РГБ, ф. 304 II, № 269

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Житие Сергия Радонежского, Часть 2 - читать, ...azbyka.ru
... Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » 152 Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как-будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско-Академической летописи, в октябре 6927 г. 153 При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре-октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради (– 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, № 8712) 1544 г. (.) Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., № 786 и Егор., № 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834») . 8 ( РГБ, ф. 304 I, № 786 ) л. 299 об. – 305 об. ( – 50-е годы XVI в. ) до 1559 г. (. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, № 12746) 1556 г. (; Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, № 1050) 1530–1545 гг. (; Перчатка под короной – Брике, № 11391) 1535–1544 гг. (. На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.) Заголовок: «Месяца декамврия в 20 день. Преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 часа нощи, в лето 6834, пас церковь Божью лет 18 и 6 месяць. Слово святаго святителя Петра митрополита Кыевъсъскаго, Волынньскаго, ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... (, 70-е годы XV в. Филиграни: Буква P под цветком) два варианта (– Брике, №№ 8684) 1452–1461 гг. (, 8591) 1452–1465 гг. (; Голова быка под стержнем с перекрестием – Брике, № 14256) 1469 г. (; Корона – Брике, № 4646) 1473 г. (.) 5 (Научная библиотека Казанского университета, № 4635. Сборник) л. 11–12 об. (, 80-е годы XV в. Филигрань: Голова быка под крестом и перекрестием – Лихачев, № 3491) 1476 г. (.) 6 (РНБ, Софийское собр., № 1389. Сборник, содержащий выписки из Пролога) л. 392 об. – 395 (, кон. XV в. Филигрань: Голова быка под короной и цветком – Брике, № 14592) 1488–1498 гг. (.) 7 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 643. Сборник) л. 21–23 об. (, кон. XV в. Филиграни в основной части совпадают с водяными знаками рукописей: Троиц., № 368) 1497 г. (, Троиц., № 369) 1497–1498 гг. (, МДА, № 48) 1497–1499 гг. (.) 8 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 466. Служебная минея на сентябрь) л. 366–368 об. (, 1505 г. Проложная статья находится в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского.) 9 ( ГАЯО, № 446. Сборник ) л. 134–137 (, нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Брике, № 11424) 1502–1508 гг. ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... от Сказания!) начала XV в. : см. Прологи мартовской половины РНБ, собр. Санкт-Петербургской Духовной Академии, А. I. 264 (Т. 2) , л. 212 об. – 213 об., и РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища) , № 511, л. 151–151 об. Если существующее Слово о празднике Спаса не может быть датировано ранее начала XV в., то вопрос об установлении самого праздника Всемилостивого Спаса остается открытым: в ранних списках Пролога или Церковных уставов указаний на существование праздника не содержится, хотя в Троицком Кондакаре начала XIII в. под 1 августа отмечен праздник «Спаса всемилостиваго» ( РГБ, ф. 304 I, № 23, л. 47 ) . В цикле, составляющем Сказание об иконе Владимирской Богоматери, основную идеологическую нагрузку несет Слово об установлении праздника Спаса. Автор называет Андрея Боголюбского «нашим царем» 233, утверждает, что «царь» Мануил и «царь» Андрей жили «в любви и братолюбии», что оба «царя» установили праздник 1 августа «повелением патриарха Луки и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа Ростовьскаго». Все это свидетельствует о стремлении поднять статус русского князя как христианского «царя», равного по значимости византийскому императору. Но на ... текст полностью ...
Епископ Суздальский Иона (Собина) - читать, ...azbyka.ru
... князя Георгиа Ивановичя Преосвященный Митрополит Данил собра к себе поручении Руской Митрополии свою братию архиепископы и епископы, архимариты и игумены честныа и начаша духовне беседовати о преподобнем отцы Макарии новоявленнем чюдотворцы, глагола в себе сице: “Бог прославляем в совете святых”. И паки глаголаше: “Похваляему праведнику, веселятся людие” ( см. Притч 29: 2 ) . И иже рече: “Не может град укрытися верху горы стоя, ни светилник под спудом сокрыт, но явлен свет всем” ( см. Мф 5: 14–15 ) . [Л. 39 об. ] Сего светилника не рачаше Бог сокрыти под землею, но явлену ему быти (РГБ. Ф. 304 I. № 802. Сборник XVII в.) . Список сокращений ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом) . 1ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: “Собина, опричнина – личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”. – Веселовский С. Б. 2П. Строев сообщает о нем следующее: “Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа ... текст полностью ...
Новые данные о российском периоде жизни прп. ...azbyka.ru
... имеются существенные отличия от Пространной, важные для понимания ряда ключевых фактов. Нельзя исключить того, что она могла предшествовать Пространной. В издании 2006 г. обе редакции опубликованы самостоятельно. Пространная редакция представлена списком Первоначального вида этой редакции в рукописи Нижегородской библиотеки конца XVI в., который с бесспорностью доказывает, что редакция создана не позднее этого времени, точнее, ок. 1587 г. 16 Троицкий ( точнее Троицко-Соловецкий ) вид Пространной редакции приведен в разночтениях по списку Троицкого собрания сочинений прп. Максима Грека (РГБ, ф. 304, Троицк. 200 р., л. 17–18 об.) и по рукописи середины XVII в., связанной с деятельностью известного соловецкого книжника Сергия Шелонина ( РГБ, Сол. 741 851, л. 234–240 об. ) . О Троицком происхождении этого вида свидетельствует сделанное в нем дополнение, взятое из Троицкой рукописи типа МДА 153 (см. Примечание 18) . Краткая редакция известна в настоящее время в тех же трех списках, которые использовал и Белокуров, и издана по рукописи РНБ, Сол. 752 862, л. 3–7, (первая треть XVII в.) . 17 Она была принесена в Соловецкий монастырь из Троицы старцем Иосифом Сороцким в 1634 ... текст полностью ...
Избранные жития святых. Том 2, Июль - читать, ...azbyka.ru
... Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии) ; из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона) , где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника, был учеником некоего Синайского старца, ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...azbyka.ru
... г., осудившего Новгородского архиепископа Серапиона, в августе 1511 г. присутствовал на избрании митрополита Варлаама, и, по-видимому, тогда же его видели в митрополичьих полатах беседующим с Варлаамом и Вассианом Патрикеевым 589) , поэтому хорошо представлял себе пути, связывавшие Москву с Коломной. 1 июня 1518 г. Митрофан оставил по «немощи» владычную кафедру в Коломне и удалился в Троице-Сергиев монастырь 590. Митрофан давно был связан с Троицким монастырем: так, в декабре 1513 г. владыка вместе с игуменом Памвой освящал в монастыре надвратную церковь в честь преподобного Сергия ( РГБ, ф. 304 I, № 647, л. 4 об. ) . Однако составители «Списка погребенных в Троицкой Сергиевой лавре» ошибаются, считая, что Митрофан был и погребен в Сергиевой обители 591. На самом деле, по сообщению Троицкого летописца, Митрофан скончался в 7030 (1521 22) г. в Павловой пустыни 592. Митрофан, без сомнения, являлся человеком книжным. При нем (около 1513 г.) была составлена записка о чудотворениях от иконы Николы Заразского, посланная в Москву к Василию III, после чего великий князь повелел воздвигнуть каменный храм в Коломне во имя святителя Николая. Около 1515 г. написана уже настоящая ... текст полностью ...
Древнерусский духовник - читать, скачать - ...azbyka.ru
... так: «Клим спрашивал Нифонта, по поручению Полотского епископа») История, I, 1 2, стр. 309, пр. 2 (. Наконец, приведенный выше неясные слова можно, кажется, понимать и в том смысле, что Климент хотел знать решение вопроса от Полоцкого епископа чрез Нифонта Новгородского. Несомненно, что в данном случае один иерарх поручалдругому узнать мнение третьего. Но намека на какое-нибудь посольство здесь не видно. Есть основание думать, что Козьма, еп. Полоцкий, был противником митр. Климента вместе с Нифонтом Новгородским и Мануилом Смоленским) Ипат. Лет. 1156 г., стр. 333; П. С. Р. Л. VII, 65; ср. II, 304 (. Впрочем Голубинский – История, I, 1) 2, 305, пр. 3, – не признает Козьму противником Климента Смолятича. Никольский, О литер, трудах м. Климента Смол., IV, наоборот, считает его противником Климента. Возможно, что и Козьма, подобно Нифонту, был призван в Киеве и посажен. Тогда все три иерарха легко могли обмениваться мнениями по вопросам церковной практики. Если справедлива догадка митр. Макария (История, III) 3, 16 стр. (, что Козьма, поставленный в 1143 г., мог быть грек: «его могли привести с собой из Константинополя князья полоцкие, жившие там в изгнании и только что ... текст полностью ...
Епископ Порфирий (Успенский) - читать, скачать - ...azbyka.ru
... мнений и отзыв. м, Фидарета, том дополнит., 556–562. 438 Книга бытия моего, VII, 362–372. 439 Там же, 373; Второе путешеств. по св. горе Афонской, 376. 440 Книга бытия моего, VII, 273–388. 441 Богослов. Вестн. 1905, IV, 697–698. 442 Книга бытия моего? 40; II, 273–388. 443 Там же, 389. 444. Там же, 390. 445 Книга бытия моего, VIII, 1. 446. Там же, 4. 447 Там же, 7. 448 Там же, 23. 449 Арх. Порфирий напечатал этот свой труд под заглавием: «Ерминия илн наставление в живописном искусстве», составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурно-Аграфиотом 1701–1733. (Труд. Киев. дух. Акад. 1868, II, 269–315; III, 529–570, VI, 494–563; XII, 355–445) ,. 450 Книга бытия моего. VIII, 11, 15, 23, 33. 451 Там же, 18–19. 452 Там же, 32–33, 53. Издано это сочинение в Спб. в 1864 г. с прибавлением: «и библейская редкость государыни Императрицы Марии Александровны». 453 Книга бытия моего, VIII, 21–22. Напечатано это сочинение в Трудах Киев. дух. Акад. 1866, III, 305–344; IV, 556–604; V, 3–32; VI, 142–167. 454 Там же, 29. Напечатано в том же журнале за тот же год, VIII, 415–440 455 Книга бытия моего, VIII, 27–28, 34. Записка эта под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"