Преподобный Феодосий Печерский

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси, Часть ...azbyka.ru
... И хотя эта черта с течением времени под влиянием неблагоприятных исторических условий стала не столь явной, однако, еще 100 лет тому назад Ив. Киреевский видел возможности возрождения этой гармонии или «православной цельности», наблюдавшейся на заре русского христианского бытия. В последнее время (1938 г.) вышла на немецком языке книга приват-доцента по социологии и философии Рижского Университета В. Шубарта, который разделяет и развивает мысли Киреевского. Он говорит, что «русская душа (как и западная в готическую эпоху) была всецело ориентирована к гармонии». Он приводит ряд примеров, касающихся чувства меры, которое лежит в основе русской души и которое было также свойственно и античным грекам. Указывая на отсутствие экзальтации у русских в молитве и, цитируя Эсхилла, проф. Шубарт отмечает, что древние греки со своей стороны соблюдали то же правило, предписывающее спокойствие и мерность в молитве. «Иконография русская свидетельствует о том же чувстве гармонии, как и вообще древнерусская живопись. Это чувство вдохновило Андрея Рублева (1370–1430) в написании Пресвятой Троицы в совершенных формах. Оно же вдохновило мастера Дионисия. Древняя архитектура исполнена такого же ... далее ...
преподобный Феодосий Печерскийazbyka.ru
... Преданию, он родился в местечке Василькове, располагавшемся приблизительно в 50 поприщах от Киева. Точная дата его рождения нам неизвестна. С приближением её обозначают 1009-м годом. С малых лет Феодосий стремился ко Господу, посещал храм, был внимателен к богослужениям, любил слушать проповеди и вообще внимал слову Божьему. Детские игры, равно как и предметы роскоши его не интересовали. Едва он подрос, стал упрашивать родителей отдать его для обучения грамоте. Родители, видя в этом хорошее предзнаменование, выполнили желание сына. Учился Феодосий старательно и прилежно; при этом вел себя скромно, со сверстниками не был заносчив, со старшими был послушлив и кроток. На четырнадцатом году отроду он лишился родного отца, и все тяготы воспитания легли на плечи его матери, женщины властной и строгой. Своего сына она любила, однако то была пристрастная, во многом слепая материнская любовь. Мать не могла, да и не стремилась соизмерять своё влияние на сына с его глубинными наклонностями и стремлениями. Желание Феодосия от всего сердца служить Богу встречало с её стороны неодобрение и даже сопротивление. Она никак не желала согласиться, чтобы сын отказался от счастья в её ... далее ...
Святые Древней Руси, Глава 2 - читать, скачать - ...azbyka.ru
... и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря. Мы ничего не знаем о времени канонизации Антония. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было рано утрачено: впрочем некоторые сомневаются и в его существовании. Мы можем лишь догадываться о причинах скорого забвения памяти св. Антония. «Бе обыкл един жити и не терпя всякого мятежа и молвы», как говорит Нестор. Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания. Хотя скончался он всего за год или за два ранее Феодосия, но к тому времени тот был уже единственным «пастухом словесных овец», средоточием любви и почитания не только монастырской, уже многочисленной братии, но и всего Киева, если не всей южной Руси. Уже в 1091 г. мощи св. Феодосия († 1074) открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы – ... далее ...
Жития святых, Житие 390 - читать, скачать - ...azbyka.ru
... преподобного и богоносного отца нашего Феодосия был один из городов русской земли – Василев 2933. Благоверные родители с ранних лет воспитывали своего сына в благочестии, когда же он подрос, отдали его учиться грамоте. Скоро Феодосий столь основательно изучил Божественное Писание, что все удивлялись его разуму и мудрости. С отроческих лет Феодосий каждый день ревностно посещал храм Божий и, со вниманием слушая все, что здесь читалось и пелось, всегда до конца выстаивал церковные службы. Когда Феодосию исполнилось 13 лет, родители его по какой-то причине должны были переселиться в Курск 2934 – город, лежащий ближе к центру русской земли. Здесь в скором времени, согласно велению Божественного Промысла, суждено было умереть его отцу, праведная душа которого переселилась из юдоли земной в обители небесные. Лишившись отца, тринадцатилетний Феодосий жил с матерью, укрепляемый с летами благодатью Божьею. После смерти отца своего земного Феодосий начал еще ревностнее заботиться о снискании себе вечной жизни на небесах: он жаждал богоугодных дел и удалялся от каких бы то ни было мирских удовольствий; перестал одеваться в дорогие одежды и носил только бедное платье. Он всегда имел ... далее ...
Преподобный Феодосий Печерский, игуменazbyka.ru
... Труды преподобного Феодосия Печерского Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской • Поучение о казнях Божиих • Поучение о тропарях и о пьянстве Смотреть все труды в библиотеке → Краткое житие преподобного Феодосия Печерского Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день ... далее ...
Жития русских святых, День 111 - читать, скачать ...azbyka.ru
... то время в окрестностях Вологды было уже много иноческих обителей и благочестивому юноше нетрудно было найти себе место подвигов. Но Феодосий оставался в доме родителей до совершенного возраста и по воле родителей вступил в брак. От этого брака он имел дочь Марину, впоследствии бывшую в замужестве за одним вологжанином. Супружество Феодосия, любовь его к жене и дочери немало не препятствовали возрастанию его в духовной жизни. Усердно посещая храм Божий, Феодосий всем сердцем погружался в молитву и поэтому избегал стоять в толпе, становился где-либо в углу храма или за столбом. При такой сосредоточенности он принимал к сердцу услышанные в храме Божественные слова и размышлял о их значении. Особенно запало ему в сердце изречение Господа: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин ( Мф. 10, 37–38 ) . Повинуясь воле родителей и живя в супружестве среди мира, Феодосий надеялся достигнуть высоты нравственного совершенства, а слова Евангелия побуждали его спрашивать себя, совмещается ли с истинной любовью к Богу врожденная и естественная ... далее ...
Минея. Январь (гражданским шрифтом), 28-й день - ...azbyka.ru
... прише́ствие написа́в , сле́зными струя́ми душ свещи́ запали́ти науча́еши , всем вопия́ Жениха́ прише́ствие , да оде́ждемся вси оде́ждею све́тлою, сре́сти Жениха́ Христа́. Воздержа́нием те́ло огради́в , страсте́й движе́ния умертви́л еси́, о́тче , моли́твами и бде́ньми . Те́мже в тя Ду́ха си́ла все́льшаяся показа́ мы́сленна тя свети́льника и всеми́рнаго. Сла́ва, глас 6: Смы́сленно мяте́жных жития́ отступи́в , Ефре́ме приснопа́мятне , любомолча́нием пусты́ню дости́гл еси́ и, тоя́ ра́ди к Бо́гу де́тельне возводи́м ми́ру просия́л еси́ свети́ло и глаго́лы живо́тныя челове́ком источи́л еси́ . Те́мже не преста́й моли́твами твои́ми утвержда́я нас , от вреда́ чужда́го изба́вити ду́ши на́ша , преподо́бне о́тче. И ны́не, Богоро́дичен и́ли Крестобогоро́дичен: На Дре́ве Живо́т наш зря́щи, Всенепоро́чная Богоро́дице, ви́сящ , ма́терски рыда́ющи, вопия́ла еси́ : Сы́не Мой и Бо́же Мой , спаси́ любо́вию пою́щия Тя. Сла́ва, глас 4. Анато́лиево: Проро́чески омака́я посте́лю слеза́ми и поуче́нием жития́ творя́ покая́ние , Суда́ страх де́лы нам от слове́с показа́л еси́ , и твою́ почита́ем вси, соше́дшеся, всеблаже́нне, па́мять , пресла́вных дея́ний самоде́телю Госпо́день , Ефре́ме ... далее ...
Русская религиозность, Часть 1 - читать, скачать ...azbyka.ru
... 1321. Сухомлинов М. Виноградов В. П. «О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского », В память столетия Импер. Московской Духовной Академии. Сборник статей, ч. 2. Сергиев Посад, 1915 (Эта книга оказалась для меня недоступной) . Илларион Киевский Горский А. В. П амятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I Прибавления к творениям святых отцов, ч. И. Москва, 1844. Жданов ИН. Слово о законе и благодати и Похвала кагана Владимира Сочинения, т. I, С. – Петербург, 1904. Жития святых мучеников Бориса и Глеба. С. – Петербург, 1916. Бельченко. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения Записки историко-филологического Общества при Новороссийском университете, X. Одесса, 1902. Бугославский А. С. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора Известия Отделения русского языка и литературы Академии Наук, № 1 ч. 3. С. – Петербург, 1914. Чаговец В. А. П реподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. Нестор. Житие преподобного Феодосия Чтения в Обществе Истории. Москва, № 3, 1858; № 1, 1879; № 2, 1899. Goetz L. K. D as Kieven Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 2. Период ...azbyka.ru
... представляемы не как настоящие монастыри, а как монашеские слободки, находившиеся при мирских приходских церквах; следовательно, большая часть этих бывших прежде него монастырей не имела нужды в собственном уставе богослужения. (Так как монахи ходили за службы в приход той церкви, при которых жили) . В немногих настоящих монастырях, которые имели собственные церкви, был тот или другой устав или же те или другие уставы, заимствованные из Греции. (Если настоящих монастырей было некоторое несколько, то весьма могло быть так, чтобы и уставов богослужения было в них не один, а несколько) . Преподобный Феодосий Печерский, стремившийся к тому, чтобы сделать свой монастырь возможно истинным и подлинным монастырём и чтобы учредить в нём образ жизни монашеской по возможности совершенный ввёл в нём устав жизни, который в его время в Греции и в частности в патриархате Константинопольском, имевшем к нам ближайшее отношение, считался совершеннейшим и пользовался наибольшей знаменитостью, именно – устав Студийского монастыря. Взяв Студийский устав как целое, он ввёл у себя не только ту его половину, которая касалась жизни, но и ту, которая касалась богослужения, т. е. вместе со ... далее ...
Святитель Иларион Киевский, Печерский, митрополитazbyka.ru
... 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати». Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» – учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.) . Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском патерике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого «Слова», - прославление апостольского подвига святого князя Владимира. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"