Романа Сладкопевца

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Кондаки св. Романа Сладкопевца - читать, скачать ...azbyka.ru
... современном значении кондак – это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион (προοίμιοῦ) , – своего рода предисловие, вво­дящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном – краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно – в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора – Роман, например, του ταπεινού Ρωμανοῦ – «смиренного Романа». Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количествен­ные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко ... далее ...
О чём сообщает иконография Праздника Покрова ...azbyka.ru
... материя оберегала жителей от палящего зноя, создавая прохладную тень. В более глубоком осмыслении этот покров может обозначать Покров Божий вообще, Божественный Промысл. Часть обозначенных лиц имеют нимбы, знак святости. Некоторые же лица представлены без нимбов. Это – участники хора. Кроме того в левом нижнем углу (со стороны зрителя) отмечены ещё две фигуры без нимбов: диакон и монах. В правом нижнем углу (со стороны зрителя) находится блаженный Андрей, указующий правой рукой на Владычицу. Его взор обращен к Епифанию. Среднюю часть нижнего регистра занимает изображение святого Романа Сладкопевца. Чем вызвано воспроизведение этого образа на иконе Покрова, понять нетрудно. Роман Сладкопевец жил и служил Вседержителю в период V-VI веков. Одно время он исполнял обязанности диакона в Бейруте. Во время правления императора Анастасия переселился в Константинополь, вошёл в состав клира храма Божьей Матери. Однажды, после усердной молитвы, когда он предался глубокому сну, пред ним предстала Сама Божья Матерь. Во время этого посещения Она вручила ему таинственный свиток, повелев его проглотить. Вдохновленный видением Роман, пробудившись, возвеличил Явившуюся, составив ... далее ...
Справочник православного человека. Православные ...azbyka.ru
... в отдельный праздник содержится в 43-м правиле Эльвирского Собора, состоявшегося в 300 году. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. Есть мнение, что «радостнейший период» был разделен на два праздника во время II Вселенского Собора, проходившего в 381 году, с целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Составители чинопоследования службы праздника неизвестны. Известно только, что каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскиным и преподобным Иосифом Песнописцем, а кондак и икос принадлежат перу Романа Сладкопевца. Известно множество проповедей на праздник Вознесения, составленных знаменитыми проповедниками древности и святыми отцами Церкви. Среди авторов: святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, Афанасий и Кирилл Александрийские, Григорий Палама и преподобный Иоанн Дамаскин. В славянских рукописях Торжественника содержатся проповеди славянских церковных писателей – святителей Кирилла Туровского и Иоанна Болгарского. Событие праздника Событие Вознесения Господня очень кратко описывается в Евангелии от Луки ( Лк. 24; 50, 51 ) и пространно в Деяниях святых ... далее ...
Поэтика библейского параллелизма — Андрей ...azbyka.ru
... птенцам, οἰ’αξ vηῶν ἀτρεκη’ς руль надежный кораблям, ποιμὴν ἀρνῶν βασιλικῶν пастырь царским стадам — τοὺς σοὺς ἀφελεῖς безмятежных Своих παῖδας ἀ’γειρον детей собери, αἰνεῖν ἁγι’ως чтоб им в святости петь, ὑμνεῖν ἀδο’λως без притворства хвалить ἀκα’κοις στο’μασιν в непорочности уст παι’δων ἡγη’τορα Χριστο’ν Христа – наставника детей. Но и здесь мы еще не находим ни регулярных рифм, ни четкого размера, основанного на ударениях. Эксперименты, начавшиеся в первые века нашей эры, сложились в стройную систему ритмического стихосложения только в конце V века. Речь идет прежде всего о поэзии Св. Романа Сладкопевца 630 (, выходца с семитского Ближнего Востока. Однако основной период жизни и творчества Романа) конец V – начало VI века (прошел в Константинополе, и нам известны его произведения только на греческом языке. Нигде не говорится, что он когда-либо писал по-сирийски.) Роль сирийского элемента в творчестве Романа понимается разными исследователями по- разному. Ж. Гродидье де Матон 631 (вовсе не рассматривает сирийский компонент в творчестве Романа, тогда как В. Петерсен 632) и Л. ван Ромпай 633 (уделяют ему немало внимания, вплоть до того, что ван Ромпай в самом заглавии ... далее ...
Под сенью любви. Архимандрит Исаакий (Виноградов) ...azbyka.ru
... в народе интересоваться видением. Все поняли, что услышала Божия Матерь их мольбу о помощи и обещает им покров и заступление. И действительно, Взбранная Воевода отогнала всех врагов, и страна и на этот раз была спасена. В честь этого события в день 1 октября установлен у нас праздник Покрова Божией Матери. Как я уже сказал, особо возлюбил этот праздник русский народ, понимая, что не однажды и не над одним городом простирала Свой материнский теплый Покров Пресвятая Дева, но защищает им всегда всех верующих на грешной и скорбной земле. В этот же день, 1 октября, почитаем мы святого Романа Сладкопевца. Это был очень скромный, смиренный и кроткий юноша, чистой жизни и глубокого благочестия. Он учился в духовной школе при архиерейском доме в Константинополе. Товарищи его смеялись над ним, над его застенчивостью, неумением читать и всегда пытались выставить его в смешном виде перед Владыкой и народом. Однажды, это было в канун Рождества Христова, его насильно вытолкнули читать на царских часах, а он стал путаться и заикаться в присутствии царя и Патриарха. Владыка хорошо относился к нему и послал из алтаря диакона дочитать за Романа, а тот в слезах убежал и спрятался в ... далее ...
Поэтика ранневизантийской литературы, Часть 1 - ...azbyka.ru
... имперской идеологии 860 и какому вырождению, искажению, обессмысливанию подпадала она в этом кругу. Классицистические образы годились для условных похвал режиму; когда нужно было всерьез найти какой-то смысл для жизни человека при этом режиме, они работали плохо. Интеллектуальный и артистический блеск придворного классицизма от Константина до Юстиниана – словно тонкая радужная пленка над темной, но плодотворной глубиной. На глубине же несколькими веками раньше началось 861, а теперь стимулировалось всем строем жизни освоение отысканных на Ближнем Востоке возможностей творчества. Путь Романа Сладкопевца, явившегося из Берита – Бейрута в столицу на Босфоре, – емкий символ. Ранневизантийская литература воспринимала важные аспекты традиционного ближневосточного подхода к изображению человека в его «сраме» и его «славе» (глава «Унижение и достоинство человека») , к «учительному» слову (глава «Мир как школа») , к графически реализованному тексту (глава «Слово и книга») . Эта рецепция – одна из сквозных тем книги. От одной главы к другой для разнообразных компонентов литературной традиции прослеживается один и тот же единообразный маршрут: древнееврейская литература, за которой ... далее ...
Кондак на Вознесение Господне - читать, скачать ...azbyka.ru
... от вас; Я с вами, и никто на вас. “» 18 () ? ?????? ( «Посему ты выше Ливана; Фавор и Ермон ) ? ???????? (становятся меньше тебя; ибо Человеколюбец на них не совершил того, что совершил в тебе». Таким образом, сказав сие, ученики Искупителя остановились здесь словами своими, и, возведши горе очи и руки свои, умилостивляли Царя неба и земли, вопия: «Едино Безгрешно, мир подаждь нам и, чрез нас, миру Твоему; ибо враг) наш (не терпит видеть) что либо (доброе, содеянное нами; но отжени его от нас, Ты, Рекший: „Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас“». Источник: Кондаки и икосы Св. Романа Сладкопевца. Перевод диакона Сергия Цветкова. М. : 1881. С. 148–154) Православная Церковь выкристаллизовывала свое богослужение на протяжении многих веков. Став фундаментом церковной жизни с первых дней существования христианства, оно вобрало в себя полноту Священного Предания Церкви, включающую, помимо Евхаристии и других таинств, вероучение в его наиболее чистой, яркой и доступной форме. Одним из звеньев в цепи литургического развития стали кондаки. Дошедшие до нас произведения этого жанра принадлежат в основном VI и более поздним векам. Тем не менее можно вполне уверенно ... далее ...
Встречая нового человека | Азбука здоровьяazbyka.ru
... поваляться и поболтать. И это бывает всегда особенное время… Усиливается роль отца семейства. Папа серьезнеет и матереет. Да и все мы немного взрослеем — с каждой новой моей беременностью, особенно – самый младший член семьи. Потом, когда рождается малыш, и начинаются будни, — счастливые, трудные, разные, жизнь снова становится полнокровной и нетерпеливой, — я часто вспоминаю как безоблачно и светло быть беременной, невзирая на все недомогания и трудности этого периода. Имя мы выбираем ребеночку по святцам, но принимаем во внимания просьбы бабушек и дедушек. Например, Иван родился в день Романа-сладкопевца, но назван Иоанном в честь Предтечи и Крестителя Христова и крещен в день перенесения его десницы, потому что таким образом в семье появился полный тезка нашего любимого дедушки — Ивана Андреевича Ромашко. Думаю, такие традиции есть в каждой семье и мы тут не оригинальны. Имя обычно выбираем заранее, — и молимся святому, в честь которого собираемся дитя назвать. Что касается других простых вопросов про то, что из святынь брать с собой в родильный дом – я обычно не беру святую воду, боюсь ее пролить, да и из соображений послеродового очищения женского организма. В ситуации ... далее ...
Кондак на Богоявление Господне - читать, скачать ...azbyka.ru
... что происхождение термина «кондак» обычно связывают с греческим словом «контакион», которым обозначался свиток, намотанный на палочку – «ко? нтос», в отличие от книг, где пергамент складывался в четверку – «тетра? дион». В приложении к богослужебным песнопениям термин «кондак» стал употребляться только в IX веке. Святой Роман не называл и не мог называть свои произведения кондаками 6. В его первоначальном литургическом значении кондак определяется как ведущая жанровая форма ранневизантийской церковной гимнографии, сложившаяся в V-VI веках и достигшая наибольшего расцвета в эпоху Романа Сладкопевца 7. «В современном значении, кондак – это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаём его по надписанию «кондак» и но месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки святого Романа» 8. Являясь особым видом церковного творчества, кондак представляет собой поэму, составленную по определенным правилам и посвященную какому-либо библейскому или агиографическому событию. Вопросы происхождения кондака и его роли в развитии византийской гимнографии ... далее ...
История Византийской Империи. Том I, Глава 4 - ...azbyka.ru
... Неаполитанский существенно отличается от большинства агиографов тем, что он писал для народных масс. Его язык находится под сильным влиянием разговорного народного языка. 629 В области церковной гимнографии VII век представлен Андреем Критским, уроженцем Дамаска, который провел большую часть своей жизни в Сирии и Палестине, после того как они попали под власть арабов. Позже он был назначен архиепископом Крита. Как автор гимнов, он знаменит в основном своим Великим каноном, который и теперь читается в православной церкви во время Великого поста. Некоторые части канона показывают влияние Романа Сладкопевца. В каноне повторены основные события Ветхого Завета, начиная с грехопадения Адама, а также слова и деяния Спасителя. Этот краткий обзор литературных событий темных и трудных лет времени династии Ираклия показывает, что большая часть узкого круга византийских писателей этого времени происходила из восточных провинций, некоторые из которых были уже под властью мусульманских завоевателей. Ввиду внешних событий времени династии Ираклия, не удивительно, что ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни. Однако, то весьма незначительное количество ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Постоянная ссылка на эту страницу: Романа Сладкопевца
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"