Василия III

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017
Паломничество в Свято-Никольский женский ...azbyka.ru
... Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско двинулось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н. М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель. Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III, когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на болоте» монастырь, был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно. Но пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления ... далее ...
К вопросу о Filioque - читать, скачать - ...azbyka.ru
... комиссии Синоду. 9 Письмо это передано было митрополитом Антонием вместе с разными другими документами, имеющими отношение к старокатолическому вопросу, епископу Сергию, ныне архиепископу финляндскому. Оно печатается теперь вслед за «Тезисами» (II) . В бумагах пр. И. Л. Янышева, переданных после его смерти († 1910 июня 13) в петербургскую духовную академию, оказался еще писанный рукой самого В. Болотоватрактат, не имеющий особого заглавия, по вопросу о значении порядка в наименовании Лиц Св. Троицы по воззрению восточных отцов, с подробным анализом относящегося сюда места в 52 письме св. Василия В. (III) . Трактат написан, нужно думать, именно в то время, когда в комиссии велось обсуждение вопроса о Filioque, т. е. в начале 1893 г. В нем В. Болотов» обосновывает свое несогласие с мнением, высказанным, между прочим, на второй боннской конференции греческим епископом Геннадием (епископом Аргезу) , что наименования Лиц Св. Троицы «первым», «вторым», «третьим», имеют основание исключительно лишь в порядке их откровения, а не в отношениях их во внутренней жизни Божества (ср. реферат В. Болотова на заседании комиссии: 22 января, № 12, аа) . Об этом несогласии В. Болотов упоминает и ... далее ...
Хождение в святую землю московского священника ...azbyka.ru
... древнерусской письменности, который входит в сборник соловецкого архимандрита Дионисия (1460) . В «Феодоритовом слове» доказывалась важность с точки зрения православной догматики сложения перстов: в ранних редакциях произведения – троеперстия, в поздних ( ХVI-XVII вв. ) – двуперстия. «Слово» использовалось старообрядцами в полемике с официальной церковью как одно из главных свидетельств в пользу каноничности двуперстного крестного знамения. Максим Грек – в миру Михаил Триволис (ок. 1470–1555 1556) , переводчик, писатель, публицист. Он приехал в Москву с Афона по просьбе великого князя Василия III для перевода церковных книг. Энциклопедизм знаний и гуманистическая направленность творчества привлекали к Максиму Греку образованнейшие круги русского общества, однако многое в его мировоззрении, новых принципах переводческой и литературной деятельности вызывало недоверие и неприятие. На церковных соборах 1525 и 1531 гг. Максим Грек был обвинен в ереси и порче богослужебных книг. Находился в заточении в Иосифо-Волоколамском, Тверском Отроче монастырях, затем в Троице-Сергиевой лавре, где и умер. Причислен к лику святых, пользовался большим авторитетом в старообрядческой ... далее ...
От Острова до Иоанна Грозного | Страница 12azbyka.ru
... весь с лица переменился, осерчал дюже и тут же его вон выгнал... А ведь это праведно, что государь осерчал на жену свою и отверг брак с нею, потому что в Писании дана нам еще одна не менее важная заповедь: 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; 13 будь непорочен пред Господом Богом твоим; ( Втор. 18: 10-13 ) А мы осудили царя Василия III (см. выше) за то, что он отверг бесплодный брак с Соломонией, увидели в этом причину безблагодатного рождения царского сына Иоанна Васильевича от другого брака, совсем забыв при этом о первоначальных благодатных дарах на нем, которые историки отнюдь не отрицали. Любовь, 18 ноя 2009 #234 р. Б. Андрей Санкт-Петербург Православный христианин Тина писал (а) : Вижу, что Вы не читали статьи по моим ссылкам, Вы цитируете " вычисления " и несоответствующие исторической действительности " выводы " недобросовестных людей, сторонников канонизации Иоанна Грозного, чья позиция осуждена ... далее ...
Судьба и грехи России, Часть 14 - читать, ...azbyka.ru
... немецких влияний) , немощное завершение могучей русской живописи XV – XVI веков. Политическому и религиозному кризису XVII века должен был предшествовать иной кризис, который обновил цветение русской культуры. И этот кризис – мы знаем, когда и как он развивался и чем закончился. Он тщательно, хотя, быть может, и недостаточно изучался историками русской культуры. Но он никогда не был оценен во всем его значении и во всех последствиях. Это кризис начала XVI века, известный под именем борьбы " осифлян» и «заволжцев». От духовного кровопускания, которое русская Церковь претерпела в княжение Василия III, она никогда не могла оправиться совершенно. Но, чтобы уяснить себе весь смысл этого явления, надо поставить его в связь с основной линией развития духовной жизни в Древней Руси. 2. Многие думают, что духовная жизнь есть нечто неподвижно пребывающее в глубине изменчивого потока истории. Историк, даже историк Церкви, редко заглядывает в эту глубину. Сложная композиция его картины сплетается из взаимодействия духовных начал с мирскими, Церкви с государством, обществом, культурой. За вопросами права, организации, культуры едва брезжит духовная жизнь, не требующая объяснений, но ... далее ...
История древнерусской литературы, Часть 4 - ...azbyka.ru
... или «заволжских старцев», от имени которых выступал Нил Сорский. Таким образом, собор 1503 г. способствовал окончательному идеологическому оформлению двух группировок в русской церкви – «стяжателей» и «нестяжателей». И хотя возобладала точка зрения «иосифлян», они, однако, вынуждены были пойти на компромисс со светской властью, согласившись с тем, что без санкции великого князя монастыри не могут расширять своих земельных владений, а прежние владельцы могут выкупать у монастырей некогда принадлежавшие им земли. Иосиф Санин в 1507 г. отдает Волоколамский монастырь под патронат Василия III, превращаясь, по словам своих противников, в «дворянина великого князя». Иосиф и его сторонники начинают активно поддерживать политику Василия III, направленную на укрепление централизованного государства. Они обосновывают теорию теократического абсолютизма, утверждая доктрину божественности царской власти: «Царь убо естеством подобен всем человеком, а властию же подобен вышнему богу». Другую группировку в русской церкви, оформившуюся к началу XVI в., возглавил Нил Сорский (1433 – 1508) . Он родился в Москве и, видимо, принадлежал к дьяческому роду Майковых, постригся в ... далее ...
Русское Старообрядчество. Духовные движения ...azbyka.ru
... особенно часто призывает власть и богатство имущих помогать несчастным и, требуя от них помощи церкви, делает все, что возможно для бедных. Недаром он называет церковное имущество имуществом бедных, а в годы голода он продал все ценности своего монастыря, чтобы помочь голодающим 47. Он сам не только устраивал больницы, дома для стариков, школы, но и требовал, чтобы то же делали и князья. В годы голода он настаивал на введении твердых низких цен на хлеб и на другие виды продовольствия. Социальная проблема стала еще более актуальной темой на Руси в шестнадцатом веке во время царствования Василия III и в эпоху перемен в общественном строе при Иване Грозном. Авторы самых разнообразных направлений, как например, – Максим Грек, Вассиан Косой, боярин Федор Карпов, поп Сильвестр, Ермолай Еразм и многие другие все более и более упорно говорили в середине этого века о тяжких судьбах русского крестьянства, составлявшего в то время не менее 90–95 % населения страны. В годы Смуты и народной катастрофы проблема помощи бедным стало особенно резкой и поэтому Дионисий, которого мы считаем автором упомянутого обличительного труда, неустанно призывал всех помочь своим несчастным братьям ... далее ...
Паломничество в Спасо-Преображенский ...azbyka.ru
... предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря. На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326) , митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой) . В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен) . Из-за ... далее ...
Русское монашество, Глава 5 - читать, скачать - ...azbyka.ru
... Руси, а в провинции, что, конечно, говорит о живом интересе псковского иночества не только к богослужебным проблемам, но и к мировоззренческим темам 177. Благодаря своим посланиям инок Филофей стал одной из самых выдающихся личностей в русской истории. И все-таки мы мало знаем о его жизни. Родился он во 2-й половине XV в. где-то в Псковской земле, потом стал иноком Елеазарова монастыря, основанного около 1450 г. св. Евфросином Псковским в окрестностях Пскова. Вероятно, позже он стал настоятелем Елеазарова монастыря. Его писательская деятельность приходится на годы правления великого князя Василия III (1505–1533) и царя Ивана IV (1547–1584) . До сочинения своих знаменитых посланий Филофей занимался составлением летописей, участвовал в создании Хронографа 1512 г., что говорит, конечно, о его образованности и литературном даровании 178. Уже в этом Хронографе Филофеем написаны замечательные строки: «Наша же Российская (Русская) земля, Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородица и всех святых чюдотворец, растет, и младеет, и возвышается (и распространяется) » 179. В этих словах заключено ядро его церковно-политической идеологии, его веры в мессианское назначение Московского ... далее ...
Максим Грек и его время, Глава VI. Общий характер ...azbyka.ru
... книги, по желанию митр. Даниила в 1534 г., причем в списке XVII в. замечено: «сие писано с виницейского перевода» 975. Вероятно, оригинал перевода был привезен им в Россию. Приезд его сюда был обусловлен значительным содержанием (будто бы до 10 тыс. талеров, не считая путевых издержек) , с обещанием отпустить его обратно. Папа Юлий II мог льстить себя надеждой, что Николай Булев окажет ему содействие в заветной цели папства. Однако, по окончании своей миссии в Новгороде, Булев попытался было возвратиться, но должен был отправиться в Москву, где остался в качестве врача при дворе вел. кн. Василия III 976, который щедро одарил его, оказывал ему покровительство и скончался в его присутствии 977. Прибавим, что в то же время жил в Москве еще третий Николай Немчин, выливший, по повелению вел. кн. Василия (1533) , большой колокол «благовестник», в 1000 пудов 978. § XI Когда прибыл М. Грек в Москву, то он застал, что здесь уже деятельно велась полемика в пользу соединения церквей, именно Николаем Булевым, который, как показывает послание неизвестного к ростовск. архиеп. Вассиану, брату Иосифа Волоцкого (1506–1515) , пользовавшемуся, конечно, большим влиянием в Москве 979, притом ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера