Византийской империи

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Пасхальная тайна: Статьи по богословию, Часть 5 ...azbyka.ru
... 4 Часть 5 Часть 6 ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. ИСТОРИЯ Восточное православие, прослеживающее свои истоки от самого начала христианства, – одна из трех главных сил в христианстве, наряду с католичеством и протестантизмом. Со времени раскола 1054 г. Восточное православие, сконцентрированное главным образом на Балканах, Ближнем Востоке и в России, подвергалось жесткому давлению со стороны различных этнических, политических, социальных и антирелигиозных сил. Несмотря на такое давление, которого не испытали церкви Запада, Восточное православие не только выжило, но и по временам расцветало. На протяжении Средних веков и вплоть до Нового времени христианская Церковь на Ближнем Востоке, на Балканах и в Восточной Европе в своем историческом развитии продолжала сохранять отличие как от мира латинского Запада, так и от древних монофизитских (подчеркивающих божественную природу Христа) и несторианских (подчеркивающих человеческую природу Христа) церквей Востока, не принявших решений Халкидонского собора 451 г. Держась веры семи Вселенских соборов (325–787) , она всегда определяла себя как «Православную» Церковь – в отличие от западного римского католицизма и восточных нехалкидонских ... далее ...
Православная Церковь, Часть 1 - читать, скачать ...azbyka.ru
... с суши и с моря. Уступая врагам в численности более чем в 20 раз, византийцы героически держали оборону долгих семь недель. Но положение было безнадежным. Рано утром 29 мая состоялась последняя христианская служба в соборе св. Софии. То была совместная служба православных и римо-католиков: в этот решающий час сторонники и противники Флорентийской унии забыли о своих разногласиях. Император после причастия покинул собор и погиб, сражаясь на стенах города. В тот же день ближе к вечеру город был взят турками, и самый прославленный храм христианского мира стал мечетью. То был конец Византийской империи. Но не конец Константинопольского патриархата и еще менее конец православия. ОБРАЩЕНИЕ СЛАВЯН Благодатная вера распространилась по всей земле и наконец достигла русского народа… Милостивый Бог, пекущийся обо всех странах, более не пренебрегает нами. То было Его желание – спасти нас и привести к разуму. Иларион, митрополит Руси (1051–1054?) Середина IX в. была для Константинополя периодом интенсивной миссионерской деятельности. Избавившись наконец от долгой иконоборческой смуты, Византийская церковь обратила свою энергию на обращение язычников-славян, живших к северу и ... далее ...
Из дневника священника » Сайт священника ...azbyka.ru
... с другой – вписанность древних вещей в пространство нынешней, современной жизни. Древности здесь не музеефицированы, не «засушены», кажется, они продолжают жить, как жили сто или тысячу лет назад. Древние мосты подновляются и функционируют, в тысячелетних домах живут и вывешивают сушиться белье. Античные статуи выставлены в городских парках и садах, везде вписанные в городской ландшафт остатки древних сооружений. Интересный момент: остатки древней цивилизации постоянно встречаются в Турции, бывшей территории Византии. Но какое равнодушие и наплевательство у жителей Турции к этим осколкам Византийской империи (берегут только для того, чтобы на них зарабатывать деньги) ! И какое бережное, любовное отношение к этим камням и развалинам у настоящих наследников римской культуры – итальянцев. (Кстати, акты вандализма – отбить нос у статуи, оторвать на память палец, – совершаются в Италии нередко, но всегда приезжими туристами, а не итальянцами.) Наша встреча с Италией и знакомство с Римом начались с поклонения мощам св. Апостолов Петра и Павла. Их головы замурованы в колоннах Латеранского собора, этой «матери всех церквей мира», как называют собор католики. Латеранский собор ... далее ...
Праведный Иоанн Русскийazbyka.ru
... и мучеников, есть у нас и сонм новых святых, большинство из которых – мученики. Своим свидетельством и мученичеством они укрепили веру и украсили новыми венцами нашу Православную Церковь, которая одна осталась неизменной и непоколебимой со времен Апостолов, напоминая нам о словах пророка Аггея: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.) 2: 9 (. Как на нашей многострадальной родине воссияло великое множество новых мучеников после октябрьского переворота, так и в Греции, и на земле Древней Византии явилось много новых мучеников и исповедников веры после завоевания Византийской империи турками. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Греции.) Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Иоанн по происхождению своему малоросс. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в ... далее ...
Собор под звездами » Сайт священника Константина ...azbyka.ru
... мира надобно, чтобы самый победитель не позволял заржаветь своему оружию». Существует множество примеров (от Харитона Исповедника до Серафима Саровского) , когда монах или священник, будучи схваченными разбойниками, не оказывали сопротивления даже под страхом смерти от побоев. Но это — личный (!) подвиг христианина. Что же касается ситуации, когда на твоих глазах убивают женщину или ребенка, а ты стоишь и надеешься на то, что вместо тебя, «немощного», за них вступится Бог, то… Лучше бы вам с Ним потом не встречаться… Был такой интересный случай в 976 году. Правитель восточных областей Византийской империи Варда Склир поднял мятеж, захватил столицу, и жизнь императорской семьи висела на волоске. Царица Зоя срочно отправила гонца к преподобному Афанасию Афонскому, в обители которого монашествовал знаменитый военноначальник Торникий. Императрица писала: «Нынче молим Вашу светлость: помогите нам вашей силой и мужеством одолеть врага и освободить столицу». Монах Торникий пытался отказаться, говоря, что ведет жизнь уже иную, на что настоятелем было сказано: «Мы все дети одного Отечества и обязаны защищать его. Наша обязанность — ограждать Отечество от врагов молитвами, но если ... далее ...
Священномученик Григо?рий V Константинопольский ...azbyka.ru
... святителя Григория из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции. В честь священномученика Григория в Афинах была составлена особая служба. Его подвиг возвестил о торжестве христианства в возрожденной Элладе. Полное житие священномученика Григория V, патриарха Константинопольского Вряд ли, на мой взгляд, получится у кого-либо передать всю необыкновенную глубину, все величие и великолепие, весь необыкновенный блеск и несравненное благодатное состояние Церкви, мудрейшую симфонию духовной и светской власти, ученость и просвещение духом истины народов, если говорить о Византийской империи. Впрочем, таковое название появилось сравнительно недавно в ходе развития исторической науки и никогда фактически не существовало. Государство именовалось Империей великих ромеев. Сам Господь, дивный во святых Своих, явил и прославил там, в том времени и в том государстве сонм небожителей, чей свет озаряет нас из вечности, укрепляя в вере и благочестии, назидая, умудряя и утверждая. Тайна Божия, Промысл Божий в том, что случилось в те далекие времена, когда попущением Господним Империя пала. Мне, православному священнику, христианину, довольно многое здесь очевидно. Не ... далее ...
Пасха: история, богослужение, традицииazbyka.ru
... встречается у греческого историка Гекатея Милетского (ок. 546–480 до н. э.) . Вскоре это античное понятие «вселенной» приобретает культурно-политический, а затем и религиозный характер. Границы ойкумены совпадают сначала с границами Македонской, затем Римской империи (orbis Romanus) . «Случилось в те дни: вышел от Кесаря Августа указ о переписи по всей вселенной» (Лк.) 2: 1; см. также Деян. 17: 6 и др. (. «Варварские» – т. е. не греческие и не римские – земли лежат вне ойкумены. Императоры стремительно сокращавшейся в своих размерах Восточной Римской) названной итальянскими гуманистами Византийской (империи упорно именовали свою державу «вселенской». Патриарх Константинопольский, титуловавшийся «экуменическим») «вселенским» (, удерживает этот архаический титул и сейчас, будучи реально епископом Стамбульским и турецким подданным) Константинополь не значится на карте мира с 1453 г. (. Столь же архаично, но традиционно, именование православного Александрийского патриарха «Судиёй Вселенной». Лит. : [78. С. 32–50]. Отд а ние праздника) греч. ап о досэс, ап о досис – отдача, возвращение (– последний день праздничного периода, называемого «попр а зднством») «после праздника» (и ... далее ...
Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, ...azbyka.ru
... миль. По данным собранным Л. Кэссоном, плавание в IV в. от Константинополя до Родоса (445 миль) при попутном ветре занимало обычно 5 суток, а при встречном ветре – 10 суток. Следовательно, доплыть до Ликии при самых благоприятных условиях можно было не быстрее, чем за 6 суток. () Вероятно, речь идет о сроке до конца индикта, то есть до следующей переписи населения через 15 лет. () Ликия как горная область не могла на своих полях вырастить достаточно зерна, чтобы полностью обеспечить население хлебом, и всегда нуждалась в привозной пшенице. Иногда из-за плохого урожая в других провинциях Византийской империи ликийцы оставались без привозного зерна. Тогда в Мирах начинался голод. Основным продуктом сельскохозяйственного производства в Ликии были оливки. [Консультации по археологии и экономике древней Ликии были любезно предоставлены нам доктором М. Вёррле (Мюнхен) ]. () Здесь говорится о большой засухе 333 г. Блаженный Иероним упоминает о том, что она случилась в Сирии и Киликии, а преподобный Феофан Исповедник относит ее ко всему Ближнему Востоку. () Зерно взималось с Египта как натуральная подать для снабжения Рима, а затем и Константинополя. Пшеница перевозилась из ... далее ...
Смысл икон – В. Н. Лосский, Л. А. Успенскийazbyka.ru
... со столь же величественным Отроком Христом, восседающим на Ее коленях как на престоле, резко контрастирует с позами ангелов, склоняющихся с молебно простертыми к Богоматери руками. Превосходство Божией Матери над ними как " высшей всех Ангел и Архангел и всея твари честнейшей " 174 (подчеркивается здесь и размерами Ее фигуры – большей, чем фигуры ангелов.) Богоматерь Печерская (Свенская) . Россия. 1288 (?) . ГТГ Не меньшей торжественностью дышат и фигуры святых, изображенных на бортах иконы. Эта несколько официальная торжественность, которая была свойственна строгой иерархичности Византийской империи, еще более подчеркивается здесь ярко выраженой линейностью и сухой, детализированной трактовкой формы, придающей, особенно одеждам святых, изображенных на бортах иконы, несколько металлический характер. Эти свойства, унаследованные критской школой от последнего периода византийского искусства, являются характерными ее чертами. Но эти особенности, придающие изображению некоторую холодность, отнюдь не нарушают общего единства иконы, которая производит строгое и сильное впечатление. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ " УМИЛЕНИЯ " Богоматерь Умиление. Вторая половина XIV в. ... далее ...
Праздник Покрова Божией Матери в 2018 годуazbyka.ru
... «Он стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте») Плч. 2: 5 (. Все сии бедственные наши дни требуют Твоего милостивого покрова, о Пресвятая Дево! Покрывай же нас во все дни жизни нашей, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом. Предстани нам с помощью Твоею и сокрой нас от воздушных духов злобы поднебесной, а в день страшного суда сокрой нас в тайниках Твоего Покрова! Аминь.) Примечания [1] Лев VI Мудрый – византийский император с 886 по 912 год. [2] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. [3] Знамение сие было в первой половине X века, в конце жизни св. Андрея Юродивого (ум. ок. 936 г.) . Самый праздник Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской не позднее половины XII века. Замечательно, что видение было святому Андрею – славянину родом и праздник установлен и совершается в славянских землях. В самом же Константинополе хотя не было сего праздника, но помнили видение св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась св. Андрею. [4] Память его совершается Церковью 2 ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийской империи
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"