кон. XIV – нач. XV в., Псков

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Иконостас: Происхождение — развитие — символика ...azbyka.ru
... работах русских исследователей XIX – начала XX в., в общих чертах была выявлена связь иконостаса с символикой алтаря и литургией, а также сделан априорно верный вывод о возникновении сплошных высоких иконостасов на рубеже XIV XV вв. 658 Первостепенное значение для дальнейшего осмысления иконостаса как одного из самых глубоких духовно-художественных явлений христианской культуры имели богословско-философские труды о. Павла Флоренского. В ставшем ныне знаменитым и широко известным сочинении «Иконостас», подготовленном в период работы П. А. Флоренского в Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) , собственно иконостасу посвящено лишь несколько высказываний, но в них с исчерпывающей полнотой выражено его духовное содержание и определено его назначение в храме. Основная мысль П. А. Флоренского следующая: иконостас необходим для того, чтобы являть человеку высшую реальность бытия языком символов, в которых пребывает «реальность энергии некоей другой реальности» 659. Развивая далее это краткое определение, он дает поразительную по своей богословской осмысленности характеристику алтарной преграды, «разделяющей два мира»: «Иконостас есть граница между ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...azbyka.ru
... и на протяжении всей истории византийской культуры, в Болгарии XIV в., опираясь на эту философию слова, осуществлял реформу языка и стиля Евфимий Тырновский. Современная наука судит о ней на основании сочинения ученика Евфимия сербо-болгарского ученого Константина Костенчского 213. Последний считал, что глубокий смысл заложен в каждом элементе языка, в каждой букве, в каждом графическом значке, надстрочном знаке и т. п. Отсюда понятна борьба за правильность языка, точное соблюдение грамматики, мучительные поиски литературных средств выражения в южнославянской и древнерусской письменности конца XIV-начала XV в. 214, которые приводят к своеобразному лингвистическому агностицизму. В результате длительной работы с языком древний книжник замечает, что ему не хватает слов для выражения сущностных основ бытия. Даже для адекватного повествования о святости праведника, явлении, казалось бы, очевидном, Епифаний не находит нужных слов и с горечью в конце «Жития Стефана Пермского» заявляет: «…мне же мнится, яко ни едино же слово доволно есть или благопотребно и стройно, но худа суть и грубости полна» (ЖСт 111) . Здесь уже не только звучит традиционная самоуничижительная формула, но и ... далее ...
Святой Григорий Палама и православная мистика, ...azbyka.ru
... и Северной Русью постоянно курсировали многочисленные путешественники. Это были русские митрополиты, которых должен был утверждать и посвящать патриарх, греческие иерархи, назначенные в Киевскую митрополию и время от времени вынужденные приезжать на родину по личным или официальным делам, епископы, особенно епископы Сарая, которым давались дипломатические поручения, русские монахи, жаждавшие посетить монастыри Среднего Востока, греческие иконописцы (в их числе великий Феофан) , которых приглашали для украшения русских церквей. Пятеро русских паломников, побывавших в Константинополе в конце XIV и начале XV века, оставили записи о своих путешествиях 175. В Москве, по-видимому, существовал греческий монастырь св. Николая, с Константинополем были прямо связаны Богоявленский и Симоновский монастыри, так что по крайней мере некоторые русские духовные лица могли научиться греческому языку 176. 3. Русское монашество: преп. Сергий, св. Стефан Пермский Небывалый расцвет монашества, происходивший на севере Руси в течение XIV-XV веков, никак нельзя рассматривать вне контекста обновления связей с Византией и южным славянством. Не имея положительных данных о том, что представляла ... далее ...
История канонизации святых в Русской Церкви, ...azbyka.ru
... иже бысть во Владимирском уезде, на реце Лайдуге Малой ( в других списках: Лавдруге, Ладоге ) в селе Мошку, новый чудотворец, преставися в лето 7100 (1592) . Село Мошокь теперь в Судогодском уезде Владимирской губернии, в 32 верстах ( на юго-запад ) от уездного города, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова сл. Мошок. Савва, трудник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, -Патерик Соловецкий, стр. 77. Савва Стромынский, игумен упраздненного Стромынского Успенского монастыря, который находился в Богородском уезде Московской губернии, живший, как полагают, в конце XIV начале XV века, записанный в некоторых святцах под 20-ы Июля (см. статью гр. Μ. В. Толстова. «Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре», помещенную в 1-й кн. Чтений Общ. Ист. и Древн. за 1861-й год) . Святослав Ярославич, преставися в лето 6584 (1076) месяца Декабря в 27-й день и положенный бысть во Пскове. Это – великий князь Святослав Ярославич, сын Ярослава Великого, положенный не во Пскове, а в Чернигове. Святослав, в крещении нареченный Гавриилом, Всеволодович, Юрьевский чудотворец, преставившийся в лето 6700 (1192) месяца Февраля в 3 день. Святослав Всеволодович, ... далее ...
Миссия синаксарей — священник Антоний Семилетazbyka.ru
... (эта тема нуждается в отдельном исследовании) . Сама Триодь называет имя Никифора Калиста Ксанфопула, богослова, историка и гимнографа первой половины XIV века, жившего и трудившегося в Константинополе. В этом столетии богослужение грекоговорящих Церквей уже регулируется Иерусалимским типиконом. Афон же становится центром переводов богослужебных книг на славянский язык. Синаксари были переведены афонским иноком Закхеем Философом. При мит­рополите Киприане (выходце с Афона) синаксари с приходом Иерусалимского устава становятся частью церковного богослужения на Руси. Таким образом, к концу XIV началу XV века богослужение Русской Православной Церкви знает практику чтения синаксарей Великим постом. В XIV веке на Руси синаксари не были включены в состав Триоди. Упоминание Пентковского о внесении синаксарей в Триодь монахом Гавриилом нельзя расценивать как явление всеобщее, оно скорее единичное и относится к литургической практике славянских монастырей Святой горы. Изменение Типика приводит в действие институт переписчиков, которые начинают адаптировать богослужебные книги под требования нового Устава. Переписывание как творческий процесс сложно и продолжительно по ... далее ...
История древнерусской литературы, Часть 4 - ...azbyka.ru
... его подклонишася, расколници же и мятежници царства его ecu погыбоша». Создавая агиобиографию Дмитрия, автор «Слова о житии» не просто говорит о благочестивом происхождении князя «от благородну и пречестну родителю», а устанавливает его генеалогию, подчеркивая, что Дмитрий – внук «собрателя Русьской земли» Ивана Даниловича «и корены святого, и богом сажденного саду отрасль благоплодна и цвет прекрасный царя Владимира, нового Констянтина... », Последовательно проводится мысль о том, что «скипетр державы Русьскыя земля» Дмитрий принял по наследству. Это свидетельствует о том, что уже к концу XIV началу XV в. идея киевского наследства вошла в сознание московских книжников. Пространен и витиеват перечень христианских добродетелей князя, завершающийся дидактическим обращением: «... да се слышаще, царя и князи, научитеся тако творити». Плач вдовы восходит к традиции устной причета: «Како умре, животе мой драгий, мене едину вдовою оставив? Почто аз преже тебе неумрох? Какозаиде, свет очию моею?.. Цвете мой прекрасный, что рано увядавши?.. Солнце мое, рано заходиши; месяць мой прекрасный, рано погыбаеши; звезда въсточная, почто к западу грядеши? » Евдокия обращается к ... далее ...
Хождение в святую землю московского священника ...azbyka.ru
... «Путешествие старца Леонтия во Иеросалим. Скоропись XVIII в., в 4 долю, 157 листов». Описание завершает условное обозначение – «Р». Так Е. И. Усов отмечал, откуда рукопись поступила. В указателе «Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина» сообщается, что «рукописи, как правило, поступали на кладбище в виде пожертвований старообрядцев», причем «довольно большая группа рукописных книг связывается с купеческой фамилией Рахмановых. В Рогожскую библиотеку в начале XX в. поступило около 240 рукописей из рахмановской коллекции, древнейшие из которых датировались кон. XIV нач. XV в., а самые поздние – XIX в. » 148. Хотя в сноске 9 на с. 41 указано, что рукописи рахмановского собрания Усовым помечались «Рахм», в «Каталоге» не обнаружены подобные условные сокращения, а только «Р» и «Рог». Таким образом, можно предположить, что данная рукопись входила в состав рахмановской коллекции, поступившей на Рогожское кладбище в начале XX в. В пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что данной рукописи в собрании Рогожского кладбища до 1890–1891 гг. не было, ибо о ней нет сведений в книге И. В. Власова «Описание славяно-русских рукописей и книг ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...azbyka.ru
... встречаемся мы у другого раскольнического «мемуариста», Епифания. «…Но не позазрите скудоумию моему и простоте моей, -молит он читателей своего «Жития», -понеже граматики и философии не учился, и не желаю сего, и не ищу, но сего ищу, како бы ми Христа милостива сотворити себе и людем, и Богородицу, и святых Его. А что скажу вам просто, и вы Бога ради собой исправте со Христом, а мене грешнаго простите и благословите, и помолитеся о мне…» 458. Епифаний стоит здесь практически на традиционной позиции средневековых книжников. Однако есть и отклонения. От авторской установки его знаменитого тезки конца XIV-начала XV в. эта позиция отличается особым нажимом на принципиальный отказ от светских знаний, наук, просвещения 459. Если Епифаний Премудрый, как мы помним, был убежден, что книжнику, агиографу необходимо иметь две мудрости-человеческую (науки и искусства) и божественную, то его последователь в XVII в. демонстративно отказывается от «внешней мудрости», не желает ее и не ищет. Позиция инока XVII в. оказывается более близкой к раннехристианским мыслителям II- III вв., чем к классическому русскому Средневековью. И в этом также примета своего времени. В России XVII в. значительно ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... пение церковное, и милостив зело к убогымь; паче же любляше суд праведен, не на лиця судити, бояромь не потакаше, но паче сиротамь в всемь помагаше, милостыню всегда беспрестани творяше. Того ради и Бог удиви милость Свою на немь, давше ему толику благу и красну житию кончину. И вечнаа ему память. Второй вид Жития Михаила Александровича содержится в так называемой тверской обработке Троицкой летописи, доведенной до 1412 г. и представленной в Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Здесь тверской идеолог оправдывает политику тверских князей и излагает свою точку зрения на события конца XIV начала XV в. Текст представляет своеобразный тверской «ответ» на идеологию московской стороны, отраженную в Троицкой летописи. Рассказ о кончине в 1399 г. Михаила Александровича Тверского написан в иной, чем у Епифания Премудрого, стилистической манере (автор ориентируется в качестве источника на Сказание о Борисе и Глебе) и насыщен многими бытовыми подробностями, которые могли быть известны только местному писателю-монаху. Автором тверской переработки признается архимандрит Спасо-Афанасиева монастыря Ки-рилл 407. Датируется памятник, как и 1-й вид Жития Михаила Александровича, ... далее ...
Сто великих святынь православия — Сост. Ванькин ...azbyka.ru
... изгнан с кафедры и вернулся в Путну, где и упокоился в 1678 г. Рядом с монастырем находится небольшая церковь времен воеводы Драгоша, считающаяся самым древним деревянным строением в Европе. В Путне сохранилось немало святынь, обладающих благодатной силой, помогающей и исцеляющей. Это чудотворная икона Божией Матери, мощи трех святителей – Василия, Григория и Иоанна, а также частицы мощей преподобного Даниила Отшельника, великомученика Пантелеймона, преподобного Нектария Эгинского, святителя Геннадия, великомученика Георгия Победоносца. В обители находятся восемь уникальных икон конца XIV–нач. XV в., искусствоведы называют их «Рублев Путны». Монастырский музей здесь был открыт в 1976 г., представив посетителям богатейшую коллекцию литургических тканей золотого шитья XV–XVI вв. – церковные завесы и плащаницы, рукописные кодексы от XIII в., церковную утварь из драгоценных металлов. Представленные работы неизвестных монахов наглядно демонстрируют художественное умение тонко понимать красоту. Особая страница в летописи монастыря – это эпоха социализма, когда в 1959 г. три четверти монастырей в Румынии были закрыты. Но Путна за всю свою многовековую историю никогда не ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: кон. XIV – нач. XV в., Псков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера