православной Церковью и счел полезным продолжить в диалоге с китайской стороной работу по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви.

Константинопольский Патриархат учредил в 1996 году митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии. В 2008 году Священный Синод Константинопольского Патриархата заново определил границы митрополии Гонконга, включив в ее пределы Китайскую Народную Республику, Тайвань и ряд государств Юго-Восточной Азии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года заявил о нерушимости канонических границ Китайской Автономной Православной Церкви и одобрил позицию по защите прав паствы Китайской Православной Церкви, сформулированную в соответствующем заявлении Священного Синода от 15 апреля 2008 года.

В 2008 году на праздник Пятидесятницы проживающие на покое в Шанхае старейшие клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу с разрешения властей впервые приняли участие в богослужении в генеральном консульстве России.

В августе 2009 года в Лабдарине (Автономный район Внутренняя Монголия) состоялось освящение построенного в 1990-м году храма во имя святителя Иннокентия Иркутского — одного из четырех храмов, имеющих в КНР официальный статус. Освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван. Иконостас, необходимую утварь и богослужебные облачения храму подарила Читинско-Забайкальская епархия, несущая попечение об этом приходе согласно определению Священного Синода.

В октябре 2009 года в Пекине на территории посольства России в Китайской Народной Республике освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. На втором этаже восстановленного храма — памятника Российской духовной миссии в Китае — созданы музей Миссии в Пекине и библиотека православной общины Успенского храма.

В ноябре 2009 года Китай по приглашению Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР посетила делегация Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. В рамках визита состоялись переговоры о развитии российско-китайского сотрудничества в религиозной сфере в соответствии с утвержденным главами двух государств Планом действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2009-2012 годы.

Ранее начальник Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Е Сяовэнь посещал Россию в 2006 году в рамках Всемирного саммита религиозных лидеров и в 2009 году для участия в интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Состоялись переговоры о нормализации положения Православия в Китае.

Сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия.

После лет культурной революции в Китае восстанавливаются православные храмы — в Синьцзяне (города Урумчи, Инин, Дачэнь) , Внутренней Монголии (город Эргуна) , провинции Хэйлунцзян (город Харбин) . В ряде городов Китая — Шэньяне, Шанхае — сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. К сожалению, многие сохранившиеся храмы (в Харбине, Шанхае, Шэньяне, Ухани) находятся в частично разрушенном состоянии или используются не в богослужебных целях.

Сщмч. Стефана Хитрова пресвитера (1918) ; мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919) ; сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921) ; сщмч. Иоанна Смирнова диакона (1939) .

Источник текста


Вам может быть интересно:

памятник китайским мученикам восстанавливается пекине | китайская автономная правосл церковь | китайская автономная православная церковь | преосвященного епископа читинского забайкальского евстафия | митрополита читинского петровск-забайкальского владимира |

Постоянная ссылка: Китайская Автономная Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru
Справочник - ПОИСКОВ.РФ