Василия III

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
Биографический словарь миссионеров Русской ...azbyka.ru
... Савонароле, который в своих пламенных проповедях обличал пороки своего века, призывал ко Христовой любви, состраданию к униженным народным слоям. Но обличения Иеронима вооружили против него сильных мира сего: его обвинили в ереси и в 1498 г. сожгли по повелению папы Александра VI. В 1504 г. Максим отказался от монашеской жизни в католической Италии, вернулся в Грецию, где принял монашеский постриг в православном Ватопедском монастыре на Афоне. В 1518 г. прп. Максим Грек прибыл в Москву в качестве «переводчика книжного» по приглашению митрополита Московского Варлаама и вел. князя Василия III Ивановича. Сличая тексты греческих подлинников с их переводами на церковно-славянский язык при помощи толмачей, Максим Грек находил неточности и вносил исправления. Поскольку вел. князь был лично заинтересован в результатах его работы, он скоро приобрел видное положение при дворе Василия III и среди духовенства. Сблизившись с церковной оппозицией, прп. Максим Грек в своих проповедях, публицистических статьях, богословских рассуждениях активно поддерживал «нестяжателей», выступая против накопления церковью богатств за счет крестьянства и земельных владений монастырей. ... далее ...
Максим Грек - читать, скачатьazbyka.ru
... раз его судят с потерявшим государево покровительство Вассианом Патрикеевым, который в отличие от внешне смирившегося Максима ведет себя вызывающе, за что и посылается в тот же Волоколамский монастырь «презлых иосифлян», которых он обличал и которые «уморили» его ( см. 78, стлб. 164 ) . Вопрос о подлинных причинах осуждения Грека на обоих соборах является спорным, поскольку они прямо могли и не называться, ибо предание их гласности «для правительственных кругов являлось нежелательным…» (65, 183) . Кроме «порчи» священных книг ему приписывают: противодействие разводу и второму браку Василия III, который, несмотря на общее осуждение, все же женился на молодой Елене Глинской (А. Курбский) ; «самостоятельную линию поведения» как по этому вопросу, так и по русско – турецким отношениям (А. А. Зимин) ; тайные сношения с турецким послом Скиндером, греком по происхождению, и предательство интересов России (Б. И. Дунаев) ; закулисные политические действия как греческого агента, настойчиво реализовывавшего программу, «четко профилированную Константинополем» (И. Б. Греков) . По мнению Н. А. Казаковой, обстоятельно исследовавшей сохранившиеся материалы, главной причиной осуждения ... далее ...
Очерки по истории русской церковной смуты, Том ...azbyka.ru
... удалился со съезда” (материал взят из содержательной статьи Б. В. Титлинова “Что было сделано для церковного мира” – см. : Вестник Священного Синода, 1926, No7, с. 5–10) . Таким образом, к сентябрю 1925 года стало ясно, что всякие надежды на присутствие староцерковников на Соборе лишены всякого основания. Но в этом случае самый Собор становился беспредметным: ведь он был задуман как Собор примирения. Однако при отсутствии староцерковников примирения не получилось, не получилось даже диалога со староцерковниками. После вступления на Патриарший Престол в Константинополе нового патриарха Василия III, о котором архимандрит Василий Димопуло сообщал, что он якобы друг обновленчества, в Фанар немедленно полетело из Москвы послание, в котором было больше воплей о помощи, и не было оно похоже на послание главы автокефальной церкви к равному себе по сану. Во всяком случае, можно смело сказать, за время автокефалии Русской Церкви Фанар никогда не получал из России послания, составленного в столь унизительном тоне. “Его Святейшеству, архиепископу Константинопольскому, Нового Рима и Вселенскому Патриарху Василию III” – гласит заголовок этого послания. “Три года тяжелый недуг ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 2 - читать, скачатьazbyka.ru
... есть движение будущих сельских приходов, которые при том в большинстве были первыми в своей округе”. Известный историк С. Соловьев так определял большое значение монастырей в народной жизни: “За стенами монастыря грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря – один ест через день просфору, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Неудивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей”. Отмечая сочувствие Василия III к Волоколамскому мон., он пишет: “Видим в Василии живое сочувствие к господствующему интересу времени, интересу религиозному, сочувствие к монастырю, который имел для лучших людей неотразимую привлекательность, как лучшее, избранное общество, занимавшееся высшими вопросами жизни... ” В монастырь шли “за разрешением этих вопросов, за умною беседой вообще; здесь они могли всегда узнать что-нибудь для них важное, ибо здесь собирались книги, здесь сосредоточивалось тогдашнее просвещение, здесь складывалось духовное, умственное оружие, необходимость которого в важных вопросах и тогда ... далее ...
Отечественная история церковная и гражданская, ...azbyka.ru
... партия восторжествовала над противною, и Василий был объявлен наследником Иоанна III, а после смерти сего последнего он сделался и великим московским князем. Василий III деятельно и неуклонно следовал во всем своим предшественникам и особенно отцу – Иоанну III. Как сын Софии Палеолог, он еще более возвысил и усилил самодержавную власть московского государя. Он окружил себя необычайным великолепием, блеском и пышностью. На князей и бояр он смотрел не иначе, как на своих слуг, обязанных ему повиноваться во всем беспрекословно. С непокорными он расправлялся самовластно, быстро и строго. Василия III все не только русские люди, но даже и иноземцы считали неограниченным самодержцем. Василий III признается у нас последним собирателем русской земли. Он докончил объединение русской земли около Москвы. Он уничтожил последние свободные города и удельные княжества. Вольным городом при Василии III был на Руси Псков, меньший брат Великого Новгорода. В Пскове происходили постоянные несогласия между боярами и черными людьми. Однажды псковичи обидели наместника московского князя. Василий III воспользовался этим, уничтожил без всякого сопротивления псковское вече, забрал в Москву ... далее ...
О значении христианского подвижничества в прошлом ...azbyka.ru
... братии же своей, тот же праведник внушает: «наипаче подвигнемся помогати нищим и сиротам и вдовицам», что, в голодную годину и выполнялось в его обители, до последнего мешка муки, не думая о завтрашнем дне, но зато твердо помня, что ожидает на Страшном Суд тех, кто не накормил алчущих 344. Григорий Пельшемский († 1449 г.) включает заповедь добрых дел вообще и милования нищих и братолюбия в особенности в свое предсмертное поучение, а сам, во времена Шемякиной смуты, кормит множество крестьян и дает им приют в своей обители 345. Корнилий Комельский († 1537 г.) отказывается от щедрыхдаров Василия III: «не вocxoте бо просити ничесоже», кроме «земли мало с лесом», чтобы «от поту лица своего есть хлеб свой и кормить мимопроходящих», что и выполнялось до раздачи последнего имевшегося 346. Достойно замечания, что наилучше организованного и наибольшего развития благотворительность достигает у некоторых подвижников, отличавшихся мрачным пессимизмом настроения, величайшею требовательностью в исполнении аскетических правил и доходившею до суровой нетерпимости ревностью о чистоте правоверия: таковы ПафнутийБоровский и Иосиф Волоколамский. Тот самый «ярый оком» Пафнутий, что внушал ... далее ...
Женщина в православии. Церковное право и ...azbyka.ru
... образовались два монастыря, монахиням которых запрещалось общаться друг с другом 39. Это редкий случай в истории женских монастырей: в XIX в. традиция раздельных девических и женских монастырей была возрождена в Дивеевском монастыре Серафимом Саровским. Евфросиния скончалась в 50-х гг. XIII в. После ее кончины Ризоположенский монастырь потерял былую известность. В XIII в. в Суздале появились Александровский монастырь, пользовавшийся покровительством суздальских князей 40, а в XIV в. – впоследствии знаменитый Покровский монастырь, где находилась в заточении Соломония Сабурова, первая жена Василия III. В нем приняли постриг супруги казненных Иваном Грозным бояр Горбатых, Ногтевых и др., а в 1698 г. в число инокинь была принята царица Евдокия Лопухина 41. В период с 1448 по 1589 г., несмотря на активный рост монастырей, процентное соотношение женских монастырей к мужским оставалось прежним: из основанных 494 новых монастырей 68 было женских (14%) 42. В XVII в. процент женских монастырей возрастает – 21% (был основан 651 монастырь, из них – 139 женских) , хотя, по-прежнему, составляет всего лишь одну пятую от числа всех монастырей 43. В XIV в. в Москве первым общежительным ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 3 - читать, скачатьazbyka.ru
... обычаю не совершать (жена умершого брата переходила после него ко второму брату, после того к третьему) , женщинам не ходить с непокрытыми головами. Митр. Симон совершил 4 февр. 1498 г. в Успенском соборе первое в России венчание на царство. Иоанн III пожелал при жизни своей совершения этого обряда над внуком своим Димитрием (сыном скончавшагося в 1490 г. Иоанна) В 1499 г. Иоанн изменил свое решение и объявил наследником сына от брака с Софией, Василия. В царствование последняго скончался 30 апр. 1511 г. митр. Симон, правивший 16 лет. Через три месяца после этого, по желанию вел. кн. Василия III, был возведен на митрополичий двор и наречен митрополитом архимандрит Симонова мон. Варлаам (1511) . В его правление известно выступление с тремя трактатами против вотчиновладения монастырей ученика Нила Сорскаго, старца Вассиана Косого, в мире кн. Василия Патрикеева, праправнука Гедимина литовскаго. Близкие ко двору Иоанна III, Патрикеевы, были сторонниками кн. Димитрия Иоанновича и пострадали после его устранения. Василий Патрикеев и его отец были пострижены. Но при Василии III старец Вассиан был приближен государем. Вел. князь, как и Иоанн III, сочувствовал кампании ... далее ...
Святые Новгородской земли, или история Святой ...azbyka.ru
... несколько слуг и трудников (в середине XVII в. около 20 человек) . Комплекс земельных владений Варлаамиева монастыря сформировался во 2-й половине XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира) ; в XVI – 1 половине ХѴ40; III в. Недвижимые владения Варлаамиева монастыря почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству великий князь Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 января 1482 г. закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам – потомкам преподобного Варлаама. По грамоте великого князя Василия III Иоанновича 1543 г. монастырю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В конце XV – 1-й трети XVII в. монастырь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских великих князей и царей. Монастырские деревни находились в Ледском стане Шенкурского уезда по обеим берегам Пинежки и Ваги. Кроме пахотных земель и лугов, Варлаамиев монастырь имел леса и рыбные ловли на реках Ваге и Пинежке и озерах Лум, Снулус, Пинежское. Весной старцы и вкладчики ходили на ловлю рыбы в низовья Северной Двины. Братия также выращивали на продажу лошадей и быков. Благодаря своему ... далее ...
Святая Русь - читать, скачатьazbyka.ru
... мы в мир, нагими и выйдем из него. » Преподобный Мартиан Белозерский (†1483 г.) , говорил тяжелую правду Василию II. Митрополит Геронтий твердо отстаивал свою правоту в соблюдении церковных обрядов и заставил Иоанна III признать себя виноватым и лично бить челом, прося вернуться в святительский дом (около 1490 г.) . С признававшим разумные возражения – «встречи» – Иоанном III горячо спорили святые архиепископ Геннадий и преподобный Иосиф Волоколамский, убедившие его в конце концов отказаться от поблажек еретикам жидовствующим. Твердый, благочестивый митрополит Варлаам строго корил Василия III за его приемы в борьбе с удельными князьями. Отдав, наконец, свой посох, он в 1522 году оставил митрополию и сослан был потом в Спасокаменный монастырь. Троицкий игумен Порфи-рий укорял Василия III за пленение кн. Василия Шемякина Путивльского, вопреки данному первым обещанию: «Если ты приехал в храм Безначальныя Троицы с тем, чтобы испросить себе прощение грехов, то будь наперед милосерд к гонимым без правды, » – говорил великому князю игумен Порфирий, подвергшийся за это изгнанию. А. Д. Нечволодов в своих прекрасных «Сказаниях о Русской земле» говорил, что когда Василий ... далее ...
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера