Василия III

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017
Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение ...azbyka.ru
... «мужей» Владимира в Германию (а не в Рим) сообщается в статье следующего 6495 (987) г. Последним, согласно летописи, приезжает Философ, которого «прислаша грьци». В тексте не сказано, что его послали цари или патриарх. Его безымянность и откровенно литературный характер его проповеди (о Речи Философа см. подробно в следующем разделе) заставляют предположить, что это не воспоминание о конкретном историческом эпизоде, а собирательный образ византийского проповедника. Эпохой подъема византийского миссионерства была первая половина—середина X в. Оно началось еще в IX в., в эпоху Михаила III и Василия I, когда были крещены Русь и Болгария и протекала деятельность свв. Кирилла и Мефодия в Моравии. Однако в отношении Руси в X в. был очевиден определенный скептицизм. 532 Константин Багрянородный написал о крещении русов при императоре Михаиле и патриархе Фотии, но когда крестилась княгиня Ольга, он по непонятным причинам не послал с ней на Русь архиерея. К венграм, которые тогда тоже приняли христианство, он епископа, тем не менее, отправил. 533 Русская княгиня была вынуждена просить епископа в Западной Римской империи. Г. Литаврин полагает, что христианскую проповедь на ... далее ...
Женщина в православии. Церковное право и ...azbyka.ru
... образовались два монастыря, монахиням которых запрещалось общаться друг с другом 39. Это редкий случай в истории женских монастырей: в XIX в. традиция раздельных девических и женских монастырей была возрождена в Дивеевском монастыре Серафимом Саровским. Евфросиния скончалась в 50-х гг. XIII в. После ее кончины Ризоположенский монастырь потерял былую известность. В XIII в. в Суздале появились Александровский монастырь, пользовавшийся покровительством суздальских князей 40, а в XIV в. – впоследствии знаменитый Покровский монастырь, где находилась в заточении Соломония Сабурова, первая жена Василия III. В нем приняли постриг супруги казненных Иваном Грозным бояр Горбатых, Ногтевых и др., а в 1698 г. в число инокинь была принята царица Евдокия Лопухина 41. В период с 1448 по 1589 г., несмотря на активный рост монастырей, процентное соотношение женских монастырей к мужским оставалось прежним: из основанных 494 новых монастырей 68 было женских (14%) 42. В XVII в. процент женских монастырей возрастает – 21% (был основан 651 монастырь, из них – 139 женских) , хотя, по-прежнему, составляет всего лишь одну пятую от числа всех монастырей 43. В XIV в. в Москве первым общежительным ... далее ...
Закон Божий: в 5 книгах, Книга 5 - читать, ...azbyka.ru
... православие, так как два Рима пали, а четвертому Риму не бывать. Вселенская идея защиты всего православного мира подменялась национальным замыканием в московском правоверии. Отношения между Церковью и государством нарушились уже в 1521 году. Митрополит Варлаам, не понравившийся вел. кн. Василию III, был низложен и заточен в монастырь. На его место, не собирая собора епископов, вел. князь поставил игумена Волоколамского монастыря Даниила, последователя идей преп. Иосифа и вполне послушного княжеской воле. В деле развода вел. князя с Соломонией Сабуровой, митрополит встал на сторону Василия III, постриг насильно царицу и благословил его брак с Еленой Глинской. Возвысил свой голос против такого нарушения церковных правил только преп. Максим Грек, сторонник преп. Нила. Преподобный Максим Грек и его просветительная деятельность В 1518 году прибыл в Москву, по приглашению вел. кн. Василия III, знаменитый на Востоке ревнитель православия и ученый Максим Грек, влияние которого в России в течение почти двух веков было очень велико. Он родился в 1480 году в Арте (Греция) и получил блестящее образование в Италии, в Венеции, Падуе, Ферраре, Болонье и Флоренции, у самых ... далее ...
Кирилло-Белозерский монастырь - читать, скачать ...azbyka.ru
... и выразительности первоначального интерьера трапезной палаты можно составить представление по ее нижнему «подклетному» этажу – хлебне, где сохранились старые своды. Разделяющие это помещение поздние каменные стенки, поставленные для опирания на них сверху новых колонн, все же дают возможность охватить взглядом его общие размеры. Иконостас церкви утрачен. Сейчас в помещениях трапезной палаты, келарской, церкви и паперти размещена музейная экспозиция. В 1531–1534 годах в монастыре одновременно соорудили две каменные церкви. Обе они строились на вклад Московского великого князя Василия III, в ознаменование рождения его сына – наследника престола и будущего царя Ивана Грозного. Характерно посвящение церквей Святым – покровителям великокняжеской семьи. Одна из церквей – Архангела Гавриила (по дню рождения самого Василия III) имела придел Константина и Елены (Елена Глинская – жена великого князя) . Другая церковь была посвящена Иоанну Предтече – небесному патрону Ивана Грозного, а придел в ней – Кириллу, в благодарность за «заступничество» в даровании князю наследника. Архитектурные формы церквей Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличают их от ... далее ...
История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — Азбука ...azbyka.ru
... трапезы отцов» (трапезной для братии) на первом этаже и «царской палаты» на втором этаже. Тип одностолпной палаты, впервые применённый в Троицком монастыре, впоследствии был использован строителями Грановитой палаты в Москве, после чего получил широкое распространение. В XVIII веке на месте трапезной была построена современная колокольня. Близ трапезной по проекту Еромолова выстроили каменную поварню. В 1476 годуоколо Троицкого собора псковскими мастерами была сооружена церковь Сошествия св. Духа. В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал в монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в ... далее ...
Закон Божий: в 5 книгах, Книга 5 - читать, ...azbyka.ru
... процесса, его перевели в Отрочь монастырь, где он провел в очень тяжелых условиях много лет. Только в 1551 году ему было разрешено поселиться в Сергиевской Лавре. Там он прожил в почете 5 последних лет своей жизни. Одновременно с Максимом Греком, собором 1525 года был осужден другой деятель просвещения, инок Васиан, из древнего рода князей Патрикеевых, ученик преп. Нила Сорского, который боролся с вмешательством государства в церковные дела и требовал реформ в жизни и нравах духовенства, попавшего целиком в подчинение светским властям. Митрополит Макарий и его дело В царствование Василия III и в правление во время малолетства Иоанна? IV его матери Елены Глинской, отношения между Церковью и государством были ненормальными. От этого страдало в первую очередь духовное просвещение. Только благодаря авторитету и исключительной энергии избранного в 1542 году в митрополиты архиепископа новгородского Макария, Церковь вновь заняла в государстве подобающее ей место, и церковное просвещение нашло себе защитника. Уже в Новгороде арх. Макарий окружил себя образованными сотрудниками и начал свою просветительную деятельность, которая была продолжением работы преп. Максима Грека. ... далее ...
Успение Пресвятой Богородицы, Раздел 2 - читать, ...azbyka.ru
... – явственно звучащий, неологизм. 120 В греч. множ. ч. 121???????? (?? из †???? судьба, рок, как божество) у др. поэтов – вне судьбы или меры поступающий, несправедливый, поздн. – необычайный, огромный; др. -слав. «ужасное». 122?????? – заботиться, иметь попечение, выдавать замуж (на поэт яз.) , хоронить (поэт. и поздн. проза) (обыкн. – родиться через брак) . 123??????? (??? перед †?? ??? рождать) – старый, старейший, глава; превосх. степ. 124????? – наклоняться, поникать головою (от печали, смущения, боязни) . 125 Прим. 32. 126????????? – прославление; у Иринея, Ипполита, Оригена, Мефодия III в., Василия В. IV в. о малом славословии, позднее о великом славословии. 127????????? – недоступный исследованию, познанию; у Плутарха, Афинагора II в. 128????? – память, воспоминание; у церк. пис. особ. о умерших: ? ?? ? ????? ?????? – божественной памяти, божественный (о святых – Новеллы Юстиниана VI в.) ; ? ?? ? ???????? ?????? – блаженной памяти (об умерших друзьях – Афанасий IV в. и поздн.) , ежегодная память, годовщина (Гангр. соб., Евсевий, Василий В. IV в. и т. д.) . 129?????????? – носильщик мертвых, погребальщик, гробовщик, могильщик, у Поливия II в. и поздн., здесь неологизм ... далее ...
Монастыри и монашество Московской Руси в XVI веке ...azbyka.ru
... подвиг служения ближним – погребения по христианскому обычаю всех безродных, а также скончавшихся в дороге путников, убиенных и пр. На месте их погребения, “иже зовется Божий дом”, неоднократно в последующее время видели горящие свечи. Затем на этом “скудельном” месте по благословению Митрополита Симона (1495–1511) была устроена обитель в память Всех святых. 15 июля 1508 года был освящен Троицкий храм, положивший начало Данилову монастырю 16. Великокняжеские бояре Иван и Василий Андреевичи Челяднины, близкие к преподобному Даниилу, содействовали расположению к святому подвижнику князя Василия III, который возлюбил Даниилов монастырь и неоднократно, посещая Переславль, бывал в Даниловской обители (в сентябре 1510 г., летом 1523 г., осенью 1528 г.) ; при этом он жаловал ее льготными грамотами ( 1525, 1526 гг. ) . Преподобный Даниил был крестным отцом обоих сыновей Великого князя – Иоанна Грозного и Юрия. При создании монастыря Преподобный путешествовал в Великий Новгород к святителю Макарию за церковной утварью, “бяху бо единыя обители пострижение имущи” 17. Наряду с погребением странных, преподобный Даниил занимался также лечением больных, предлагая им травы и прежде ... далее ...
Макарий, митрополит всея России - читать, ...azbyka.ru
... они сошлись с преследуемыми правительством и Иосифлянами тайными приверженцами ереси жидовствующих, и таким образом явилось то странное соединение всех форм протеста в одну общую, замечательным представителем которого, соединившим в одном лице все три направления, был знаменитый князь инок Вассиан Патрикеев. Точное определение партий естественно должно было еще более усилить ту страстную и беспощадную борьбу, которую они вели между собою. В последние годы царствования Иоанна? III, когда обе стороны еще только формировались, успех переходил от одной к другой; но с вступлением на престол Василия III, особенно когда митрополитом был назначен преемник Иосифа Волоцкого по монастырю, Даниил (1522 г.) , успех на долгое время перешел на сторону Иосифлян. Василий задумал развестись с женой своей Соломонидой, и при всеобщем неудовольствии только одни Иосифляне помогли ему осуществить его намерение. Митрополит Даниил оправдал развод, как государственную необходимость, постриг Соломониду и венчал великого князя с Еленой Глинской (1526 г.) . Рождение Иоанна? IV было приписано молитвам Иосифа, и с этого времени до самой смерти Василия Иосифляне пользовались неизменным его ... далее ...
Женщина в православии. Церковное право и ...azbyka.ru
... безусловного подчинения, сказалось и на отношениях в семье. Но в то же время нельзя забывать, что роль женщины в хозяйстве оставалась по-прежнему очень значительной: забота о семейной трапезе, об одежде домочадцев, о воспитании детей, о поддержании дома в порядке – все это лежало на женщине. Женщина-крестьянка участвовала в полевых работах наравне с мужчиной. Возможно, само отстранение женщин от общественной жизни вызвано желанием противостоять новым тенденциям к активизации женщин. Одним из ярких примеров участия в политической жизни является деятельность Елены Глинской, супруги Василия III. Как свидетельствуют документы 70-х гг. XVI в., и царица Ирина Федоровна активно участвовала в посольских делах, она сама беседовала с иностранными послами, давала им дары от себя 168. В начале XVII в. мы видим активное участие женщин в дворцовых интригах. Хотя Марина Мнишек целиком принадлежала к польской, а не русской культуре, тем не менее она и после гибели своего супруга способна была собрать вокруг себя войско, состоящее в большинстве своем из русских. Очень активна была мать Михаила Федоровича – инокиня Марфа: она могла себе позволить не соглашаться даже с мнением мужа и ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера