Источник текста

Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Декабрь — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"


—Видео— —Фото— —Энциклопедия— —Библиотека— Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 3 декабря Пахромская икона Эта икона явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре, около Москвы. Древняя летопись говорит, что из нее шла кровь «чудно вельми». 4 декабря Дамаскинская икона Древнее благочестивое предание сообщает, что образ этот написал прп. Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии. Свой благоговейный труд этот святой муж совершил в благодарность Царице Небесной за свое чудесное исцеление. Богоматерь исцелила руку Иоанна, усеченную нечестивыми иконоборцами. Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно.

В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры, в деревянной церкви Успения Богоматери, на левой стене есть икона Богородицы, называемая Иорданской. Образ этот привезен А. Н. Муравьевым в дар митрополиту Московскому Филарету. Говорят, что Иорданская икона некогда находилась в келье прп. Иоанна Дамаскина и, может быть, она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный список ее.

В некоторых гравюрах упоминается еще «Дамасская» икона Богоматери, явившаяся 9 февраля 732 года в городе Дамаске. Не известно местонахождение и этой иконы. В окрестностях Дамаска существует монастырь, называемый Сендный или Садданэйя. В этой обители находится замечательная чудотворная икона Богоматери Сейданая или Садданэйская. Время явления этого образа с точностью неизвестно. Но одна ли и та же — Дамасская и Садданэйская икона, сказать трудно. 6 декабря Чудесная помощь Господа и Пресвятой Богородицы свт. Николаю Чудотворцу В житии святителя Николая, Мирликийского архиепископа, повествуется, что, присутствуя в числе 318 отцов на I Вселенском соборе в 325 году и обличая нечестивую ересь Ария, он разжегся божественной ревностью на защиту веры христианской. Желая посрамить Ария не только словом, но и делом, он, как второй Илия, ударил в ланиту еретика, низводившего Сына Божия своим учением в ряд тварных существ. Отцы собора, видя этот поступок святителя, сочли его дерзновенным и недостойным архиепископа. Посоветовавшись, они лишили святителя знаков архиерейского достоинства, отобрав от него Евангелие и омофор.

Но Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, не осудили, но благословили его за ревность по вере. Некоторые из достойнейших отцов собора узрели с одной стороны от святителя Христа, а с другой — Богоматерь, возвращающих и подающих угоднику Божию отнятые у него принадлежности епископского сана. Из этого видения отцы собора заключили, что поступок святителя Николая угоден Господу, и почтили его, как благоугодившего Богу мужа.

Тамбовская икона Этот образ находится в нижней Преображенской церкви Тамбовского кафедрального собора. Первое прославление его совершилось 6 декабря 1695 года, в память чего и установлено празднование.

Во время всенощного бдения в этот день от иконы истекли слезы, обильно омочившие пелену и аналой. Чудо это было тогда же записано казначеем архиерейского дома иеромонахом Гавриилом. С этого времени множество богомольцев стало стекаться к пречистому образу, а жители города и его ближайших окрестностей начали брать икону Богоматери в свои дома. Многие недужные, с верой притекавшие под молитвенный покров Богородицы, получали исцеление от своих немощей.

По изображению Тамбовская икона сходна с Казанской, почему празднество в честь этого образа совершается еще и 8 июля. В Преображенской церкви образ этот помещается за первым северным столбом соборного нижнего храма. Икона вставлена в позолоченную резную раму за стеклом и украшена сребропозолоченной ризой, усеянной драгоценными камнями.

В верхней соборной церкви того же кафедрального храма есть другой местночтимый образ Богоматери, именуемый Тамбовским.

В Тамбове известна еще чудотворная икона Божией Матери, называемая Уткинской. Сведения о ней помещены под 16 апреля. 7 декабря Селигерская икона В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столбенском озере и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столбенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 году. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.

Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же в ответ на все их вымогательства спокойно сказал им: — Сокровище мое находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его.

В углу же находилась икона Богоматери с Богомладенцем. И гнев Божий поразил дерзновенных насильников. Лишь только разбойники вошли в келью подвижника, как все они были поражены слепотой. Но эта тьма просветила их сердца покаянием. Со слезами они стали умолять Нила о прощении их поступка. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем преподобный долго еще поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни. Разбойники с сердечным сокрушением слушали речи духовного своего вразумителя и дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию. В заключение своей беседы прп. Нил просил их никому не рассказывать о своем дивном обращении на путь добродетельной жизни. И они тогда никому не поведали обо всем случившемся с ними. Но после кончины св. Нила они рассказали о явленной к ним милости Божией.

Прп. Нил преставился в 7 день декабря 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившемуся у него образу Богоматери Селигерской, называемой иначе еще Келейной Владимирской иконой. Накануне дня памяти преподобного, т. е. в навечерии на 7 декабря, перед этой чудотворной иконой совершается молебен.

26 мая — также день праздника в честь Селигерской иконы. 9 декабря «Нечаянная Радость» История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно молился перед Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная!.. ». Как-то раз он собирался идти для греховного дела и перед выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился. Тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: — О, Госпожа, кто это сделал? — Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, — отвечала Богоматерь. — Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами? — О, Владычица, — отвечал ей грешник, — пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!

Дважды повторяла Владычица Свою молитву Младенцу Христу, но Он оставался непреклонен, пока, наконец, на неотступную мольбу Богоматери не ответил: — Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы.

И вот поднялся от земли прощенный грешник, перед которым в таком дивном образе просияло неистощимое милосердие Богоматери, и с невыразимой радостью облобызал язвы Спасителя своего. С тех пор он стал жить чистой, благочестивой жизнью.

На этой иконе изображается человек, молящийся на коленях перед ликом Богоматери. Далее под ликом обыкновенно помещаются первые слова повести: «Человек некий беззаконный... ».

В Москве, в Хамовниках, в церкви Неопалимой Купины, такая икона хранится с 1835 года, когда пожертвована по словесному завещанию прихожанки Александры Куницыной. С 1837 года она стала прославляться чудесами.

С понедельника на вторник Светлой седмицы в 1838 году в дом прихожанки этой церкви Анны Тимофеевой пришла унтер-офицерская вдова Анисья Степанова, страдавшая последние четыре месяца глухотой в такой степени, что не могла слышать даже колокольного звона. Лечилась она в больницах, но безуспешно. Она осталась ночевать у Тимофеевой, чтоб на другой день идти к иконе «Нечаянная Радость». Когда на следующее утро женщины попросили отслужить молебен, Анисья вдруг услышала слова пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых», а затем и тропаря Богоматери: «к Богородице прилежно ныне притецем», и после этого ее глухота совершенно прошла.

В Кремле, в церкви Благовещения на Житном дворе, есть чтимая икона «Нечаянная Радость». Изображен на ней пожилой человек, молящийся перед иконой Богоматери. Внизу под иконой написана молитва: «О, Богородице, да не преодолеет наша злоба Твоея неизреченныя благости. Ты бо еси всем грешникам надежда; умоли убо о нас Сына Твоего и Бога нашего».

Весьма значительное стечение народа бывало ежедневно к другой иконе «Нечаянная Радость», находящейся в Кремле, очень близко к церкви Благовещения, в малом храме равноапостольных Константина и Елены, когда служил протоиерей Валентин Амфитеатров.

Еще известны иконы в церкви великомученика Феодора Стратилата при почтамте, у Чистых прудов, и близ Симбирска, в с. Сельгах.

Зачатие св. Анной Пресвятой Богородицы Господь и Бог, благоизволивший уготовать Себе Церковь и дом святой в жилище Себе, в сосуды Своей благодати избрал праведных Иоакима и Анну. От этих пречистых родителей и должна была произойти Всеблагая Матерь Божия, Заступница рода христианского. Зачатие Пресвятой Богородицы возвещено было Анне через небесного вестника. Господь послал к ней ангела Своего предварить рождение Своей Матери. Радость праведных родителей была тем еще большей и неожиданной, что бесплодная и бесчадная Анна совсем уже не надеялась иметь детей. Зачатие Пречистой Девы хотя произошло по обетованию и особому соизволению Божию, но совершилось оно естественно, путем супружеского соединения, как и у прочих людей, ибо только рождение Сына Божия Пречистой Девой Марией было необъяснимо и таинственно, по наитию Животворящего Духа Божия.

Празднование зачатия Пресвятой Богородицы 9 декабря установлено потому, что это число отстоит от 8 сентября, для Рождества Богородицы, на девять месяцев. Важность этого великого праздника для церкви выражается в церковных песнопениях, положенных на 9 декабря. Здесь поется: «Анна, происшедшая из корня Давидова и Иессеева, ныне начинает растить божественный жезл, произрастивший таинственный цвет — Христа, всех Зиждителя»; «Царская порфира в твоем чреве, Анна, начинает ткаться, в которую облекся Бог и Царь всех»; «Повелением Божиим новое небо зиждется во чреве Анны, из которого воссияет незаходимое Солнце, весь мир просвещающее лучами Божества — единый Человеколюбец».

Начало церковного празднества в честь зачатия Пресвятой Богородицы относят к VIII веку. Св. Андрей Критский, скончавшийся в 712 году, написал канон на этот праздник. В Константинополе праздник зачатия Пресвятой Богородицы в этот день совершался в местности Уранах или Еворанах, близ церкви св. Софии. На этом месте еще при равноапостольном и благоверном царе Константине Великом, т. е. в IV веке, одним сенатором был построен храм во имя Богоматери. 20 декабря Новгород-Северская икона Этот чудотворный образ находится в Новгород-Северске, уездном городе Черниговской епархии. Явление его относится к 1301 году.

Новодворская икона По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери.

Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии.

Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

В 1889 году, 26 июня, над Каменским монастырем разразилась сильная гроза, сопровождавшаяся оглушительными раскатами грома и ослепительным блеском молнии. Удар молнии разразился с особенной силой над куполом Успенской церкви этой обители. Высокая вершина храма мгновенно была объята пламенем. В храме же в это время совершался акафист перед чудотворной Новодворской иконой. Когда последовал удар грома, все присутствовавшие в церкви были поражены необычайным происшествием. Огненное пламя молнии спустилось по цепи паникадила с вершины храма, затем направилось к помещающейся над царскими вратами иконе Успения Богоматери. Образ был превращен силой удара в щепы. От царских врат удар молнии направился к Новодворской иконе Богоматери. Стоявший перед образом священник осыпан был огненными искрами, а покрывало перед образом совершенно сожжено огнем. И здесь-то обнаружилось особенное благоволение Владычицы к Своему пречистому образу. Последний, к удивлению всех присутствовавших, нисколько не был поврежден ни ударом, ни пламенем.

Затем удар, как бы оттолкнутый невидимой силой от образа, направился в массивную толстую стену храма и устремился из храма с такой силой, что стоявшие в храме, придя в себя от изумления, увидели в стене громадную пробоину от взрыва молнии. Пожар в куполе между тем продолжался. Инокини обители в беспомощном отчаянии и с великим плачем смотрели на то, как огненная стихия распространяется все больше и больше. Значительная высота купола не давала возможное™ применить что-либо для защиты церкви от пламени. Но Божественное благоволение и небесный покров Владычицы спасли обитель от бедствия. Точно по мановению какой-то невидимой руки, раздувавшей пламя ветер стих, наступила тишина, и огонь начал понемногу уменьшаться, пока совершенно не угас. Все бывшие при этом чудесном событии во всем происшедшем увидели явное знамение покровительства Пресвятой Богородицы.

В воспоминание этого события в Каменском монастыре ежегодно 26 июня, т. е. на третий день после храмового праздника, совершается крестный ход вокруг обители с Новодворской иконой Богоматери.

Другой особо чтимый список Новодворского образа имеется в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре. Икона помещается здесь в соборном храме на столпе, за правым клиросом. «Спасительница утопающих» Леньковская В восьми верстах от города Новгород-Северска в Черниговской губернии есть село Леньков, расположенное при реке Десне. В глубокой древности это селение было несколько ближе к городу. В нем существовал храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, почему и доныне то место называется Богородичным. Во время польского нашествия при самозванце с. Леньков и его церковь были совершенно опустошены. Во второй же половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место. Построен и новый храм, посвященный св. Архистратигу Михаилу. В нем и помещается чудотворная икона Богоматери.

Предание говорит, что в этот храм икона Божией Матери перенесена из прежней Богородичной церкви. История явления и прославления этого образа такова.

Против горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, есть на реке Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могут переплыть эту пучину. Очень часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженные хлебом, и становились добычей бездны: круговращение воды своей стремительной силой увлекало их вместе с сопровождавшими их людьми. И вот на этом-то опасном месте однажды обретена была икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие, узрев пречистый образ, взяли его и поставили сначала на горе, против гибельного места. Через некоторое время на этом месте возник вышеупомянутый Богородичный храм. С тех пор пловцы по реке Десне обыкновенно останавливались у села Леньков, сходили на берег и заходили в Леньковский храм. После усердной молитвы перед образом Богоматери они бросали между собой жребий, кому оставаться на барже и плыть с ней через опасный водоворот. Остальные же его товарищи шли пешком по берегу реки до конца страшного места. И благоволение Божией Матери видимо почило на опасном месте со времени построения вблизи него храма в честь Ее имени. Замечено было, что со времени явления иконы Богоматери несчастия с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились.

Икона Богоматери, получившая название «Спасительницы утопающих», по виду своему весьма ветхая: лик Предвечного Младенца даже трудно рассмотреть. Размеры ее: 10 вершков в вышину и 6 в ширину. Усердие верующих украсило этот образ серебряной ризой. Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользуется большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество верующих, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии. 23 декабря Чудесная помощь Богоматери св. Нифонту епископу Кипрскому В житии св. Нифонта Богоматерь была особенной Промыслительницей и постоянной Заступницей и Помощницей этого угодника Божия.

В юном возрасте Нифонт проводил беспутную жизнь и совершенно не радел о своем душевном спасении. Казалось, что греховная жизнь совершенно поглотила юную душу, но после нескольких лет порочной жизни Нифонт раскаялся в своем нечестии и твердо решил переменить житие в рабстве греху на неуклонное следование за Искупителем. В горьком и непрерывном плаче о своих беззакониях он провел целую ночь и на утро пришел в храм. Здесь он склонился в великом сердечном сокрушении перед иконой Пречистой Девы Марии и со слезами воскликнул: — Помилуй меня, Заступница христиан; помоги мне ради великого милосердия Твоего, ибо Ты — Упование всех кающихся.

И чудесное явление предстало взорам просветленного Нифонта. Он ясно увидел, как лик Владычицы на иконе сделался радостен и улыбался.

Тогда возвеселился духом Нифонт, узнав такое знамение благоволения к нему. В радости от такого утешения он воскликнул: — О, глубина человеколюбия Божия! Как много милости являешь Ты, Господи, грешникам, дав им Ходатаицу и Молитвенницу, Пречистую Свою Матерь.

Помолившись и облобызав честную икону, он возблагодарил Пресвятую Богородицу и, прославляя обратившего его на путь истины Господа, возвратился в свой дом.

Но не оставил в покое Нифонта исконный враг рода человеческого, с ненавистью взирающий на всякое благоугодное дело. Обращение праведника было ненавистно злобному духу, и он решил вернуть свою власть над недавним еще своим рабом и верным исполнителем всех нечестивых его внушений. Приняв образ юноши, товарища Нифонта в его беззакониях, дьявол явился ночью к раскаявшемуся грешнику и стал уговаривать Нифонта возвратиться на прежний путь порока.

Перед взорами просветленного уже благодатию Христовой грешника предстали обольстительные образы страстей, видом которых враг спасения намеревался увлечь ускользнувшего из его сетей Нифонта. Но благодать Божия неискоренимо водворилась в его сердце, и все ухищрения дьявола остались тщетными. Когда он пробудился от сна, то немедленно же устремился в храм Божий и снова склонился в молитве перед образом Владычицы. Вторично он увидел, как лицо Пречистой Девы улыбалось, и опять ощутил в своем сердце божественную сладость.

Но лукавый все же не оставил праведника в покое. Однажды, идя в церковь на молитву, Нифонт увидел совершающего бесчинство человека и осудил его в душе своей. Но лишь только Нифонт вошел в храм и стал на молитву перед иконой Пресвятой Богородицы, как увидел, что Богоматерь с гневным лицом отвернулась от него. Нифонт в великом горе воскликнул, обращаясь к пресвятому образу: — Горе мне, грешному! Одну только радость имел я — Твой образ, Владычице, а теперь и оный отвращает от меня лик свой, за какую вину — не знаю.

Но тотчас же он вспомнил свой грех осуждения ближнего. В глубокой сердечной печали он возопил ко Господу: — Боже, прости меня грешного. Я незаконно присвоил себе право судить ближнего моего прежде Твоего суда. Но помилуй меня ради милосердия Твоего.

Долго и с истинным сокрушением сердца молился Нифонт Господу о прощении своего беззакония. Наконец, он снова увидел благоволение Божией Матери. Лик Небесной Девы по-прежнему стал кротким и ласковым. И с этого времени праведный муж особенно страшился впасть в грех осуждения ближних.

И всякий раз, когда Нифонт впадал в какой-либо грех, он становился на молитву перед образом Богородицы и видел знамения неблаговоления к нему Пречистой Девы, отвращавшей от грешника Свои любвеобильные взоры. Сим явлением Нифонт всегда поучался и исправлялся.

Однажды, черпая воду, Нифонт оступился и упал в колодезь. Во время падения он успел воскликнуть: — Владычице, помози мне!

И вдруг он увидел себя стоящим на дереве без всяких повреждений. Тогда Нифонт уразумел, что его охраняет Сама Богородица, и после этого случая стал часто произносить Ее имя своими устами.

Однажды святому случилось лежать в тяжком недуге, продолжавшемся от праздника Пасхи до Преполовения. Во все время болезни своей Нифонт только говорил: — Слава Богу моему, слава Помощнице моей, Пречистой Деве Марии.

В понедельник же перед праздником Преполовения он обратился с молитвой ко Господу: — Господи Боже мой, сподоби меня причаститься Св. Таин в день Преполовения.

Сказав эти слова, Нифонт, впал в тихий сон. И вот в видении перед ним предстали две светлые женщины в виде мироносиц. Одна из них одета была в багряницу и держала в руках ветку масличного дерева. Это была Пресвятая Богоматерь. Другая же несла в руках сосуд и ветку, омоченную святым елеем. Эта женщина была св. мученица Анастасия Узорешительница. Обе приблизились к одру болящего и сказали ему, что он страждет за свои грехи, но здесь же и утешили его тем, что по милости Божией ему даруется прощение. Затем явившиеся привели его в храм Св. апостолов. Здесь Богоматерь повелела Анастасии помазать больного елеем от лампады в алтаре. Когда это было исполнено, Владычица Небесная ласково сказала Нифонту, что это помазание служит знамением милосердия Божия к нему, и, вручая ему масличную ветвь, объяснила, что это видимый знак благодати Божией, которая даруется святому для власти его над злыми духами.

Святой Нифонт после этого пробудился от сна и тотчас же почувствовал, что Пресвятая Богородица послала ему исцеление. Вскоре же он стал ходить и во вторник подкрепился пищей, а в среду удостоился причастия Животворящих Таин Христовых.

Раз в Великую субботу, вечером, стоя вместе со множеством народа в храме, св. Нифонт узрел Пресвятую Богоматерь, окруженную апостолами и святыми и с материнской любовью взирающую на стоящих в храме. Кого Она видела пекущимися о своем спасении, за тех Она радовалась, а о беспечных и нерадящих о вечной жизни скорбела и проливала слезы. Видя это, святой исполнился неизреченной радости за то, что Пресвятая Богородица не отступает от христиан, но всегда помогает верным последователям Ее возлюбленного Сына.

Но враг спасения и теперь все не оставляет своего бывшего раба в покое. Однажды он пришел к Нифонту во время сна и с оружием устремился на преподобного, желая убить его. Но сила Божия остановила духа злобы, и он ничего не мог сделать праведнику. Удаляясь от ложа святого, он в бессильной ярости воскликнул: — О, Мария! Ты меня всегда прогоняешь от этого жестокого для меня человека!

Одна женщина, страдавшая зубной болью, пришла к святому Нифонту, прося его помолиться об исцелении. Преподобный отправился в храм и здесь предался молитве у образа Божией Матери. Взяв затем елея от лампады перед Ее иконой, преподобный помазал опухоль на лице недужной, и та исцелилась.

В благодарность Пресвятой Богородице за Ее помощь и покровительство св. Нифонт воздвиг в Константинополе во имя Ее церковь. Пребывая постоянно при этом храме, он очень многих язычников обратил к вере Христовой.

Когда приблизилось время отшествия св. Нифонта в горний мир, к нему явились лики многих святых. Он узрел ангелов, мучеников, пророков, священников, преподобных и многих других святых. Наконец, перед его взорами предстала Сама Богоматерь. Увидев Ее духовными очами, Нифонт воскликнул, исполнившись великой радости: — Радуйся, Помощница моя и Крепость; прославляю Тебя, ибо и помню милость и благодать Твою.

После этих слов преподобный умолк. Лицо его просветилось, как солнце. Все присутствовавшие при кончине праведника пришли в благоговейный трепет. Вслед затем с небес послышался чудный глас, призывавший святого мужа в вечный покой. Преподобный Нифонт тогда предал Господу свою непорочную душу. 26 декабря Собор Пресвятой Богородицы На другой день праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы. Название этого празднества «собором» означает собрание в этот день верующих для прославления Небесной Владычицы, рождшей Спасителя нашего. В первый день праздника Рождества Христова Церковь прославляет самого Искупителя рода человеческого, благоизволившего спасти грешный мир от сетей вражиих, а на второй день после воспоминания этого великого события верующие призываются Церковью почтить и достойно ублажить Приснодеву Марию, Матерь нашего возлюбленного Господа, послужившую великому событию спасения рода человеческого.

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы — Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д.

Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский, говорили уже поучения в день этого торжества.

В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому — Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы».

Виленская Остробрамская икона Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны.

Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках.

Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.) , подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами ( по-польски «Остра Брама» ) , и ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, которые получили название «Острых ворот». Когда башня была кончена, икону поставили с южной ее стороны в киоте и приделали особый ход в виде лестниц.

При короле Сигизмунде Казимировиче, в начале XVI века, православная церковь в Литве особенно благоденствовала. В это время стараниями незабвенного поборника православия князя Константина Острожского в Вильне в Троицком монастыре воздвигнут был каменный храм. Но церковь православная начинала уже слабеть.

Часовня, в которой находилась Остробрамская икона, пустела, и жители Вильны направлялись к другой иконе — Одигитрии, привезенной в Вильну в 1495 году из Москвы.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.

В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору, на иконе можно было еще различить церковно-славянскую надпись: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Она ныне пребывает в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте, имея вышины немного более двух с половиной аршин и ширины два аршина. Написана икона на двух сплоченных дубовых досках. Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду. Под Виленским Остробрамским образом Богоматери устроен латинский престол, на котором каждый день совершается не менее двух литургий.

По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях.

Икона «Трех Радостей» В начале XVIII столетия один благоговейный живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Священник впоследствии пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.

С одной знатной женщиной случилось несколько несчастий, следовавших одно за другим. Мужа ее оклеветали недобрые люди, и он отправлен был в ссылку. Имение несчастной отобрано было в казну. В довершение всего этого мать лишилась и своей единственной опоры в жизни: ее горячо любимый сын во время войны взят был неприятелем в плен. В таком безвыходном горе бедная женщина, не нашедшая правды у людей, обратилась с молитвой к Царице Небесной, прося милостивого Ее заступления. И Владычица рода христианского услышала слезные моления несчастной знатной женщины.

Однажды во сне она услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго она искала образ по московским церквам и обрела его на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. После этого дивного заступления Богоматери и сама икона Ее получила наименование «Трех Радостей».

На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую сторону Божией Матери стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча. Оба с любовью взирают на Богомладенца.

Икона «Помощь в родах» С незапамятных времен в минуты жесточайших страданий при рождении детей, когда смерть так близка, женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах». На ней Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне. Этот образ напоминает несколько икону «Знамение». Существует еще древняя икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати». На ней Божия Матерь изображена с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звездочке. Нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце. «Блаженное Чрево» Барловский список этой иконы явился 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование. В настоящее время Барловская икона находится в Благовещенском соборе в Московском Кремле.

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы.

Байбузская икона Этот чудотворный образ явился в Киево-Печерской лавре. Долгое время Байбузская икона находилась в Киевской губернии, Чигиринском уезде, в селе Байбуз, откуда и получила свое наименование. Празднование ей установлено 26 декабря в воспоминание совершившегося в этот день торжественного перенесения иконы из Байбуз на место явления ее в Киево-Печерскую лавру, где честный образ Царицы Небесной пребывает и доныне.

Иконы Киккская и Максимовская 26 декабря совершается празднование иконам Богоматери Киккской Милостивой и Максимовской. Сведения о первой из двух указанных икон Божией Матери помещены под 12 ноября, а о второй — Максимовской — под 18 апреля. 29 декабря Икона «Избиенных младенцев от Ирода» Эта замечательная икона Божией Матери находится в Ильинской церкви города Вологды.

Образ принадлежит к числу древних икон и в церковной описи 1809 г. назван: «Икона Божией Матери избиенных младенцев от Ирода».

На иконе Царица Небесная изображена в облаках с Предвечным Младенцем, окруженная со всех сторон, в виде венка, младенцами в самых разнообразных положениях. 31 декабря Икона «Неувядаемый цвет» С таким наименованием икона Богоматери находится в Москве, в церкви Успения на Могильцах.

Другой образ Богоматери «Неувядаемый цвет» находится в третьеклассном Ардатовском Покровском женском общежительном монастыре, который расположен в самом городе Ардатове, в 50 верстах от уездного города Арзамаса.

На иконе «Неувядаемый цвет» изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на коленях. Лик Богомладенца обращен в правую сторону от взирающего на икону, или по направлению к левому плечу Его Матери. Она с умилением взирает на Своего Сына, Который держит в левой руке цвет. Это и послужило причиной наименования образа «Неувядаемый цвет», так как здесь цветок символически знаменует никогда неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Богоматери. Икона украшена ризой. Вокруг лика Пресвятой Девы и Младенца Иисуса сделано сияние. Глава Богоматери украшена короной. Внизу на ризе красуется надпись: Образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет».

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Иконы Богоматери, празднование которым ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 6. Жизнь Богоматери по Вознесении Христовом — Библиотека — ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет — ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 9. Следы Богоматери на Земле — Библиотека — ... | Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Предисловие — Библиотека — ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 2. Благовещение. Праведная Елисавета. Иосиф-обручник — ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 1. Рождество. Детство. Юность. Обручение — Библиотека — ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 7. Успение Богоматери — Библиотека — Церковно-Научный ... | Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 5. Выступление Христа на проповеди, страдания Его — ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Декабрь — Библиотека — Церковно-Научный ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Февраль — Библиотека — Церковно-Научный ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Апрель — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Январь — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Март — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Ноябрь — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Август — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Сентябрь — Библиотека — Церковно-Научный ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Май — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Июнь — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Октябрь — Библиотека — Церковно-Научный ... | Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Июль — Библиотека — Церковно-Научный Центр ... |
Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах ... ... —Фото— —Энциклопедия— —Библиотека— Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 3 декабря Пахромская икона Эта икона явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре, около Москвы. Древняя летопись говорит, что из нее шла кровь «чудно вельми». 4 декабря Дамаскинская икона Древнее благочестивое предание сообщает, что образ этот написал прп. Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии. Свой благоговейный труд этот святой муж совершил в благодарность Царице Небесной за свое чудесное исцеление. Богоматерь исцелила руку Иоанна, усеченную нечестивыми иконоборцами. Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры, в деревянной церкви Успения Богоматери, на левой стене есть икона Богородицы, называемая Иорданской. Образ этот привезен А. Н. Муравьевым в дар митрополиту Московскому Филарету. Говорят, что Иорданская икона некогда находилась в келье прп. Иоанна Дамаскина и, может быть, она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.Декабрь — Библиотека — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"