> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Нравится Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково Древний город Ярославль. Выезжаешь по проспекту Толбухина на мост через реку Которосль – и сразу же справа, над деревьями, – букет дивных церковных глав, словно перед фотоаппаратом выстроившихся: маленькие – впереди пониже, побольше – за ними и повыше, а самая большая возвышается, устремляясь в небо. По мере продвижения по мосту и изменения ракурса главы распределяются как бы в ряд, изящно завершая массивное строение храма. Спускаемся с моста к храму и реке. Экономные водители тоже любят этот спуск: зачерпнули в реке ведро воды и обмыли машину – пустырь, не оштрафуют, и ругать некому. Пробираемся сквозь хаотично разросшиеся тополя, березы, ивняк. Кирпичная масса храма то исчезает, то опять появляется между зеленью. Но вот заросли позади, а перед тобой дивный огромный храм замысловатой архитектуры, с кружевной кирпичной кладкой верхней части и со сказочными пятнадцатью главками. Это знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм. «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм!

Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович († 1865) , а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине « Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888) . И даже сейчас в заброшенном виде, с заросшими травой тропками, с примыкающими уродливыми заводскими постройками лакокрасочного комбината, храм завораживает глаз своей грандиозной возвышенностью и неповторимостью.

XVII век для Ярославля был периодом его особого расцвета. Одни связывают этот расцвет с разорением Новгорода и переездом опытных новгородских купцов, а вместе с ними и торговли, в Ярославль, другие – с особым расположением города. Действительно, через этот старинный волжский город проходили торговые пути к Белому морю – и через него к Европе, к Каспийскому морю – и через него к Восточным землям. Ярославские князья никогда не соперничали с Москвой, и поэтому без брани и кровопролитий присоединились к Московскому государству, оставаясь ему верны во все тяжелые годы и смуты. Да и московские торговые пути шли через Ярославль, и поэтому он играл особую роль в Московском государстве. В городе было сосредоточено более 800 торговых мест и 29 иностранных контор. Ко второй половине XVII столетия здесь насчитывалось 1175 ремесленников. Особенно выделялось кожевенное производство и связанные с ним промыслы – скорняжный, обувной и прочие. Кожевенным делом занималась одна треть всех ремесленников. Ярославская кофть (наиболее тщательно выделанная кожа) вывозилась в Англию, Голландию и другие европейские страны. Расцвет торговли и ремесел придал городу особый колорит: рядом с типично русскими постройками находились конторы английских и голландских коммерсантов, лавки индусских купцов с причудливыми заморскими изделиями разрежали ряды торговцев местным товаром. Город, имевший древнюю культуру и традиции, впитывал новшества и востока, и запада с тонкой избирательностью. И наиболее ярко это проявилось и увековечилось в храмоздании этого периода. В памятниках церковного зодчества Ярославля, как в многогранном кристалле, преломились те черты восточного и западного искусства, которые нашли отклик в национальном вкусе русского человека. Они воплотились в своеобразном трансформировании традиционного старинного стиля, сохраняя неповторимый русский колорит. Восточные изразцы и изразцовые кирпичи делались с рисунками и узорами русской тематики и искусно дополняли чисто русский декор; европейское барокко трансформировалось в русское барокко в изящных арках, оформленных резными плетениями, сказалось в оформлении стен колонками.

Сильнейший пожар 1658 года уничтожил почти все древние храмовые постройки: 29 храмов, 3 монастыря, 1480 гражданских зданий погибли в пламени. Но благочестивые и богатые ярославцы восстановили свой город в еще большей красе.

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

церковь илии пророка погорелом городище | илии пророка мужской скит | илии пророка храме | илии пророка монастырь | илии пророка водлозерская пустынь |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера