Источник текста

Страстная седмица: Великая Суббота (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"


М. С. Желтов, А. Ткаченко Статья из VIII тома «Православной энциклопедии» Великая Суббота – суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение.

События Великой Субботы Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения (1 Кор 15. 3–4) . Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую Пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе) , которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31–42) . К двери гроба по обычаю того времени привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы ( ср. : Иона 2. 1–6; Мф 12. 40 ) . Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62–66) . Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую Субботу провели в покое (Лк 23. 56) . На другой день, женщины, следовавшие за Иисусом, придя очень рано утром ( Мф 28. 1, Мк 16. 2, Лк 24. 1, Ин 20. 1 ) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении.

Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую Субботу покоился телом — подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2) , ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа. Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях ( Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18–21 ) , о нем пророчески сказано в псалмах ( 15. 8–11; ср. : Деян 2. 27 ) , о нем свидетельствует церковная традиция (Иларион) Алфеев (, игумен Христос — Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001) . Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу — совокупность души и тела — полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти. br Положение во гроб. Плащаница. Вторая половина XV в.

Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой Субботы имеют решающее значение для человечества (Евр 2. 14–15) , поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого — Великие Пятница, Суббота и Пасха, — являются центром всего церковного года. Как и другие дни Страстной седмицы, Великая Суббота как литургический день начинается не вечером накануне (обычное начало литургического дня в вост. традиции) , а ночью, вместе с астрономическим днем.

Празднование Великой Субботы в ранней Церкви Пасха, в широком смысле как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христовых, в христианской литературе упоминается со II в., но праздновалась она в Церкви, несомненно, с самого начала. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года, по-видимому, с самого начала был пост (в смысле полного воздержания от пищи) , продолжавшийся несколько часов или даже до 2 дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком христианской радости о Воскресении Христовом (определенную аналогию этому посту можно усмотреть в посте у иудеев в продолжение нескольких часов между принесением ежедневной вечерней жертвы и закланием пасхального агнца вечером под ветхозаветную Пасху) . После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64 прав. Ап. ( подтверждено 55-м прав. Трул. ) и «Апостольским постановлениям» ( VII. 23; ок. 380 г. ) Великая Суббота — единственная постная суббота в году.

Одним из предметов разногласий уже в III в. был вопрос о времени окончания предпасхального поста. В 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского (сер. III в.) еп. Василиду приводятся несколько точек зрения на эту проблему: по мнению римских христиан, пост надо разрешать в «петлоглашение», т. е. на заре (эта же практика зафиксирована и в «Дидаскалии апостолов», памятнике 1-й пол. III в., и в зависящих от него «Апостольских постановлениях», ок. 380 г.) ; по мнению христиан Сев. Африки, — уже с вечера. Сщмч. Дионисий предлагает прекращать пост от полуночи до 4-й «стражи», т. е. до рассвета. Так же считал и свт. Епифаний Кипрский (PG. 42. Col. 228) . По сир. памятнику V в. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» пост прекращается в полночь; эта практика стала нормой в православной Церкви ( см. 89-е прав. Трул. ) Шествие с плащаницей. Церковь Вознесения Господня Еще одним важнейшим, хотя и не общим обычаем (в III в. — только как местная традиция в Риме и Северной Африке — см. : Bradshaw P. «Diem baptismo sollemniorem». 1993) , связанным с Великой Субботой и Пасхой, был обычай совершать по окончании предпасхального поста и перед Евхаристией таинство Крещения новообращенных. Связь Крестной смерти Христа и таинства Крещения (как символического погребения с Ним) отражена в посланиях ап. Павла ( Рим 6. 4; Кол 2. 12 ) . Сошествие Христа во ад исповедуется как отдельный догмат в апостольском символе веры, имеющем в своей основе крещальный символ Римской Церкви (см. : Reicke B. The Disobedient Spirits. 1946) . С середины IV в. Крещение во время пасхальной ночи становится широко распространенным обычаем. Так, согласно «Апостольским постановлениям» пост Великой Субботы (начинающийся в Великую Пятницу или утром в Великую Субботу продолжается «до пения петухов» в воскресенье; в течение всей ночи совершается бдение, оканчивающееся чтением Священного Писания) ВЗ и НЗ (, Крещением оглашенных и Евхаристией) V. 19 () сходное чинопоследование, предписанное к совершению в ночь с субботы на воскресенье (о Пасхе не сказано) , описывается и в «Апостольском предании» (.)

В «Апостольских постановлениях» уже упоминается и ставшее общепринятым на Востоке обозначение дней Страстной седмицы как «великих» (VIII. 33) . Параллель христианской Великой Субботы имеется в иудаизме, где субботу перед 14 нисана (иудейской Пасхой, выпадающей в разные годы на разные дни недели, называют «шаббат хагадол») букв. Суббота великого (. Неизвестно, существовала ли эта суббота уже в I–II вв. по Р. Х.) в иудейских источниках она упоминается только со средневековья; впрочем, ср. с Ин 19. 31 (. Вопрос о том, установлена ли Великая Суббота в Церкви под влиянием иудаизма или, наоборот, иудеи заимствовали «шаббат хагадол» у христиан, однозначно не решается) Hoffman. P. 15–35 (, однако, в любом случае и христианская, и иудейская Великая Суббота связана с центральным событием религиозного года, посвященного воспоминанию явленного Богом спасения. С IV в. Великая Суббота — общепринятое церковное обозначение субботы перед Пасхой, хотя в некоторых ранних текстах) напр., Мученичестве Поликарпа (этот термин еще не был настолько однозначен.)

Храм Гроба Господня Великая Cуббота в богослужении Иерусалимской Церкви кон. IV–IX в. и формирование позднейшей православной традиции Сравнительно с др. местными традициями, которые плохо представлены в ранневизантийских источниках, сохранилось достаточно много данных по истории иерусалимского богослужения IV–IX вв. Сведения о раннем богослужении Святого Града, с одной стороны, позволяют представить себе (хотя и очень приблизительно, в силу различий между местными традициями) порядок служб в Великой субботы на Востоке вообще, с др. — Иерусалим с его святынями и особенно реликвиями Страстей Господа Иисуса Христа с IV в. был центром паломничества всего христианского мира, и его богослужение, в первую очередь страстное, имело широкое влияние.

Фото - М. Левит В «Паломничестве» Эгерии (посл. четв. IV в.) впервые описывается богослужение Великой Cубботы в иерусалимской традиции. В ночь на Великую Пятницу совершалось продолжительное бдение с шествиями по городу, день Великой пятницы также был заполнен торжественными службами. В связи с этим участие в богослужении в ночь на Великую субботу считалось необязательным. Тем не менее клирики и те, «кто помоложе», проводили и эту ночь в бдении с пением «гимнов и антифонов» (Eger. Itiner. 37. 9) . Литургия в Великую Субботу утром не совершалась по причине строгого поста. 3-й и 6-й часы были по обычному чину, а вместо 9-го часа в главном храме города (Мартириуме, ныне) в перестроенном виде (храм Гроба Господня) начиналась подготовка к пасхальному бдению (38. 1) . Пасхальное бдение, по словам Эгерии, совершалось так же, как и у нее на родине (т. е. в Галлии или Испании) , и включало Крещение оглашенных. Единственное, по мнению Эгерии, отличие иерусалимской практики IV в. от латинской заключалось в том, что, совершив Крещение, епископ не возвращался с новокрещеными сразу в храм (Мартириум) , но они направлялись в часовню Воскресения Христова (соответствует современной кувуклии Гроба Господня) , где пелся гимн и епископ читал молитву о новокрещеных. После этого все возвращались в храм и там по окончании бдения совершалась Евхаристия, сразу после которой уже все верующие шли с пением гимнов к часовне Воскресения, здесь прочитывалось Евангелие о Воскресении Христовом и опять совершалась Евхаристия (38. 1–2) .

Совершение 2 литургий (1-я завершала продолжительное пасхальное бдение и одновременно являлась крещальной, 2-я происходила непосредственно на месте Воскресения и предварялась только лишь кратким радостным последованием) подряд и одними и теми же людьми — явление крайне необычное.

Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме Согласно более поздним византийским памятникам, 2 литургии на Пасху по сути сохраняются, но пасхальное бдение перемещается на поздний вечер Великой Субботы, так что 1-я литургия совершается вечером в Великую Субботу (и понимается как собственно литургия Великой субботы) , 2-я (как собственно пасхальная) — после пасхальной утрени, т. е. ночью или утром в день Пасхи.

В иерусалимском Лекционарии, , сохранившемся в армянском и грузинском переводах (наиболее ранние рукописи отражают практику V и VII вв. соответственно) , отражена дальнейшая традиция Святого Града.

Утреня— первая служба Великой Субботы, в армянском переводе Лекционария, строго говоря, не описана ( возможно, в V в. она еще не совершалась ) , содержится лишь указание на чтение утром Великой Субботы в часовне Воскресения (кувуклии) Евангелия (Мф 27. 62–66) , предваряемого прокимном из Пс 87 (Renoux. Lectionnaire arm? nien. Vol. 2. P. 294–295) . По грузинскому переводу Лекционария, в Великую Субботу на утрене, после утреннего входа, пелся тропарь 6-го гласа «Господи, честна явися посреде людей» и следовали чтения: Прем 2. 12–23 (или Ис 53. 1–12) , Ис 33. 2–10 (или 2–17) , Мф 27. 62–66 с прокимном из Пс 15; в конце утрени — ипакои (тропарь) «Души царей оскорбиша» (Кекелидзе. Канонарь. С. 87–88; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 704–707; Vol. 2. N 169–173) .

Вечером, согласно армянскому переводу Лекционария, пасхальное бдение (т. е. вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с обряда возжжения вечернего света (Эгерия, хотя и не упоминает в своем описании пасхального бдения этот обряд, отмечает, что оно совершалось так же, как и на Западе, т. е., видимо, содержало обряд благословения вечерней свечи) — древнего церковного обряда, связанного с вечерней службой (источники IX и последующих веков) напр., «Итинерарий» Бер-нарда Монаха (ок. 870) , письмо Арефы, архиеп. Кесарии Каппадокийской, эмиру Дамаска (X в.) , сообщение арабского историка Масуди (X в.) , рассказ клирика Никиты (947) , «История» Радульфа (1048) , «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101) , Житие и хожение Даниила, игумена земли русской (1106–1108) и др. — см. Bertoni? re. P. 40–45 (сообщают не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии Великой субботы в храме Воскресения Христова благодатного огня, что ежегодно происходит и в настоящее время) . Обряд совершался в часовне Воскресения и состоял из пения Пс 112 с припевом Пс 112. 2, возжжения епископом свечи (или 3) и возжжения диаконами свечей от свечи епископа, а народом — от свечей диаконов. Затем все возвращались в основной храм и совершалась вечерня с 12 ветхозаветными чтениями (прокимен из Пс 117 и чтения: Быт 1. 1–3. 24; Быт 22. 1–18; Исх 12. 1–24; Иона 1. 1–4. 11; Исх 14. 24–15. 21) песнь Моисея поется с припевом Исх 15. 1 (; Ис 60. 1–13; Иов 38. 2–28; 4 Цар 2. 1–22; Иер 31. 31–34; Нав 1. 1–19; Иез 37. 1–14; Дан 3. 1–35a, 35b–51, 52–90) песни вавилонских отроков и Азарии поются с небиблейскими припевами (; после каждого чтения — молитва с коленопреклонением) . Во время песни вавилонских отроков (Дан 3. 52–90) в храм входило «великое множество» новокрещеных вместе с епископом (очевидно, Крещение происходило во время чтений в баптистерии) и совершалась Божественная литургия (литургийные чтения: прокимен из Пс 64, 1 Кор 15. 1–11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Мф 28. 1–20) , после отпуста которой в часовне Воскресения Христова читалось Евангелие о Воскресении Христовом (Ин 19. 38–20. 18 или 20. 1–18) . 2-я литургия совершалась уже утром (Renoux. Lectionnaire arm? nien. Vol. 2. P. 296–311) .

Самое раннее свидетельство о 12 чтениях на вечерне Великой Субботы встречается в сирийском Лекционарии ( Brit. Lib. Add. 14528, V в. ) . Половина паремий совпадает с указанными в армянском переводе Лекционария ( Дан 3. 23–4. 3; Иона ) вся книга (; 4 Цар 2. 1–15; Ис 60. 1–22; Быт 22. 1–19; Исх 12. 51–14. 26 — см. : Burkitt. The Early Sy-riac. 1923) ; литургийные чтения в сирийской рукописи совпадают с чтениями армянского перевода иерусалимского Лекционария (хотя длина перикоп меньше) .

Согласно грузинскому переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., чин благословения вечернего светильника и пасхальное бдение предварялись троекратной процессией вокруг церкви с каждением: вечером в Великую субботу, после захода солнца, все собирались в храме, и двери затворялись. Епископ и 2 младших священнослужителя совершали каждение, обходя трижды вокруг храма (неясно, вокруг ли кувуклии, или как-то иначе) . Перед 2-м обхождением епископ пел прокимен (Пс 11. 6 со стихом Пс 95. 1) , перед 3-м — прокимен из Пс 112. В конце каждого обхождения бывали ектения и молитва; во время обхождений пелись псалмы (во время 1-го — Пс 64 или Пс 95, во время 2-го и 3-го — Пс 86, 95, 96, 97, 99, 112, 147, 149; единообразие рукописей в отношении 1-го обхождения, возможно, указывает на ее древность) . По возвращении епископ давал пресвитерам и диаконам лобзание мира и благословлял свечу, от которой зажигали прочие свечи. Двери отверзались, и бдение продолжалось по чину вечерни: епископ запевал «Господи, воззвах» (указана и стихира: «Светися, светися, Иерусалиме») , далее следовали «Свете тихий» и вечерний вход. Торжественно исполнялся Пс 147. 1, после чего пели прокимен из Пс 81, епископ уходил крестить оглашенных, а в церкви читали 12 ветхозаветных чтений (те же, что и в армянском переводе Лекционария; порядок исполнения библейских песней не описывается) . В конце каждого чтения — ектения и коленопреклонная молитва. После чтений новокрещеные возвращались в храм с пением «Елицы во Христа» (Гал 3. 27) ; Божественная литургия (по чину апостола Иакова — обычному иерусалимскому чину в древности) начиналась с пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых» (литургийные чтения те же, что и в армянском переводе Лекционария, но стихи аллилуиария — Пс 147. 2 или 101. 14; тропарь на умовение рук) особый элемент чина литургии ап. Иакова («Воскресение Господне возвестил нам ангел», тропарь на Св. Дары) херувимская (и причастен — «Воскресый из мертвых») . По окончании литургии читали «по книге». 2-я (пасхальная) литур-гия совершалась после пасхальной утрени, на которую, в частности, перенесено чтение Евангелия (Ин 20. 1–18) (Кекелидзе. Канонарь. С. 88–94; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 708–740) .

Грузинский Иадгари (гимнографическое приложение к Лекционарию, отражающее литургическую практику Иерусалима VII–IX вв. ; среди последних находок на Синае обнаружены греч. оригиналы Иадгари) — еще один важный источник по истории иерусалимского богослужения. В рукописях Иадгари для утрени Великой субботы приведены несколько припевов к непорочным (Пс 118) , четверопеснец (к которому прибавлены трипеснец в 7–9 и двупеснец в 7 и 9 песнях) , стихиры на хвалитех ( нач. 1-й: «Прииди, Иосиф» ) , тропарь по входе (нач. : «Господи, тайно записался в ученики Твои Никодим») , прокимен из Пс 15 и Евангелие, ипакои; для вечерни — стихиры на «Господи, воззвах» (нач. 1-й: «Светися, светися, Иерусалиме») , «Свете тихий», 3 прокимна (из Пс 33, 112, 81, с тропарем «Хвали, Иерусалиме» после 2-го) , паремии; для литургии — тропарь «Христос воскресе из мертвых», прокимен из Пс 64, аллилуиарий (со стихом Пс 101. 14) , тропарь на умовение рук (нач. : «Воскресение Господне нам возвестил ангел»; в некоторых ркп. встречаются и др.) , 3 небиблейских причастна.

Т. о., с конца IV в. и до VII в. богослужение Великой Субботы в Иерусалиме образовывало стабильную, но постепенно развивавшуюся структуру, состоявшую из следующих элементов: ночная служба или утреня, оканчивавшаяся чтениями (согласно памятникам VII в., имевшая вход) ; несколько дневных часов, совершаемых по обычному чину; пасхальное бдение или вечерня Великой субботы, включавшая в свой состав обряд благословения вечернего света, вход и более 10 ветхозаветных чтений (во время которых происходило Крещение оглашенных) , после которых новокрещеные входили в храм; и, начиная с новозаветных чтений, совершалась Божественная литургия. После литургии служба имела некоторое продолжение (в памятниках IV–V вв. — евангельское чтение и 2-ю литургию; в памятниках VII в. — чтение «по книге», 2-я литургия совершалась уже после утрени) , относившееся уже к богослужению 1-го дня Пасхи. В целом такой же порядок служб (хотя и с отличиями в деталях) стал общепринятым в правосл. Церкви и предписывается в т. ч. и принятыми ныне в правосл. Церкви богослужебными книгами (на практике в наст. время вечерня и литургия Великой Субботы обычно совершаются не вечером, а в 1-й половине дня; чтение же «по книге» из Деяний св. апостолов, хотя, согласно Типикону, и должно происходить сразу после литургии В. с., от нее отделяется и бывает поздно вечером) .

Древнейшее известное подробное описание богослужения Великой Субботы в константинопольской Св. Софии содержится в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) , описание которого можно дополнить, пользуясь др. константинопольскими источниками того времени. Утреня совершалась по обычному порядку (см. ст. Песненное последование) , начинаясь с антифонов в нартексе и входа в храм с пением песни вавилонских отроков; в храме к Пс 50 припевали тропарь «тяжелого» ( 7-го ) гласа: (Гроб Твой охраняли воины, ангелы же, воспевая Тебя, Христе Боже, глаголали: Господи, слава Тебе) . После великого славословия совершался вход Патриарха и священнослужителей в алтарь, певцы на амвоне пели тропарь 2-го гласа: (Содержай концы, гробомъ содержатися изволилъ еси) , и следовали чтения: прокимен из Пс 43, паремия (Иез 37. 1–14) , 2-й прокимен из Пс 9, Апостол (1 Кор 5. 6–8 + Гал 3. 13–14) , аллилуиарий со стихами Пс 67. 2–4, Евангелие (Мф 27. 62–66) . Утреня заканчивалась, как обычно, сугубой и просительной ектениями.

Сразу после отпуста Патриарх совершал в малом баптистерии таинство Крещения. Двукратное Крещение в Великую Субботу (после утрени и во время вечерни) — одна из особенностей Типикона Великой ц. Возможно, оно связано с большим числом крещаемых — Патриарх не успевал покрестить всех во время вечерни, но древняя традиция требовала совершить литургию Великой Субботы как крещальную, поэтому Крещение начиналось заранее, после утрени, а во время вечерни заканчивалось.

Около полудня в Св. Софию прибывали император и Патриарх. Император облачал св. престол в новую индитию и поставлял на него и на его ступень 2 мешка с золотыми монетами — это было ежегодным довольствием для храма и клира Св. Софии, после чего совершал каждение сначала в храме, затем — в ске-вофилакионе. По возвращении в храм император раздавал поощрение клирикам; наконец, они с Патриархом лобызали друг друга, и Патриарх преподавал императору благословение (Const. Porphyr. De ceremoniis. I. 44; см. : Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 144, 158–160) .

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15) , во время которых Патриарх крестил оглашенных и после которых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» — Мансветов. С. 244–246; Bertoni? re. P. 124) . После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1–5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) , и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. В имеющихся источниках полностью совпадают данные только относительно первых 7 паремий (Быт 1. 1–5; Ис 60. 1–16; Исх 12. 1–11; Иона 1. 1–4. 11; Нав 5. 10–15; Исх 13. 20–15. 19; Соф 3. 8–15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце) . Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8–24; Ис 61. 10–62. 5; Быт 22. 1–18; Ис 61. 1–10; 2 Цар 4. 8–37; Ис 63. 11–64. 4; Иер 31. 31–34; с прокимном из Пс 92 после 10-й) , в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1–88) LXX () никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм ( точнее, в часовню св. ап. Петра ) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27) , во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого) ; прокимен не пелся, Апостол — Рим 6. 3–11, вместо аллилуиария — Пс 81 со стихами, Евангелие — Мф 28. 1–20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова —херувимской «Да молчит всякая плоть») , причастен — Пс 77. 65 (Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82–91; см. также: Bertoni? re. P. 124–126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160–164; Крещальная литургия. С. 109–126) .

С X–XI вв. повсеместное распространение в правосл. Церкви получил богослужебный тип, известный по Студийскому (Студийско-Алексиевский, неск. афоно-итал., Евергетидский и с XII–XIII вв. т. н. Иерусалимскому уставам. Порядок богослужения Великой Субботы в этих уставах в целом соответствует порядку служб в ранних иерусалимских памятниках, но обогащается новой гимнографией, а библейские чтения заимствуются из константинопольской послеиконоборческой традиции.)

В то время как студийские и иерусалимские памятники, сделавшиеся в Церкви общепринятыми, имеют монастырское происхождение, синтез к-польской послеиконоборческой и иерусалимской традиций наблюдается и в памятниках кафедрального богослужения: в одной из рукописей Типикона Великой ц., в Си-найском Канонаре, в Святогробском Типиконе 1122 г. В первом из этих памятников, в рукописи, находившейся в нач. XX в. в Дрездене, очень пострадавшей во время второй мировой войны и ныне находящейся в Москве, в описании вечерни и литургии Великой Субботы указано после совершения Миропомазания петь в храме св. Петра вечерню по монастырскому чину (Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160–164) , что свидетельствует о том, что к нач. XI в. (предположительное время создания рукописи) известная по монастырским памятникам богослужебная практика была уже очень распространена. В Синайском Канонаре (ркп. Sinait. Gr. 150, X–XI вв. и еще одна IX–X вв., упоминаемая Дмитриевским без указания шифра) служба Великой Субботы изложена близко к Типикону Великой ц., но там упомянут тропарь на «Бог Господь» (этого элемента службы не было в песненном последовании) 2-го плагального гласа (Животъ во гробе возлежаше — совр. воскресный седален по 2-й кафизме) . В Канонаре отменен прокимен после 3-й паремии, к песни из кн. Исход может прибавляться небиблейский припев — богородичен, после чтения паремий на вечерне литургия начинается с «Единородный Сыне», перед Апостолом есть прокимен из Пс 31 (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 192–193) .

В Святогробском Типиконе 1122 г. (Hieros. S. Crucis. 43) порядок служб Страстной седмицы соответствует ранней иерусалимской традиции, но основан на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе и включает развитую гимнографию (впрочем, неизвестно, использовался ли этот Типикон в действительности. т. к. во время его написания храм Воскресения Христова принадлежал лат. клиру, пришедшему в Иерусалим вместе с крестоносцами) . Вечером в Великую Пятницу за кувуклией служилась вечерня, совершавшаяся монахами-спудеями в скорбной обстановке, «сдержанно и с великим страхом». Эта вечерня специально открывала собой бдение в ночь с пятницы на субботу и была скромным повторением основной вечерни Великой пятницы, к этому часу уже совершенной Патриархом и всем клиром. В конце к вечерне прибавлялось великое чтение, прекращавшееся при прибытии Патриарха.

Утреня Великой Субботы начиналась с каждения и пения шестопсалмия «при молчании и великой тишине». На «Бог Господь» — «седальны» (тропари) Блгообразный Иосифъ (полностью, как в воскресной службе 2-го гласа) , Егда снизшелъ еси къ смерти, Преблагословенна еси (, затем слово свт. Григория Нисского) в др. памятниках — Антиохийского и непорочны, в конце которых тропари (Ангельский соборъ) . Далее следовало чтение слова свт. Епифания Кипрского, Пс 50 и тропарь (Содержай всю вселенную) с богородичном.

Затем пели канон утрени, состоящий из 2 четверопеснцев, — тот же, что указан и во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в Святогробском Типиконе канон имеет дополнительные богородичны во всех песнях, а 1-й ирмос канона (тот же, что и в позднейших книгах) никому не атрибутирован и имеет 2 дополнительных тропаря. По 3-й песни канона кондак (Плащаницею чистою) с икосом и чтение (не указано) , по 6-й — кондак (Бездну заключивый мертвъ зрится) с икосом, по 9-й — «Свят Господь» и эксапостиларий (Во гробе почилъ есть) .

Затем следовали хвалитные псалмы со стихирами ( 2 стихиры 2-го гласа, нач. 1-й: ) Егда во гробе плотски ( и 3 стихиры 1-го гласа, нач. 1-й: ) Содержай, Господи, земли вся концы ( ; «Слава» — стихира 2-го плагального ) т. е. 6-го ( гласа: ) Приидите вси оублажимъ Иосифа приснопамятнаго ( ; «И ныне» — стихира 2-го гласа: ) Со иными () и великое славословие.

Совершался утренний вход, затем пели тропарь (Содержай концы, гробомъ содержатися изволилъ еси) , после ектении 3 диакона по очереди возглашали по прокимну (из Пс 11 и 43) и бывали чтения ( те же, что в Типиконе Великой ц. ) . После Евангелия — стихиры ( 2-го плагального гласа: ) Днешний день тайно (и) Проси Иосифъ тело Иисусово ( и 3 — 4-го плагального ) т. е. 8-го ( гласа, нач. 1-й: ) Днесь адъ стеня вопиетъ () , ектения и отпуст.

Во 2-м часу дня к Св. Гробу приходили «мироносицы» (особый церковный чин в Иерусалиме) и Патриарх с клириками и готовили светильники к пасхаль-ной службе; в это время пели канон и часы «поскору». Когда лампады были готовы, в них вливали елей и пели стихиру, следовали ектения и отпуст, после чего Патриарх запирал кувуклию, и в храме гасили весь свет.

Вечерняя служба начиналась в 9-м часу дня; Патриарх и клирики, облаченные в белое, начинали обычную воскресную вечерню: Пс 103 (без каждения) , «Бла-жен муж», «Господи, воззвах» с воскресными стихирами 1-го гласа ( 3 воскрес-ных, 4 восточных, догматик ) , вход и «Свете тихий», прокимен вечера субботы (Пс 92) . Далее читались 15 паремий ( те же, что и в Типиконе Великой ц. ) , после которых совершался чин возжжения свечи от св. огня: Патриарх кадил трижды храм и Св. Гроб, затем начинал петь «Господи, помилуй» и, поддерживаемый клириками, входил внутрь Св. Гроба, трижды падал ниц (то же делали и вошедшие вместе с ним клирики) и молился о себе и о народе, который в это время непрерывно взывал: «Господи, помилуй». Затем Патриарх возжигал свечу от св. огня и передавал архидиакону, а тот выносил огонь народу.

После этого совершалась процессия в базилику, во время которой пелись стихи-ры 1-го гласа (Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия) и (Светися, светися, новый Иерусалиме: прииде бо ти светъ) (со стихами из Пс 64, 147 и 150; следовали: «Сподоби, Господи», стихиры на стиховне) нач. 1-й: (Светъ вечерний возсиялъ есть) (со стихами Пс 96. 11 и 35. 10) на «Слава» — 3-я из вост. стихир 1-го гласа (, «Ныне отпущаеши», отпустительный «седален» — воскресный тропарь 1-го гласа и, наконец, «молитва») отпуст? (Патриарха, после которой он отправлялся крестить оглашенных.)

После Крещения Патриарх возвращался в базилику и начиналась Божественная литургия ( на входе: ) Ангел Твой, Гос-поди, Воскресение [возвестивший] (, «Слава, и ныне» — кондак) тот же, что по 6-й песни канона (; вместо Трисвятого — «Елицы во Христа»; чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ;) на святыню; древний тропарь на умовение рук (:) Светлого и славного празднственного Воскресения ( со стихом Пс 79. 3b; херувимская: ) Восстал, Христе, из гроба ( ; причастен: «Тело Христово» ) . Патриарх возглавлял Божественную литургию только до херувимской, далее служил старший священник, а Патриарх вместе с архидиаконом уходил ко Св. Гробу.

Внутри кувуклии Патриарх читал Евангелие (Ин 20. 1–18) и совершал на Св. Камне традиц. иерусалимскую литургию ап. Иакова, начиная с тропаря на умо-вение рук. В конце литургии читалась особая заамвонная молитва (Великого кита победивший, Боже, и в сердце земли отступника-дракона разбивший) ; после отпуста «мироносицы» кадили внутри Св. Гроба и помазывали Св. Камень; все выходили из храма, который оставался закрытым до пасхальной утрени (PapadТpouloj-KerameЪj. AnЈlekta. T. 2. S. 161–189) .

Другое свидетельство о иерусалимской практике после XI в. содержится в сир. мелкитском Апостоле ( Vat. syr. 21, 1353 г. ) . Вечером в Великой Субботы после каждения Патриарх читает молитву «Благословен Ты во храме святой славы Твоей» ( ср. : Дан 3. 53 ) , диакон возглашает (видимо, ектению) , священник читает молитву «светов», Патриарх зажигает свечу от свечи под престолом, от которой затем и все зажигают свечи и поют «Светися, светися». Совершается крестный ход. По возвращении — обычный прокимен вечера субботы, и начинаются чтения. Если к. -л. готов креститься, один из священников его крестит, и оба возвращаются при чтении Книги пророка Даниила. Совершается вход, диакон «возглашает» (очевидно, ектению) , священник читает молитву Трисвятого (вместо Трисвятого — «Елицы во Христа») и совершается литургия (чтения как в Типиконе Великой ц.) (Bertoni? re. P. 54–55) .

В различных редакциях Студийского устава богослужение Великой Субботы включает утреню (имеющую следующий порядок: шестопсалмие; «Бог Господь» с тропарем; непорочны; Пс 50; канон; хвалитные псалмы и стихиры; великое славосло-ие, завершающееся входом с Евангелием; чтения из Свящ. Писания; заключение) и вечерню (состоящую из Пс 103, воззвашных псалмов и стихир, входа, «Свете тихий» и паремий и переходящую в литургию свт. Василия Великого) . Поскольку памятники имеют монастырское происхождение, Крещение во время паремий вечерни не указывается. После литургии бывает трапеза, и монахи расходятся по своим кельям для одного или неск. часов отдыха перед пасхальными утреней и литургией.

Все памятники студийской традиции используют одни и те же библейские чтения (паремии, Апостол и Евангелие на утрене; 15 паремий на вечерне, Апостол и Евангелие на литургии) , заимствованные из Типикона Великой ц. Примерно одно и то же время указывается в студийских текстах для начала вечерни — 11-й час (считая от рассвета, что позднее обычного времени начала вечерни) , иногда даже 12-й час дня или 1-й час ночи. Литургия, согласно всем студийским текстам, начинается с мирной ектении (после паремий; чтение мирной ектении перед Трисвятым или текстом, его заменяющим, — нормальная практика для IX–XII вв.) , за которой следуют «Елицы во Христа» и чтения. В целом совпадают в различных памятниках и основные гимнографические тексты — тропарь на «Бог Господь» (Блгообразный Иосифъ; в ряде памятников к тропарю прибавлен богородичен) Преблгословенна еси (или др. тропарь) , канон (тот же, что и в Святогробском Типиконе — четверопеснцы Марка Отрантского) как правило, ирмосы и тропари предписано повторять дважды (и Космы Маюмского) тропари и ирмосы четырежды () , кондак ( Бездну заклю-чивый мертвъ зрится ) с икосом, стихиры на «Господи, воззвах» (чаще всего это поющиеся на 8) с повторениями ( 3 или 4 стихиры 4-го плагального ) т. е. 8-го ( гласа, нач. 1-й: ) Днесь адъ стеня вопиетъ (; на «Слава, и ныне» —) Днешний день тайне (; впрочем, могут использоваться и др. стихиры) см. : Bertoni? re. P. 184 (, но никогда) за исключением одного Типикона (не воскресные стихиры Октоиха) ; песнопения на «Слава» и «И ныне» на хвалитех (но не сами хвалитные стихиры) — стихира Великой пятницы (Тебе одеющагося светомъ) и воскресный хвалитный богородичен (Преблгословенна еси Богородице Дево) . Наконец, ни в одном из памятников не говорится о пении за литургией тропаря «Да молчит» вместо херувимской, напротив: когда этот момент службы бывает включен в описание, всегда предписывается петь обычное «Иже херувимы» (южноитал. памятники упоминают и древний обычай троекратного повторения этого песнопения) . В то же время в некоторых деталях памятники различаются между собой.

В 3 основных вариантах студийской традиции — к-польской IX — сер. XI в., афоно-итал. XI–XIII вв. и к-польской кон. XI–XII в. (Пентковский. Типикон. С. 121–154) , — богослужение В. с. имеет свои особенности, отличающие, с одной стороны, ранние тексты от поздних, с др. — к-польские от афоно-итал. К ранним текстам относятся: 1-я ред. «Ипотипосиса» прп. Феодора Студита (IX в.) , «Диатипосис» прп. Афанасия Афонского (ок. 1000) , утраченный студийский Синаксарь, к которому близок сохранившийся только в слав. переводе Студийско-Алексиевский Типикон (1034) , отчасти груз. Георгия Мтацминдели Типикон, составленный на Афоне в 1038–1042 гг. на основе греч. источников; поздние тек-сты содержатся в неск. южноитал. Типиконах и в Евергетидском Типиконе (посл. треть XI в. ; сохр. в ркп. Athen. Bibl. Nat. 788, 1-я пол. XII в.) , отражающем мало-зийскую и отчасти к-польскую практику XI–XII вв. Особняком стоят гимногра-фические книги — Триоди и Стихирари, где могут дольше сохраняться вышед-шие из практики уставные указания.

Важнейшей особенностью богослужения Великой Субботы в первоначальной редакции студийского Синаксаря было пение в этот день великого славословия в кафедральной редакции (во все остальные дни года оно пелось в монастырской) совр. «будничная» (редакции) ; из известных ныне Типиконов эта особенность сохраняется только в Студийско-Алексиевском 1034 г. (Там же. С. 254–256; по др. Типиконам Великой Субботы — это далеко не единственный пример службы с кафедральным славословием) . Возникновение ее связано с тем, что в Типиконе Великой ц. (откуда в студийском Синаксаре заимствована система библейских чтений) Великой Субботы — единственная утреня в году, имеющая не только Евангелие, но целую службу чтений в конце, и эти кафедральные чтения перешли в студийский Синаксарь вместе с кафедральной редакцией славословия. Еще одная общая для ранних памятников особенность — полноценное вкушение пищи в трапезной по окон-чании литургии, причем разрешались рыба и даже молочное и яйца (кроме Типикона прп. Георгия Мтацминдели) ; в позднейших южноитал. памятниках во время трапезы дозволялось есть только особый хлеб, овощи и вино, а в Евергетидском Типиконе скудную трапезу предписано совершать в храме (Там же. С. 137–138) . По окончании трапезы ранние памятники предлагают читать лишь конечное Трисвятое (иногда с тропарем в конце) ; более поздние имеют особую службу (повечерие или «паннихис») .

Особенности, отличающие афоно-итал. памятники (Типикон прп. Георгия и многочисленные южноитал. тексты) от к-польских (Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы) : 1 (непорочны на утрене Великой Субботы согласно к-польским памятникам поются с 3 аллилуиариями текущего гласа) последними из 9 имеющихся в каждом гласе (, в афоно-итал. наблюдается разнообразие в их исполнении; 2) в последних по-разному поются и седальны по непорочных (тогда как к-польские Типиконы указывают петь) Содержай концы, гробомъ содержатися изволилъ еси (; 3) к-польские памятники не имеют особого эксапостилария Великой Субботы (только «Свят Господь») , в афоно-итал. он есть; 4 (на хвалитех к-польские памятники указывают петь стихиры со стиховны Великой пятницы) нач. 1-й: (Егда от древа) (, тогда как в афоно-итал. наблюдается разнообразие) так, в Мессинском Типиконе 1131 г. на хвалитех 3 стихиры 2-го гласа ( нач. 1-й: — Днесь содержитъ гробъ ) и 2 на 2-й плагальный ( нач. 1-й: — Днешний день тайно ) ; стихиры на «Слава» и «И ныне» в студий-ской традиции в целом исполняются одинаково; 5 (согласно к-польским Типи-конам после входа с Евангелием на утрене нет тропаря, сразу поется прокимен, следуют чтения) это связано с тем, что заимствованный из кафедрального богослужения тропарь использован в качестве седальна по непорочных (, афоно-итал. памятники предписывают петь, как правило, тропарь «Благообразный Иосиф»; 6) яркая особенность афоно-итал. памятников — повторное совершение входа после прочтения паремий (то же встречается и в слав. студийских памятниках— см., напр. : Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 483) . Повторный вход, в противоположность 1-му, происходит торжественно, в сослужении всего духовенства обители (вечерня до паремий совершалась одним священником вместе с диаконом) , и имеет следующий порядок: на последней паремии все священники и диаконы облачаются в белое и по окончании чтения входят с Евангелием (предваряемые диаконами с кадилами и свечами) из притвора в храм и затем в алтарь при пении Пс 31. Удваивание вечернего входа (из-за которого первый вход, единственный вход по остальным источникам, в афоно-итал. памятниках превращается из входа с Евангелием во вход с кадилом) связано со следованием древней традиции, когда после прочтения паремий в храм входили новокрещеные во главе с епископом, но теперь вместо новокрещеных из притвора в храм входит духовенство в белых ризах.

В качестве святоотеческих чтений на утрене Великой Субботы используются те же слова святителей Григория Антиохийского (Студийско-Алексиевский Типикон, Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон) слово читается не на утрене, а на «паннихис» () и Епифания Кипрского (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Мессинский Типикон) составитель замечает, что существуют также слова свт. Григория Нисского (т. е. Антиохийского) и имп. Льва Мудрого (, Евергетидский Типикон) , что указаны в Святогробском Типиконе 1122 г.

По разному решен в студийских Типиконах вопрос с прокимнами в Великой Субботы на вечерне. В Типиконе Великой ц., откуда в студийских текстах полностью заимствован корпус библейских чтений на этой службе, перед 1-й паремией пели прокимен из Пс 65, после 3-й — из Пс 26, перед литургийным Апостолом прокимна не было, аллилуиарий заменялся Пс 81. В то время как замена аллилуиария на Пс 81 указана во всех источниках (так же, как и прокимен после 3-й паремии, исчезающий лишь в Евергетидском Типиконе) , Апостол оставлен без прокимна только в южноитал. памятниках, остальные используют перед Апостолом прокимен из Пс 65. В связи с перемещением этого прокимна в неитал. памятниках перед паремиями прокимна нет ( Студийско-Алексиевский Типикон ) , или используется обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92) , как в иерусалимской практике (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон) .

Помимо прокимна из Пс 92 на вечерне в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели палестинское влияние (видимо, через груз. богослужебную практику, к-рая до X в. зависела от иерусалимской) заметно и в использовании на утрене вместо аллилуиариев особых припевов к непорочным: «непорочны поем по нашему [т. е. как в Грузии. — Ред. ], со стихами», и в пении на «Господи, воззвах» на вечерне воскресного догматика (и, вероятно, воскресных же стихир; среди др. студийских памятников использование воскресных стихир на этой вечерне встречается только в Триоди XII в.) Crypt. D. b. I (, возможно, савваитского происхождения, см. : Bertoni? re. P. 183) . Существуют и др. особенности этого Типикона: вместо кондака В. с. по 6-й песни канона поется кондак ( воскресный тропарь 2-го гласа ) «Егда снизшел еси»; упомянуты часы (читаются по кельям) ; описаны действия священника во время «Господи, воззвах» (облачение в черное) и во время паремий ( совершение протесиса по 6-й ) на вечерне (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289–291) .

В южноитал. практике такой важный элемент утрени В. с., как непорочны, мог вообще опускаться — напр., в Мессинском Типиконе сразу после тропаря утрени предписано петь канон (Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона) . Еще одна особенность южноитал. памятников — совершение после вечерни, литургии и вкушения пищи сокращенного повечерия в трапезной (его порядок: «Приидите, поклонимся», Пс 90, «С нами Бог», «Пресвятая Владычице») молебные прошения (, Пс 50, «Слава в вышних» и «Сподоби, Господи», тропарь «Благообразный Иосиф») или воскресный 1-го гласа с богородичном (, 12 «Господи, помилуй» и отпуст) (Arranz. Typicon. P. 242–247; Bertoni? re. P. 191–192) .

Практика малоазийского и отчасти к-польского монашества кон. XI в., имеющая в своей основе студийскую, но уже удаляющаяся от нее, описана в Еверге-тидском Типиконе, который в целом соответствует Студийско-Алексиевскому. Различия таковы: канон по Евергетидскому Типикону поется с б? льшими повторениями и катавасией в каждой песни; к утрене присоединяется 1-й час (остальные часы читаются по келлиям) ; с самого начала вечерня и литургия совер-шаются с сослужением и в белых ризах; литургии нет исхождения в трапезную (это главное отличие) : хлеб раздается братии в притворе, во время вкушения его читается слово свт. Григория Антиохийского; после вкушения хлеба братия воз-вращается в храм и поется «паннихис» (букв. Всенощная; в данном случае — служба средней продолжительности, примерно соответствующая сокращенной утрене) . «Паннихис» состоит из Пс 50, канона «монаха Гавриила» (ирмосы те же, что и у канона утрени В. с. ; нач. 1-го тропаря:) Ужасом был наполнен (; по 3-й и 6-й песням — только песнопения) те же, что и на утре-не (, но, если есть время) по Типикону, если не наступил 7-й час ночи, т. е. пол-ночь (, после песнопений читается толкование свт. Иоанна Златоуста на пролог Евангелия от Иоанна) т. е. на пасхальное литургийное Евангелие () , Трисвятого, ектении и отпуста (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 554–556) .

Иерусалимский устав, вопреки своему названию основывающийся не на древней иерусалимской, а на студийской практике и принятый в правосл. Церкви с XIII–XIV вв. повсеместно, описывает богослужение В. с. в целом сходно с близким к студийским памятникам (поэтому данные Иерусалимского устава расходятся с данными палестинских литургических памятников монастырского происхождения старше XI в.) напр., Sinait. Georg. 37, 982 г. (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 721–735; Vol. 2. N 174–175) , где служба В. с. описана сходно с древними кафедральными иерусалимскими Лекционариями () , — в первую очередь, с Евергетидским Типиконом.

Важнейшее отличие некоторых ранних рукописей Иерусалимского устава от Евергетидского состоит в прибавлении к непорочным на утрене воскресных тропарей «Ангельский собор», а к стихирам В. с. на «Господи воззвах» на вечерне — воскресных стихир 1-го гласа. Эти прибавления неск. усиливают тему Воскресения Христова в богослужении Великой Субботы и отдаленно напоминают о древней иерусалимской традиции.

Связь богослужения Великой Субботы с обычной воскресной службой в Иерусалимском уставе подчеркивается также сходством между последованиями обычного бдения под воскресенье и пасхального бдения (т. е. вечерней службы В. с.) : 1 (и то, и другое начинается с Пс 103) причем некоторые рукописи предписывают в Великой Субботы петь этот псалом как на обычном бдении (, за которым следуют проч. части вечерни; 2) после литургии Великой Субботы сразу совершается благословение хлеба и вина, как и на обычном бдении (но без пшеницы и елея) ; 3 (и на обычном бдении, и в Великую Субботу благословенные хлебы вкушаются во время великого чтения из Книги Деяний св. апостолов) в Великую Субботу и во все воскресенья Пятидесятницы; в др. время года по воскресеньям должны читаться остальные книги НЗ (кроме Евангелия) (; 4) по окончании великого чтения на обычном бдении совершается утреня, а в Великую Субботу. — особая служба, сходная с ней и называемая ныне не совсем точно пасхальной полунощницей.

С XIV в. в Типиконах начинает отмечаться еще одна особенность службы Великой Субботы: пение непорочных с особыми припевами, с XVI в. — изнесение во время входа в конце утрени Великой Субботы не только Евангелия, но и шитого литургического покрова (сначала обозначаемого просто как «воздух», а затем и как «плащаница»; первые упоминания обряда в косвенных источниках относятся к XIII в.) . В иерусалимских Типиконах появляется и еще одна особенность литургии Великой Субботы — вседневная к-польская херувимская «Иже херувимы» заменяется рядовой херувимской из литургии ап. Иакова «Да молчит всякая плоть»; до XVI в. эта особенность встречается редко (напр., в греч. Типиконах — ГИМ. Син. Греч. 456, 2-я пол. XIII в. ; Sinait. gr. 1098, кон. XIV в.) , в греч. первопечатных Типиконах 1545 и 1577 г. вопрос об этой замене оставлен на усмотрение настоятеля, лишь с XVII в. замена становится общеобязательной.

Согласно греч. печатному Типикону 1577 г., утреня Великой Субботы должна начинаться в 7 часу ночи (считая от захода солнца) : после шестопсалмия и ектении поется «Бог Господь» с тропарями из воскресной службы 2-го гласа на «Слава: », на «И ныне: », в 1-м и 3-м тропарях опущены заключительные строки, посвященные Воскресению Христову (и начинаются непорочны. Непорочны разделены на 3 части, 1-я и 2-я поются на 1 плагальный) т. е. 5-й (глас, 3-я — на 3-й; к каждому стиху непорочных припевается уникальный тропарь; в конце 1-й и 2-й частей прибавляются стихи «Слава: » и «И ныне: » с тропарями, после которых повторяется 1-й тропарь соответствующей части и произносится малая ектения; к концу 3-й части примыкают воскресные тропари по непорочных) «Ангельский собор» (, завершающиеся малой ектенией и седальном. После седальна Типикон предписывает читать толкование на Евангелие от Матфея, затем читается Пс 50 и начинается канон — тот же, что и в студийских памятниках) ирмос по дважды, тропари на 12, по каждой песни катавасия (. По 3-й песни указан седален, по 6-й — кондак с икосом и чтение, «если позволяет время». По 9-й песни поются «Свят Господь» и хвалитные псалмы со стихирами 2-го и 2-го плагального) 6-го (гласов) как в Мессинском Типиконе (, с воскресным богородичном на «И ныне: ». Во время следующего далее Великого славословия священник облачается во все иерейские одежды и происходит вход с Евангелием, поется тропарь и совершается служба чтений) как в Типиконе Великой ц. В конце утрени возглашаются сугубая (начиная со слов – Рцемъ вси; утреня Великой Субботы — единственная в году, когда сугубая ектения начинается с этих слов, как на литургии; это связано с присутствием на утрене службы чтений) и просительная ектении и произносится отпуст. Часы и изобразительны («поскору») бывают в притворе (в рукописях иногда встречаются и особые часы Великой Субботы со специально подобранными псалмами — Диаковский. С. 252–255) . В 10-й час дня (считая от восхода, т. е. ок. 17. 00–18. 00) с вечерни Великой Субботы начинается пасхальное бдение. Вечерня открывается возгласом иерея, Пс 103 и великой ектенией; следуют псалмы и стихиры на «Господи, воззвах». Во время псалмов все иереи и диаконы мон-ря входят в алтарь и облачаются, совершается проскомидия; сти-хиры на «Господи, воззвах» поются на 8 ( 4 воскресных 1-го гласа и 3 В. с. ) те же, что и в студийских памятниках; с повторением 1-й () , славник, на «И ныне: » — воскресный догматик 1-го гласа. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются 15 паремий — те же, что и в Типиконе Великой ц., но без прокимнов перед 1-й и 4-й паремиями. После паремий с малой ектении и «Елицы во Христа» начинается литургия свт. Василия; на литургии — те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (но перед Апостолом — прокимен из Пс 26; духовенство меняет темные облачения на светлые не в конце паремий, а после Апостола) ; вместо «Иже херувимы» по желанию настоятеля или уставщика поется «Да молчит всякая плоть». Литургия, согласно Типикону, должна окончиться ок. 2 ночи (считая от захода солнца) ; сразу по ее окончании совершается благословение хлебов и вина, братия рассаживается в храме и во время вкушения благословенной пищи читается Книга Деяний св. апостолов. По окончании чтения совершается служба, названная в Типиконе словом «паннихис» (как в Евергетидском Типиконе) , ее порядок: обычное начало (с Трисвятого) , Пс 50, канон В. с. (с катавасией и на 14— по тому же уставу, что и на утрене; по 3-й песни — седален и чтение слова свт. Епифания или толкования на Еван-гелие от Матфея или на Евангелие от Иоанна, по 6-й — кондак с икосом и окон-чание чтения) , Трисвятое, воскресный тропарь 2-го гласа, ектения и отпуст. Сразу по окончании службы братия исходит в притвор и начинаются собственно пасхальные утреня и литургия (гл. 45) .

В Типиконе, принятом ныне в Русской Православной Церкви ([Т. 2. ] С. 922–930) , устав служб В. с. — тот же, что и в первопечатных греч., но изложен он подробнее: описан чин полуношницы (читается по кельям) , упомянуто двупсалмие в начале утрени, указывается, что во время непорочных и последних песней канона утрени братия стоит с возжженными свечами, описывается полное каждение храма во время 1-й статии (на практике бывает немного раньше — во время тропарей на «Бог Господь») и малые каждения на 2-й и 3-й, отмечено чтение триодного синаксаря по 6-й песни канона утрени, выписан устав чтения часов и изобразительных, безусловно предписано петь «Да мо1лчитъ вся1кая пло1ть человэ1ча» на литургии, отмечается замена «Достойно» на литургии ирмосом 9-й песни канона, предписано петь канон на «паннихис» «со стЭха1ми пэ1сней» (т. е. с библейскими песнями) и др. В целом описание совр. рус. Типикона близко к помещенному в пер-вопечатном рус. Уставе 1610 г. Отличие совр. рус. Типикона от печатных греч. изданий XVI в. в упоминании изнесения плащаницы на утреннем входе и цело-вания ее по отпусте утрени (при пении стихиры «ПрЭиди1те `3блажи1мъ: ») и ука-зание на то, что пасхальное бдение, в принципе, отделено от пасхальной утрени нек-рым промежутком времени.

Т. о., внутренняя логика служб Великой Субботы в совр. Типиконе — та же, что и в древних визант. памятниках. В гимнографии утрени раскрывается содержание В. с. ; в чине особо акцентируется Пс 118, используемый, по уставу, и на воскресной, и на заупокойной службе; Пс 118 напоминает, что В. с. — это воспоминание одновременно Смерти и Воскресения Спасителя. Оканчивается утреня службой чтений, как бы заменяющей собой отсутствующую литургию (В. с., по 64 прав. Ап. — единственная постная) т. е. не имеющая утренней литургии (суббота в году) . Перед службой чтений, как и на литургии, совершается вход; к XVI в. общепринятой сделалась практика при совершении этого входа обертывать Евангелие воздухом — тогда Евангелие символизирует Тело Христа, а воздух — погребальную плащаницу; после XVI в. плащаница стала самостоятельным литургическим предметом, используемым начиная с Великой пятницы и вплоть до отдания Пасхи. Весь день В. с. должен проходить в полном воздержании от пи-щи и питья, во исполнение древнего правила о предпасхальном посте. Вечером Великой Субботы совершается пасхальное бдение, являющееся одновременно и воскресным и состоящее из вечерни, 15 паремий (введенные ради совершавшегося во время них Крещения, они содержат пророчества о Воскресении Христовом и о таинстве Крещения) , литургии свт. Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения и паннихис.

В современной практике Русская Православная Церковь руководствуется указаниями Типикона, однако утреня Великой Субботы, как правило, совершается не ночью, а накануне вечером; вечерня, литургия и благословение хлебов — не вечером, а утром Великой Субботы; великое чтение из Книги Деяний св. апостолов и «полунощница» (паннихис) — поздно вечером, перед пасхальной утреней (тем самым пасхальное бдение разделено на 2 части) . Днем в Великe. Субботe уже стало общепринятым благословлять пасхальные кушанья — яйца, куличи и пасху (строго говоря, благословение пасхальных кушаний по уставу должно совершаться в 1-й день Пасхи, уже после пасхальной литургии и непосредственно перед разговением; перенесение этого благословения на В. с. обусловлено практическими соображениями) . Особое место в службах В. с. занимает плащаница (которая износится и полагается в центре храма еще во время вечерни Великой пятницы) , перед ней произносятся ектении и читаются все чтения утрени, вечерни и литургии В. с. ; в конце великого славословия, перед утренним входом, вокруг храма совершается шествие с Евангелием и плащаницей; на катавасии 9-й песни канона на паннихис плащаница торжественно вносится в алтарь и полагается на св. престоле (где она лежит до отдания Пасхи) .

Великая Суббота в современной греческой практике Согласно Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, общепринятому в греч. приходской практике, вечерня и литургия Великой Субботы также отделены от паннихис. Утреня и вечерня Великой Субботы могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в рус. практике) . Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны ( без при-певов ) и 12 из 15 паремий вечерни Великой Субботы. ( т. о., на самой вечерне читаются лишь 3 ) . Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после к-рых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных) ; Пс 50; канон (на 6) , после 9-й песни к-рого поются на 3 статии припевы-похвалы В. с. (без непорочных, вычитанных заранее) ; «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых совершается лобзание плащаницы; великое славосло-вие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на св. престол, тропари В. с. (все 3) и каждение плаща-ницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство» и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; 3 паремии (1-я, 4-я и 15-я из 15; с пением песней вавилонских отроков в последней) . Сразу следуют малая ектения, и, начиная с «Елицы во Христа», — литургия свт. Василия (чтения и херувимская — те же, что и в совр. рус. Типиконе; кроме того, в Типиконе опи-сана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменен ирмосом воскресных блаженн 2-го гласа) , для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния св. апостолов в Типиконе Георгия Виолакиса не упомянуты; паннихис В. с. совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греч. и совр. рус. Типиконах, но канон поется с меньшими повторениями (на 6) , а седален и кондак в каноне опущены; во вре-мя пения канона священнослужители готовятся к совершению литургии (Biol? khj. Tupik? n. S. 362–367) .

В совр. практике мон-рей Св. Горы Афон службы В. с. совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде мон-рей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике; впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в. — напр., Ath. Philoth. 153) . Вся утреня В. с. совершается перед плащаницей, как перед св. пре-столом, произносятся все возгласы и т. д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совер-шает каждение храма, говоря каждому: «Kalѕn AnЈstasin! » (С Воскресением!) . В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон ( главный храм мон-ря ) обходят трижды, делая остановки, на к-рых произносят-ся особые прошения. После 3-го обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии В. с. игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, к-рые остаются в храме до Антипасхи (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 621–721; [CrusТstomoj) Katsouliљrhj (, ўrcim. ]. S. 207–212, 218) .

Фото - М. Пельц Литература: Мансветов И. Церковный Устав (Типик) : Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885; [Авдуловский] Ф. М. Святой огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой Субботы в Иерусалиме по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887; Данилевский С. Св. Плащаница и обряды, совершаемые над нею Русской Церковью в последние два дня Страстной Седмицы ПC. 1896. Ч. 1. Февр. С. 250–274; Март. С. 356–380; Дмитриевский А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X в. Каз., 1894; он же. Описание; он же. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой К-польской ц. К., 1907; Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной седмицы. М., 1900; [Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы]. ТСЛ, 2001р. С. 203–232, 282–284; Никольский А. Страстная седмица. К., 1905; Никольский. Устав. Т. 2. С. 716–727; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910; Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных: Историческое исследование. К., 1913; Burkitt F. C. The Early Syriac Lectionary System Proceedings of the British Academy. 1923. Vol. 11. P. 1–38; idem. The Jacobite Service for Holy Saturday JThS. 1923. Vol. 24. P. 424–427; Ильин В. Н. Запечатанный гроб, Пасха нетления: Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи. П., 1936; Клин, 2001р; Reicke B. The Disobedient Spirits and Christian Baptism. Copenhagen, 1946; Renoux Ch. Le Triduum pascal dans la rite Arm? nien et les hymnes de la grande semaine REArm. N. S. 1970. Vol. 7. P. 115–117; Sacramentarium gelasianum Ed. L. C. Mohlberg. R., 1960. P. 70, 72; Deshusses J. Le Sacramentaire gr? gorien: Ses principales formes d’apr? s les plus anciens manuscrits. Fribourg, 1971. Vol. 1. P. 183ff. ; Bertoni? re G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. ( OCA; 193 ) ; Taft R. A Tale of Two Cities: The Byzantine Holy Week Triduum as a Paradigm of Liturgical History Time and Community: In Honor of Th. Talley Ed. J. N. Alexander. Wash., 1990. P. 21–41; idem. In the Bridegroom’s absence: the Paschal Triduum in the Byzantine Church La Celebrazione del Triduo Pasquale: Anamnesis e Mimesis: Atti del III Cong. Intern. di Liturgia. Ed. I. Scicolone. R., 1990. P. 71–97. (Studia Anselmiana; 102; Analecta Liturgica; 14) ; Hadaya S. M. L’office maronite du Samedi-Saint. Kaslik-Lebanon, 1995. ( Bibl. de l’Univ. Saint-Esprit; 37 ) ; Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. ( BEL. S; 93 ) ; Bradshaw P. «Diem baptismo sollemniorem»: Initiation and Easter in Christian Antiquity EЩlТghma: Studies in Honor of R. Taft A cura di E. Carr etc. R., 1993. (Studia Anselmiana; 110: Analecta liturgica; 17) ; Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages Passover and Easter: Origin and History to Modern Times P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman, eds. Notre Dame (Indiana) , 1999. P. 161–185 ( Two Liturgical Traditions; 5 ) ; Hoffman L. A. The Great Sabbath and Lent: Jewish Origins? Passover and Easter: The Symbolic Structuring of Sacred Seasons P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman, eds. Notre Dame (Indiana) , 1999. P. 15–35. ( Two Liturgical Traditions; 6 ) ; Zagano Ph. Holy Saturday. Crossroad, 2000; Kollamparampil A. G. From Symbol to Truth: A Syriac Understanding of the Paschal Mystery R., 2000. ( BEL. S; 110 ) ; «Благословенная суббота»: Богословское осмысление Великой Субботы. М., 2001; Крещальная литургия. М., 2002. Ссылки по теме 20 апреля 2006

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Страстная седмица: Великая Суббота (комментарий в аспекте культуры) — Статьи — Церковно-Научный ... | Страстная седмица: Великая Суббота (комментарий в русле истории) — Статьи — Церковно-Научный Центр ... | Страстная седмица: Великая Суббота (комментарий в цифрах и фактах) — Статьи — Церковно-Научный ... | Страстная седмица: Великая Суббота (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр ... |
Опубликована электронная версия I тома ... ... г.) ; - сопровождение информационных сообщений комментариями, отражающими проявление данного события в различных сферах общественной жизни: в свете веры, в русле истории, в аспекте культуры, в интересах нации, в цифрах и фактах, в зеркале СМИ, в контексте права; - публикация оперативной, объективной и компетентной информации о значимых событиях в религиозной жизни общества; - формирование электронной библиотеки церковно-научной литературы, источников по истории Церкви и богословию. Телевизионная студия «Бакалавр» Существует с 2003 года, создана по указанию и благословению Патриарха Алексия II. Ее учредителями стали Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Большая Российская энциклопедия и Российская Академия наук. Работая над телепроектами, мы тесно сотрудничаем с Московской Патриархией, с иерархами Русской Православной Церкви, а также привлекаем к работе ведущих отечественных историков Русской Православной церкви. Студия «Бакалавр» имеет эксклюзивное право на съемки Святейшего Патриарха и доступ к редким архивным материалам. В телестудии «Бакалавр» уже накоплен большой архив Патриаршего служения, который продолжает пополняться. Ссылки по теме 24 октября ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Страстная седмица: Великая Суббота (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"