РГБ, ф. 304 II, № 269

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Житие Сергия Радонежского, Часть 2 читать, скачатьazbyka.ru
... Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » 152 Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как-будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско-Академической летописи, в октябре 6927 г. 153 При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре-октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... текст полностью ...
Монашество и монастыри в России XI-XX века, Часть ...azbyka.ru
... и данный текст, который прямо содержит ответы на поставленные вопросы. Хотя деятельность митрополита Киприана давно привлекала исследователей, однако ответ на вопрос, какие именно новые тексты привез с собой митрополит Киприан на Русь, остается нерешенным 457. Традиция приписывала митрополиту Киприану изменение в составе дополнительных к Псалтыри статей. Исследуемый памятник тоже попал в тексты Псалтырей вместе с другими статьями Устава. Однако в рукописях включение данного памятника в состав Псалтыри можно проследить не во время Киприана, а во второй половине XV в. Самый старший список — РГБ. Ф. 304 Троице-Сергие- вой лавры, № 46 — 1496 г. Однако нельзя не отметить, что Псалтыри, как правило, описываются суммарно и поэтому наличие текста Устава могло и не быть отмечено в описаниях. В описании Синодального собрания составители сделали предположение о том, что окончание Скитского устава следует на статье «От Никейского собора» 458. Но изучение состава сборников более ранних показывает, что сборники РНБ Погод. 876, ЯГМЗ 15479, РНБ КБ XV совпадают до статьи «О калугерицах» (в уставной редакции этот раздел называется «Об инокинях») . Однако составитель Устава отсылает к текстам, ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... от Сказания!) начала XV в. : см. Прологи мартовской половины РНБ, собр. Санкт-Петербургской Духовной Академии, А. I. 264 (Т. 2) , л. 212 об. – 213 об., и РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища) , № 511, л. 151—151 об. Если существующее Слово о празднике Спаса не может быть датировано ранее начала XV в., то вопрос об установлении самого праздника Всемилостивого Спаса остается открытым: в ранних списках Пролога или Церковных уставов указаний на существование праздника не содержится, хотя в Троицком Кондакаре начала XIII в. под 1 августа отмечен праздник «Спаса всемилостиваго» ( РГБ, ф. 304 I, № 23, л. 47 ) . В цикле, составляющем Сказание об иконе Владимирской Богоматери, основную идеологическую нагрузку несет Слово об установлении праздника Спаса. Автор называет Андрея Боголюбского «нашим царем» 233, утверждает, что «царь» Мануил и «царь» Андрей жили «в любви и братолюбии», что оба «царя» установили праздник 1 августа «повелением патриарха Луки и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа Ростовьскаго». Все это свидетельствует о стремлении поднять статус русского князя как христианского «царя», равного по значимости византийскому императору. Но на ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... № 4635. Сборник) л. 11—12 об. (, 80-е годы XV в. Филигрань: Голова быка под крестом и перекрестием – Лихачев, № 3491) 1476 г. (.) 6 (РНБ, Софийское собр., № 1389. Сборник, содержащий выписки из Пролога) л. 392 об. – 395 (, кон. XV в. Филигрань: Голова быка под короной и цветком – Брике, № 14592) 1488—1498 гг. (.) 7 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 643. Сборник) л. 21—23 об. (, кон. XV в. Филиграни в основной части совпадают с водяными знаками рукописей: Троиц., № 368) 1497 г. (, Троиц., № 369) 1497—1498 гг. (, МДА, № 48) 1497—1499 гг. (.) 8 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 466. Служебная минея на сентябрь) л. 366—368 об. (, 1505 г. Проложная статья находится в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского.) 9 ( ГАЯО, № 446. Сборник ) л. 134—137 (, нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Брике, № 11424) 1502—1508 гг. (; Щит с лилией под крестом — Брике, № 1568) 1500—1504 гг. (; Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лихачев, № 1347) 1508 г. (.) 10 ( ЯМЗ, № 15522. Сборник ) л. 351 об. – 353 (, нач. XVI в., рукопись входила в состав библиотеки Спасо-Ярославского монастыря. ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... написана в 1497 г. в Троице-Сергиевом монастыре. Далее идут другие почерки и другая бумага. Повесть написана на листах со знаком Большой тиары) первая четверть XVI в. (.) Заголовок: «Месяца августа в 26, на память святых мученик Андреяна и Наталии. Повесть полезна от древняго писаниа сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пресвятыа Владичица нашеа Богородица и приснодевыя Мариа, еже нарицается Владимерскаа, како прииде от Владимера в боголюбимыи град Москву и избави нас и град нашь Москву и вся грады и страны христианскыа от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2 ( РГБ, ф. 304 I, № 680 ) л. 348 об. – 361 (. Минея четья на август, 60-е годы XVI в. Филигрань: Кораблик — Лихачев, № 3353) 1561 г. (. Вероятно, копия списка Унд., № 232.) 3 ( ГИМ, Воскресенское собр., № 154б ) л. 1062 об. — 1069 (. Воскресенский список Софийской II летописи, 50—60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 124—128.) 4 (РНБ, F. IV. 144 – Эттеров список Львовской летописи, 60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910. С. 212— 217. Софийская II и Львовская летописи восходят к общему источнику – Своду 1518 г.) 5 ( ГИМ, Синодальное ... текст полностью ...
Избранные жития святых. Том 2, Июль читать, ...azbyka.ru
... Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии) ; из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона) , где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника, был учеником некоего Синайского старца, ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... в промежутке между 1575 и 1581 г. день 20 июля совпадает с пятницей лишь однажды – в 1576 г. ; следовательно, все описанные события произошли в 1576 г., и этим годом датируется канонизация Евфросинии Суздальской. Далее Варлаамом описываются чудеса исцеления октября-декабря) 1576 г. ( , марта-сентября ) 1577 г. ( , января-октября ) 1578 г. (и 21 февраля) 1579 г. (. Епископ Варлаам занимал Суздальскую кафедру в 1570—1586 гг., поэтому создание Жития Евфросинии Суздальской редакции Варлаама следует датировать 1579—1586 гг.) Старшим списком Жития Евфросинии редакции Варлаама является: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры) , № 665. Минея четья на сентябрь Германа Тулупова, датируется 1627 г. Житие Евфросинии Суздальской находится на л. 365—412 об., заголовок: «Месяца септеврия в 25 день. Черноризца смиреннаго инока Григория Суждаля града, монастыря святого Еуфимиа чюдотворца, исповедание вкратце житиа и жизни преподобныя и благоверныя княжны Еуфросинии Суждальския». Далее, редакцию Варлаама отражает группа лицевых списков Жития Евфросинии Суздальской XVII века, подробно изученных Ю. А. Грибовым 675: РГБ, ф. 733 (Смоленское собр.) , № 16 (л. ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... Кучкина (.) 5 (Першинский: ИРЛИ, Коллекция М. Ф. Першина, № 7. Сборник 20-х годов XVII в., филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с цветком, на тулове литеры G и RO – Дианова) «Кувшин» (, № 34) 1622— 1623 гг. (312. Житие Михаила Ярославича занимает л. 498 об. – 523 об., заголовок: «В лето 6800. Убиение благоверного и христолюбиваго великого князя Михаила Ярославича месяца ноября в 22 день». Текст обрывается из-за утери последнего листа на словах: «Да како можем по достоянию въсхвалити, блаженныи княже…» Житие Михаила Тверского по данному списку опубликовано 313. 6) Тулуповский: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры) , № 671. Минея четья на ноябрь Германа Тулупова, составлена в 1628—1629 гг. На л. 258 об. – 259 запись писца: «А писал сию святую книгу многогрешныи чернец Герман Тулупов Стариченин в лето от создания миру 7137, индикта 12, по отце своем иноке Ионе и по матери Марье, и по иноке Акилине, и по иноке Анисие, и по дияконе иноке Серапионе, и по Дарье, и по Козме, и по своеи душе и по всех своих родителех». Впрочем, рукой Германа Тулупова переписаны лишь л. 1—216 об., 245—259; л. 217—244 об. написаны другим почерком и на другой ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради (— 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком — Брике, № 8712) 1544 г. (.) Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., № 786 и Егор., № 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834») . 8 ( РГБ, ф. 304 I, № 786 ) л. 299 об. – 305 об. ( — 50-е годы XVI в. ) до 1559 г. (. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID — Брике, № 12746) 1556 г. (; Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, № 1050) 1530—1545 гг. (; Перчатка под короной – Брике, № 11391) 1535—1544 гг. (. На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.) Заголовок: «Месяца декамврия в 20 день. Преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 часа нощи, в лето 6834, пас церковь Божью лет 18 и 6 месяць. Слово святаго святителя Петра митрополита Кыевъсъскаго, Волынньскаго, ... текст полностью ...
Текстология славянской Библии, Глава 5 читать, ...azbyka.ru
... на греч. πεπωρώμενος «затвердевший, жесткий (как известняк) ». 6: 11. Впрочем, никаких сомнений относительно восточнославянского происхождения перевода не возникает. Его фонетико-орфографическая и грамматическая системы лишены малейших признаков южнославянского происхождения. Нет ни одной полной копии ЧНЗ, но известно несколько списков конца XV в., содержащих те или иные его части: три рукописи Четвероевангелия ( РГБ, ТСЛ, Ризн. 6 ) М. 8652 (, так называемое Никоновское евангелие; РНБ, Q. n. I. l, РНБ, Пог. 21) , одна рукопись Апостола ( РНБ, Пог. 27 ) , три рукописи Апокалипсиса (РГБ, ф. 304, 710, ф. 310, № 1, РНБ, Q. n. I. l6) . По устному сообщению Н. Б. Тихомирова, в собрании Троице-Сергиевой лавры имеются рукописи служебного Евангелия-апракос, в которых использован текст данной редакционной разновидности. Некоторые из названных рукописей исключительно похожи по письму и оформлению на ЧНЗ ( например, РНБ, Пог. 21 и 27 ) , в них, однако, не употребляются буквы греческого алфавита. Апостол в РНБ, Пог. 27 содержит полный набор литургических помет и служебные инципиты. Три рукописи Четвероевангелия очень близки между собою по тексту, вместе с тем они имеют ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"